Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Черкесский вопрос – внутрироссийский и международный контекст


Просмотров: 4 194Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Черкесское национальное движение – один из интересных феноменов современного Северного Кавказа. В отличие от аналогичных ему движений, действующих  на Северном Кавказе, отошедших в политическое небытие или интегрированных в структуры власти еще в 1990-е гг., черкесское движение динамично и в последние два года в нем выделяются новые направления, создаются новые коалиции, появляются новые лидеры и активисты. Все большую роль в активизации черкесского национального движения играет Интернет, который способствует образованию независимых от традиционных, «старых» общественных организаций, молодежных сетевых сообществ, как правило, предлагающих свои проекты решения «черкесского вопроса».

 

  «Черкесский вопрос»: попытки определения дефиниции

 

Дефиниция «черкесский вопрос» – одна из актуальных проблем современной политологии. На сегодняшний день ни в одной отечественной академической публикации не существует определения этого явления, хотя журналистских оценок, так же как и заголовков статей и названий конференций, в которых присутствует словосочетание «черкесский вопрос», более чем достаточно. Из публикаций, выгодно отличающихся уровнем анализа проблемы, выделяется экспертный доклад Александра Скакова и Николая Силаева «Черкесский фактор» в современной политической ситуации в Кавказском регионе (Московский Центр Карнеги, Black Sea Peace building Network, российская экспертная группа, Доклад № 2010/1). В докладе содержится попытка определения «черкесского фактора», сама по себе являющаяся наибольшим приближением к осмыслению «черкесского вопроса».  «Под  «черкесским фактором», – пишут авторы доклада, –  обычно понимают влияние этнической солидарности черкесских (абхазо-адыгских) народов, имеющих свою государственность в составе Российской Федерации, а также крупных черкесских диаспор (Турция, Иордания, Израиль, Ливан, Египет) на политические, социальные и культурные процессы как в Кавказском регионе, так и в странах компактного проживания черкесов».

 

В дискурсе общественных организаций адыгов РФ (Адыгэ Хасэ, Черкесского конгресса и других, не столь заметных в публичном и медийном пространстве) и МЧА (Международной Черкесской Ассоциации),  формирующих смыслы «черкесского вопроса», также нет его определения, но неизменными остаются три темы, сформулированные еще в 1990-х гг.

 

Первая – необходимость осмысления характера и последствий военных действий Российской империи в ходе Кавказской войны (1817-1864гг или 1768-1864) как геноцида по отношению к коренному населению – адыгам (черкесам).

 

Вторая – юридическое обеспечение возможности репатриации адыгов диаспоры на историческую родину.

 

Третья. В долгосрочной перспективе – это возможность объединения части территорий трех субъектов РФ Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также территории, населенной шапсугами Причерноморья, в единый субъект – Черкесию – в рамках Российской Федерации.

 

При стабильности этих целей с 1990-х гг, во второй половине 2000-х гг. у различных черкесских общественных организаций РФ появились, в зависимости от региона, свои  приоритеты, о чем говорит анализ экспертных интервью с лидерами черкесских организаций РФ, проведенных в 2010-2011гг.

 

Для черкесских общественных организаций в Карачаево-Черкесской Республике основной акцент делается на вопросах восстановления автономии черкесов в пределах Ставропольского края, для сетевой организации «Черкесский конгресс», представленной в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (отмечу, что совсем недавно из этой организации отделилась  ее ветвь в КБР под новым названием «Черкесский союз») – это тема признания геноцида адыгов в Кавказской войне и призыва к бойкоту Олимпиады в Сочи, для организации «Хасэ» КБР – разрешение проблем, связанных с реализацией Федерального Закона 131 в Кабардино-Балкарии.

 

В контексте грузинских инициатив на Северном Кавказе о черкесском вопросе высказывались и представители власти высокого уровня.  По-мнению главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова – черкесский вопрос – это «тема, с которой носятся два-три человека», а для полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина – «черкесский вопрос не существует и спровоцирован третьими нероссийскими силами».

 

Сочи, черкесское национальное движение и Олимпиада 2014 года

 

Выбор МОКом Сочи в качестве олимпийской столицы в 2014 году способствовал появлению «олимпийского измерения» черкесского вопроса.

 

В исторической памяти адыгов Сочи, город, принимающий олимпийские игры, и летняя резиденция президента России, занимает особое, по-своему символическое место. В 2014 году, в год проведения олимпиады в Сочи, исполнится ровно 150 лет со дня окончания Кавказской войны, официальной датой которого считается 21 мая 1864 г.  В этот день в местечке Кбаада в верховьях реки Мзымта молебном и парадом царских войск было отпраздновано завершение Кавказской войны и, таким образом, была подведена черта под существованием исторической Черкесии.

 

В то же время Сочи – это центр черкесской этнической мобилизации 60-х годов XIX столетия. Здесь, в долине р. Псахо, недалеко от Сочи в июне 1861г. шапсуги, убыхи и абадзехи создали правительство «Великое Свободное собрание». Это Собрание (Меджлис) состояло из 15 улемов. Решением меджлиса территория расселения черкесов была разделена на 12 округов, в которых вводилась воинская повинность – пять вооруженных всадников от ста дворов и налоговая система.

 

Здание Великого Свободного собрания было сожжено русским десантом в 1862 году, что придает особую драматичность проблематике Сочи и позволяет современным черкесским блогерам, в частности известному персонажу адыгского Интернета, выходящему под ником «Зора Кабард», а также пользователям закрытого сообщества «Western Caucasus» на Фэйсбуке осмыслить и конструировать тему черкесского меджлиса 1862 года как «падение черкесского Иерусалима». Один из  лозунгов, набирающий популярность в черкесском интернете – «Эльбрус – наш Сион, Сочи- наш Иерусалим».

 

Сочи был также одним из портов, через которые осуществлялась депортация черкесов в Османскую империю. Депортация и исход черкесов из мест своего исконного проживания – мухаджирское движение – результат реализации официальной доктрины царской России, призванной  «очистить Западный Кавказ от черкесов», привели к культурной и демографической катастрофе. Примерно 96% населения оставило свою историческую родину и в настоящее время 5-7 млн адыгов расселено в 52 странах мира. Сегодня в Турции проживают почти 6,5 миллионов черкесов, в Сирии – 100-120 тыс.черкесов,  в Иордании проживает 80 тысяч адыгов, в Америке – около 7 тысяч, в Германии – 32 тысячи. В Англии и Франции адыги насчитывают около 2 тысяч человек. Примерно столько же адыгов проживает в Голландии. Большая колония – два аула – имеется в Израиле.

 

На территории Сочи в 1920-40-х годах существовал Шапсугский национальный район, ликвидированный в 1945 г. Шапсуги  (одно из субэтнических подразделений черкесов), расселенные в настоящее время в Республике Адыгея и в Краснодарском крае на побережье Черного моря в 7 аулах. Численность причерноморских шапсугов в настоящее время не превышает 10 тыс. человек. Журналист «Новой газеты» Ирина Гордиенко метко написала в одной из своих статей, что шапсуги уходили защищать родину на Великую Отечественную войну из Шапсугского района, а возвращались уже в Лазаревский район. Черкесскими общественными организациями неоднократно поднимался вопрос о восстановлении Шапсугского района, однако не видно никакой даже слабой динамики в его разрешении, более того, шапсуги даже не внесены в Устав Краснодарского края как коренной народ.

 

Таким образом, нетрудно было предположить, что тема Сочи как места исторической трагедии черкесского народа в дискурсе как черкесских общественных организаций России, так и тех внешних сил, которые заинтересованы в разыгрывании «черкесской карты», будет неизбежно увязана с проблематикой олимпийских игр.

 

Сегодня призывы использовать черкесский компонент в брендировании зимних Игр, поддерживают почти все черкесские общественные организации России. Против проведения Олимпиады в Сочи выступает единственная черкесская организация в России «Черкесский конгресс», ее лидеры говорят о невозможности проведения спортивного праздника, «праздника на костях», на территории Сочи. «Черкесский конгресс» является и наиболее последовательным в формулировании и отстаивании этих позиций в медийном пространстве.

 

«Адыгэ Хасэ» всех трех северокавказских республик с черкесским этническим компонентом (в Адыгее председатель организации Арамбий Хапай, в КБР – Мухамед Хафице, в КЧР – Мухамед Черкесов), председатель «Хасэ» КБР Ибрагим Яганов и «Черкесского конгресса» Мурат Берзегов говорят о необходимости до Олимпиады публично осмыслить и дать моральную оценку практик Российской империи на Северо-Западном Кавказе, в ходе которых 96% населения Черкесии стало мухаджирами и было депортировано со своей исторической родины.

 

Следует сказать, что тема необходимости публичной моральной оценки и осмысления трагедии черкесов в Кавказской войне, трагической депортации со своей родины возникла не в связи с олимпиадой. Вопреки мнению участников круглого стола «Первоочередные меры по противодействию использования т.н. «черкесского вопроса» в эскалации напряженности на Юге России» в Ростове-на-Дону, состоявшегося в начале октября 2011 года, черкесский вопрос отнюдь не «возник внезапно».

 

Историческая память о демографической и культурной катастрофе, произошедшей с черкесами в 1850-60-е гг., всегда была частью культуры черкесского общества. Уже в период мухаджирства появился фольклорный жанр плачей-«гыбзэ», в которых постоянно присутствовала тема потери родной земли, утраты духовных корней, пронзительное переживание чужбины. В начале ХХ века адыгская интеллигенция России – люди, получившие образование в Москве, Петербурге, Стамбуле или Каире – начали осмысливать последствия трагического исхода своего народа в литературных сочинениях, этнографических очерках, в историографических текстах на арабском языке. В 1920-1930-х гг., когда краеведение стало своеобразным убежищем региональной национальной интеллигенции, были переизданы исторические источники – сочинения Н.Дубровина, А.Берже, Л.Люлье и др., в которых впервые в советское время освещалась проблематика мухаджирства.

 

В советский период тема Кавказской войны в регионах Западного Кавказа России была табуированной по определению, поэтому появление двух книг –  монографии Г.А. Дзидзария «Махаджирство и проблемы истории Абхазии ХIХ столетия» (Сухуми, 1975) и романа известного абхазского писателя Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» (1978) – стало весьма значимым событием. Чтение и обсуждение этих книг компенсировало отсутствие возможностей открытой общественной дискуссии по какой-либо проблеме, связанной с Кавказской войной. Эти книги впервые в СССР вывели тему мухаджирства из кухонных посиделок в публичное пространство.

 

В 1990-е впервые появились возможности обратиться к ранее табуированным сюжетам истории Северного Кавказа и поставить под сомнение доктрину о «добровольных присоединениях к России», прочно вошедших в советский идеологический календарь. В Майкопе и Нальчике прошло несколько региональных научных конференций, посвященных Кавказской войне. Среди них выделяется Всесоюзная научно-практическая конференция “Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства” (Нальчик, 1990), в рекомендациях которой впервые прозвучал термин геноцид в применении к событиям Кавказской войны.

 

В течение второй половины 1990-х гг. тема геноцида адыгов стала актуализироваться региональной исторической наукой. В адыговедении оформилось целое направление, посвященное анализу проблем Кавказской войны: динамике военных действий, формированию доктрины Петербурга по отношению к черкесам, трансформациям традиционной культуры в ходе войны и т.д.

 

В начале 1990-х осмысление темы геноцида выносится  на уровень парламентов Адыгеи и Кабардино-Балкарии. В 1994 и 1996 годах соответственно геноцид адыгов был признан и осужден парламентами республик Кабардино-Балкарии и Адыгеи. В постановлении Верховного Совета КБР «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» говорится: «Давая историческую и политико-правовую оценку Русско-Кавказской войне, Верховный Совет Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики постановляет: считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества».

 

В Обращении президента Республики Адыгея, Госсовета-Хасэ (парламента Республики Адыгея) к Государственной Думе подчеркивалось, что «трагические события XIX века не получили, на наш взгляд, должной оценки, вытекающей из сути действий царского самодержавия, характеризовавшихся одним термином – геноцид, означающим истребление отдельных групп населения по расовым, национальным (в данном случае) или религиозным признакам, являющимся одним из тягчайших преступлений против человечества….Только соответствующая моральная оценка, данная высшим представительным органом государства, а также принятие нормативного правового акта, закрепляющего право депортированных потомков беспрепятственно возвращаться на Родину, и оказание государственной поддержки репатриантам, могут стать основой для восторжествования исторической справедливости по отношению к адыгскому (черкесскому) народу, неотъемлемой составляющей единого полиэтничного Российского государства, послужит укреплению искреннего доверия и взаимопонимания между народами Республики Адыгея, Российской Федерации в целом».

 

Однако вплоть до 2005 года тема геноцида адыгов никак не была обозначена в политическом дискурсе федерального центра, поскольку ни на одно из обращений в Москву региональные парламенты не получили официального ответа. Она вновь актуализируется только в 2005 году, когда в связи с кремлевским проектом укрупнения регионов возникли риски слияния Республики Адыгея с Краснодарским краем.

 

Именно начиная с этого времени проблематика геноцида стала вновь подниматься, но теперь не официальными местными политическими элитами, как это было в 1990-е, а общественными движениями и организациями. Тема сохранения государственности Республики Адыгея для адыгских общественных организаций в 2005 году увязывалась с признанием геноцида адыгов в Кавказской войне.

 

В 2005 году двадцать адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида адыгов в XVIII-XIX веках. Среди них – пять российских организаций. «Исходя из того, что Российская Федерация – есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, просим Европарламент всесторонне и объективно рассмотреть наше Обращение и признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв”, – говорилось в обращении. Сам проект укрупнения Краснодарского края был свернут в Москвой не только благодаря мобилизации административного ресурса, сколько активности «Черкесского конгресса Адыгеи», опасениями вовлечения во внутриполитические процессы элит адыгской диаспоры, насчитывающей по разным подсчетам 3-5 млн человек.

 

Сегодня Мурат Берзегов, лидер движения «Черкесский конгресс», является одним из тех, кто продвигает тему геноцида на международный уровень. Он говорит, что олимпиада, которая будет проводиться на территории исторического проживания черкесов, являясь благом сама по себе, при замалчивании черкесского вопроса – и, прежде всего, признания геноцида адыгов в Кавказской войне и законодательного обеспечения репатриации адыгов – превратится в олимпиаду лжи. Заявления Берзегова и близких ему лидеров адыгских национальных организаций диаспоры еще в 2007 году нашли сочувственный отклик и взорвали форумы многих кавказских сайтов в Интернете.

 

Именно «Виртуальная Черкесия», черкесские сайты и форумы, сегодня стали основными дискуссионными площадками по этим проблемам. На форумах такого известного ресурса как www.aheku.org года два назад активно присутствовал Авраам Шмулевич, израильский политолог и журналист, который в последние несколько лет занимается черкесской темой и принимает активное участие в инициативах Грузии по черкесскому вопросу. Именно Авраам Шмулевич готовил аналитическую справку для грузинского парламента в связи с его инициативой по признанию геноцида черкесов. Решением Руслана Кешева, руководившего в то время «Черкесским конгрессом» в КБР, Аврааму Шмулевичу была присвоена должность стратегического советника «Черкесского конгресса». Последнее совершенно безосновательно дает повод некоторым экспертам писать о связях черкесского национального движения с Израилем, о финансовой поддержке Израилем некоторых черкесских организаций в России.

 

Характерной чертой черкесских протестных движений, разворачивающихся вокруг Олимпиады, является активное участие в их структурировании представителей черкесской диаспоры. Ресурс черкесской диаспоры для России представляется не достаточно хорошо изученным и недооцененным. Первая волна активности черкесской диаспоры, продемонстрировавшая ее реактивность и мобильность, приходится на октябрь 2008 года. Тогда перед зданиями российского посольства в Стамбуле и российского консульства и офиса ООН в Нью-Йорке более 200 человек вышли на одновременные демонстрации протеста под лозунгами «Сочи – земля геноцида!», «Нет Олимпиаде на крови».

 

В начале 2010 года активность диаспоры возросла – американские адыги организовали движение «NoSochi2014», в декларации которого говорится: «Мы, члены Организационного комитета «NoSochi2014», осуждаем проведение Олимпийских игр в Сочи. Мы просим мировое сообщество и МОК не проводить олимпийские игры в Сочи, т.к. Сочи – это земля геноцида». В дни проведения зимней олимпиады в Ванкувере 14 представителей этого движения организовали три акции – пикет у Русского Дома, шествие со свечами у корабля «Крузенштерн», который рассматривался российской делегацией как один из символов передачи эстафеты от Ванкувера к Сочи, и пикет у Музея искусств. Скандируя лозунги «Sochi – land of genocide», «No Sochi Olimpic!», участники акций призывали бойкотировать олимпиаду в Сочи, сравнивая события XIX века в Черкесии с событиями ХХ века в Аушвице и Сребренице. Лозунгами бойкота Олимпиады и признания геноцида черкесов сопровождали и беспрецедентными многотысячные акции памяти погибших в Кавказской войне, прошедшие 21 мая 2011 года в Стамбуле и Аммане.

 

Очевидно, что снижение в целом политической остроты вокруг черкесского вопроса возможно за счет публичности и системного диалога с черкесскими элитами, с лидерами черкесских общественных организаций, как проявляющими лояльность, так и формулирующими протестные смыслы.

 

Однако сегодня та политика, которая проводится по отношению к черкесским лидерам, может быть обозначена как «красноречие молчание». Пока что их инициативы игнорируются. Так, МЧА пока не получила ответа на свое Обращение к Президенту Д.А. Медведеву 10 марта 2010 года  использовать черкесский компонент на олимпийских играх. В Обращении говорилось  о необходимости «принять принципиальное решение о том, чтобы информационный контекст и культурная программа предстоящей Олимпиады строились бы с учетом истории и культуры черкесского (адыгского) этноса как коренного народа Российского Причерноморья, что полностью соответствует принципам Олимпийской Хартии МОК». (МЧА 1991-2011: Сборник документов и материалов. Нальчик, 2011. С.432-433).

 

В 2010 году парламент Республики Адыгея также обратился в Олимпийский комитет России с предложением учитывать историю и культуру черкесского (адыгского) этноса как коренного народа Российского Причерноморья в информационной и культурной программе предстоящей Олимпиады, что соответствует принципам Олимпийской Хартии МОК, и использовать образ центрального героя нартского эпоса – Саусрыко, возвратившего огонь людям, в комплексе олимпийских мероприятий.  

 

Сегодня пропагандистское обеспечение олимпийских игр (рекламные ролики, речи российских чиновников, промоутерские акции) ведется при полном умолчании о черкесах, на чьей исторической родине эти игры будут проводиться. Не говоря уже о том, что в брендировании олимпиады до сих пор нет ни малейшей попытки использовать символику и фольклорные образы черкесов, хотя традиция обращения к культуре коренного населения тех мест, где проводятся олимпийские игры, является характерной для мирового олимпийского движения. Так было в Сиднее, Лиллехамере, так было в Ванкувере в 2010 году.

 

Хуже того, налицо тенденция профанирования этих проблем в СМИ, свидетельством чего явилась одна из передач Маргариты Симоньян цикла «Что происходит». В этой передаче автор выбрала стилистику лубка для разговора об этих сложных проблемах, полагая, по-видимому, что перевод проблемы в разряд «смешного и комичного» снижает ее остроту.

 

Такие тенденции и отсутствие диалога возмущают и политизируют даже тех черкесов, которые не входят в общественные организации и обычно проявляют низкую общественную активность. Обращу внимание на то, что в черкесской среде существуют неформальные группы влияния, как правило, состоящие из спортсменов, не включенных ни в одну из черкесских организаций и не проявляющие себя публично, но связанные с лидерами некоторых из них и проявляющие острый интерес к черкесской проблематике.

 

В среде черкесских общественников РФ в середине 2011 года можно говорить о появлении новой тенденции. Не так давно появился Меморандум о безусловной поддержке черкесскими общественниками Олимпиады. Под Меморандумом стоят только три подписи – лидера Союза Абхазских добровольцев Казбека Яхогоева, председателя уже не существующего Координационного совета адыгских общественных организаций КБР Жиляби Калмыкова и председателя КБОО “Адыгэ Хасэ”, вице-президента Международной Черкесской Ассоциации Мухамеда Хафицэ.

 

Во-первых, текст меморандума не обсуждался публично с остальными черкесскими общественниками, что и вызвало критику подписантов в адыгском медиа-пространстве, вплоть до необходимости поставить вопрос о снятии М. Хафице с поста вице-президента МЧА.

 

Во-вторых, в Меморандуме, и это впервые в официальных документах, исходящих от черкесских общественных организаций, «тема Олимпиады» отделяется от проблематики целей черкесских движений, что ранее формулировалось как «пакетное предложение», и помещается исключительно в культурно-просветительную нишу.

 

Проблема репатриации

 

Черкесское движение, тем не менее, структурируется не только вокруг темы признания геноцида и олимпийской проблематики. Внутри черкесского движения в последние два-три года появились отдельные акторы, которые считают, что постоянное возвращение к теме геноцида и событиям XIX века формируют у черкесского народа комплекс жертвы, что Олимпиада является событием спортивным, а не  политическим и ее проведение никак не может быть увязано с решением таких глобальных для черкесов проблем, как, в частности, проблема репатриации.

 

Повторюсь, что 96 % черкесов в результате Кавказской войны оказалось за пределами своей исторической родины. Вопрос об их возвращении на Кавказ ставился еще в XIX веке. В фондах центральных российских архивов периода Кавказской войны и особенно периода «умиротворения Кавказа» содержатся прошения черкесов о возвращении на родину, датированные еще 80-ми–90-ми годами XIX века, на которые им отвечали отказом, предлагая вернуться в любое место, но только не на Кавказ. Вторая волна просьб о возвращении приходится уже на советский период. В 1920-е, 1950-е, 1960-е, 1980-е годы черкесы неоднократно подавали просьбы центральным советским властям о возвращении. Особенно активны в этом были сирийские черкесы. Эти документы с резолюциями «отказать» хранятся в фондах ГАРФа.

 

В 1990-е годы ситуация изменяется – демократические перемены в России открывают для адыгов возможности объединения материнской культуры с культурой диаспоры;  в России, в Майкопе и Нальчике, проходят всемирные съезды адыгов, впервые духовно объединяются целые семейные кланы, разделенные в XIX веке. В 1998 году произошло беспрецедентное событие – 180 человек из югославского анклава Косово были организованно вывезены в Адыгею. В 1990-е годы Адыгея приняла комплекс уникальных мер, направленных на адаптацию репатриантов. В республиканском законодательстве действовал закон «О репатриантах» (в настоящее время он отменен как несоответствующий федеральному законодательству), позволяющий получить российское гражданство в упрощенном порядке, а также гарантирующий репатриантам  юридическую, социальную, образовательную поддержку. В Майкопе начал работать «Дом адаптации репатрианта», различные фонды по поддержке репатриации. Для репатриантов из Косово недалеко от Майкопа  был специально построен аул, который был назван Мафехабль, что значит «счастливый аул». Репатриация из Косово активно поддерживалась Кремлем и широко освещалась в центральной прессе.

 

Несмотря на то, что репатриация была для «косовцев» непростой, поскольку сказался и имеющий место произвол местного чиновничества, и культурная дистанция, сложившаяся в течение 150 лет пребывания в разных политических и культурных контекстах, особенно заметная в отношении к исламу, репатриация состоялась. Из приехавших в Адыгею югославских черкесов только 5-6 семей (около 30 человек) уехали в Германию либо в Турцию. Оставшиеся на родине черкесы сами создали рабочие места, выучили русский язык, молодые люди получили образование в Адыгейском государственном университете.

 

Опыт репатриации косовских адыгов показал, что есть возможности спрогнозировать риски, которых эксперты и аналитики ожидали от репатриации. Они минимальны и практически сводятся к нулю. Опасения по поводу того, что большой приток адыгов-мусульман изменит полностью демографическую и, в особенности, конфессиональную карту Северо-Западного Кавказа, оказались несостоятельными. Во-первых, адыги-репатрианты отличаются законопослушностью и лояльностью по отношению к принимающему государству. Это давно отмеченное экспертами качество адыгов позволяло им успешно заниматься военным отходничеством в Польшу и Османскую Турцию в средние века и новое время, а в современный период позволяет потомкам мухаджиров быть идеально интегрированными в силовые структуры и армию Израиля, Турции и Сирии. Во-вторых, репатрианты приносят с собой те трудовые навыки, которыми местные черкесы не обладают. Стоматологические кабинеты, магазины, маленькие ресторанчики типа фаст-фуд, небольшие фабрики по производству куриного мяса, фабрики по пошиву одежды, школы обучения иностранным языкам, строительные фирмы, открытые репатриантами, не только создают рабочие места в Майкопе, Нальчике и в тех аулах, где селятся наши соотечественники, но являются тем уникальным опытом организации своего личного пространства, к которому российские черкесы еще не привыкли. Отличительной особенностью такого опыта является мотивация человека не только на государственную поддержку, но и на личную инициативу и амбиции.

 

Интересные процессы, позволяющие определить тенденции репатриации, происходят сейчас в Иордании и Турции. Здесь выросло целое поколение молодых людей, связывающих свое будущее с исторической родиной. В Иордании черкесы, хотя и остаются частью политического класса этой страны, постепенно теряют те преимущества, которыми они обладали при короле Хусейне. В Турции, стремящейся  в Евросоюз,  все более усиливается черкесский национализм, выражением которого стали многотысячные митинги с требованием предоставить возможности для изучения и поддержки черкесского языка и культуры. Один из таких митингов прошел в Анкаре весной этого года. В октябре 2011 года Стамбул стал принимающей стороной для заседания Исполкома Международной Черкесской Ассоциации, собравшего представителей черкесской диаспоры со всего мира.

 

Вместе с тем, законодательное обеспечение репатриации черкесов в Россию все еще несовершенно. Черкесы, проживающие в Турции, Сирии, Иордании, Израиле, Германии, США и др. странах по прежнему законодательству могли вернуться на родину только через получение вида на жительство по Закону о гражданстве 1991 года. Закон требует отказа от действующего гражданства, пребывания в России не менее 5 лет до момента подачи документов на гражданство РФ, знания русского языка, прохождение экзамена на знание Конституции РФ, наличия на банковском счету (в регионе пребывания) большой суммы денег. Кроме того, лица, обладающие дипломатическими или другими привилегированными паспортами, не могут подавать документы на гражданство. Большинство зарубежных черкесов, обладающих высокой профессиональной квалификацией, имеющих семьи и делающих успешные карьеры не могут вернуться из-за действующих российских законов о репатриации. «Финансовые затраты слишком высоки, чтобы поставить крест на карьере и покинуть страну проживания», – пишет американская черкешенка Чичек Шык, член комитета по репатриации Международной Черкесской Ассоциации.

 

Ситуация изменилась в 2008 году. Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”.

 

Федеральным законом теперь устанавливается возможность приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, гражданства РФ в упрощенном порядке. Т.е., без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории РФ, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком.

 

Теперь к соотечественникам будут относиться граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами РФ, «сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны». За основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить «принцип самоидентификации», подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью.

 

Сегодня действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников проживающих за рубежом», но пока что Северный Кавказ не входит в нее как территория вселения, т. е. черкесы, которые хотели бы вернуться на родину, по этой программе пока что не имеют возможности въехать в Адыгею, КБР или КЧР.

 

В Адыгее с 2009 года работает республиканская целевая программа «Развитие и укрепление связей с соотечественниками». Ее разработчиком выступил Комитет РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ. Однако срок реализации программы ограничен 2009-2011 годами, а общий объем финансирования – 3 млн. 715 тыс. рублей из республиканского бюджета, вряд ли позволит реализовать масштабные проекты.

 

Тема репатриации поднималась на встрече представителей МЧА с депутатами Государственной Думы РФ весной 2011 года. Отметим, что в новейшей истории это первая встреча черкесских активистов, представляющих черкесские организации США, Турции, Сирии, Израиля, с российскими политиками такого высокого уровня.  Члены МЧА, представляющие черкесскую диаспору, говорили о необходимости работы с черкесской диаспорой, о большом потенциале, которым обладают черкесские элиты в таких странах, как Турция, Сирия, Иордания, о возможности предоставления двойного гражданства для адыгов диаспоры, желающих репатриироваться. Пока что результат встречи можно сформулировать кратко – были обозначены проблемы и высказано желание работать над этими проблемами.

 

В 2010-2011 году в Адыгее и Кабардино-Балкарии заключаются соглашения с Россотрудничеством (Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству).  Хотя Россотрудничество не занимается проблемами репатриации, такие соглашения существенно расширили возможности республик Адыгеи и Кабардино-Балкарии и позволят в будущем как продвигать уже имеющиеся проекты (летние поездки на родину для черкесских детей, проживающих в Турции, Иордании, Израиле; обмен студентами; прием преподавателей из черкесов диаспоры для стажировок в АГУ и КБГУ по методике преподавания черкесского языка; организация преподавания в странах диаспоры черкесского языка преподавателями из России и т.д.), так и инициировать новые.

 

Грузинский вектор

 

С начала 2010 года активность на западно-кавказском направлении начинает проявлять Грузия. Одной из определяющих инициатив правительства Грузии является новая стратегия в отношении Абхазии и Южной Осетии – «Вовлечение через сотрудничество», которая, в частности, включает в себя намерение вернуть Абхазию и Южную Осетию мирным путем. Стратегия была поддержана СЕ, Евросоюзом, ООН, ОБСЕ и Госдепом США. В Стратегии говорится, что активизация на Северном Кавказе есть тоже часть этого большого проекта. Не так давно Грузия ввела безвизовый режим для жителей Северного Кавказа.

 

Я хотела бы обратить внимание на то, что связи Северного Кавказа и, в частности, адыгов с Грузией неоднозначны и имеют давнюю историю и традиции. С одной стороны, грузинская военная элита была частью российской политической элиты и сама участвовала в покорении Западного Кавказа. С другой стороны, в 1960-1970-е годах Грузия и Тбилиси были центром академической и интеллектуальной активности на Северном Кавказе. Через Тбилисский университет прошла почти вся гуманитарная черкесская интеллигенция, которой сейчас от 65 до 75 лет. Эти люди знают грузинский язык и хранят добрую память об университетской традиции и своих грузинских учителях.

 

Конфликтность во взаимоотношениях Грузии и Северного Кавказа связана с началом 1990-х годов, а именно с грузино-абхазской войной, в урегулировании последствий которой принимали участие все лидеры республик с черкесским компонентом. Валерий Коков и Аслан Джаримов, в то время президенты КБР и Адыгеи, вопреки позиции официальной Москвы, негласно поддерживали добровольческое движение в Абхазию, принимали и трудоустраивали беженцев, активно участвовали в миротворческих инициативах.

 

Что касается лидеров черкесских общественных организаций, то борьба абхазов за независимость от Грузии в 1990-е годах воспринималась ими как борьба своих братьев за свободу, остаться в стороне от которой не позволяют ни традиции исторической памяти, ни традиции «адыгэ хабзэ». Ибрагим Яганов, один из самых харизматичных черкесских лидеров, в настоящее время председатель «Хасэ» КБР, был командиром Кабардинского батальона в Абхазии, а Султан Сосналиев, кабардинец, министром обороны в правительстве Владислава Ардзинбы.

 

Таким образом, политика возвращения Грузии на Северный Кавказ в качестве регионального лидера, и именно в таком инструментальном качестве она обращается в 2009 году к черкесскому вопросу, реализуется в условиях наличия далеко неоднозначного образа своей страны и своих элит в восприятии народов Северного Кавказа.

 

Черкесская тема впервые публично прозвучала в современной Грузии на научно-практической конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», организованной 19-21 марта 2010 года в Тбилиси при поддержке Jamestown Foundation. На конференцию приехал единственный черкесcкий общественник, Руслан Кешев, в то время руководитель «Черкесского конгресса» КБР. На конференции было немало громких имен – Фатима Тлисова, известная журналистка и знаковая фигура для современного адыгского движения, известный журналист Олег Панфилов, вдова Джохара Дудаева Алла и др. По итогам конференции была принята резолюция,  направленная в парламент Грузии. В ней говорилось:

 

«Черкесы – народ, подвергшийся геноциду, потерявший свою независимость вследствие колонизации, массовых преступлений, массовых депортаций и этнических чисток. Черкесы и сегодня страдают от непрекращающегося геноцида и являются народом в изгнании. Трагедия черкесов, чье единство и статус коренного населения исторической Черкесии отрицаются Российской Федерацией, никогда не была признана на международном уровне. Черкесы добиваются восстановления исторической справедливости и осуждения исторической колониальной политики Российской империи и сегодняшней политики Российской Федерации, направленной против интересов черкесского народа на их родине и в диаспоре».

 

Участники Конференции призвали Парламент Грузии, а также правительства всех стран «осудить действия Российской империи в XIX и начале XX вв., приведшие к потере независимости Черкесии, и признать эти деяния актом геноцида против черкесского народа; объявить 21 мая, дату, знаменующую собой российскую оккупацию Северо-Западного Кавказа в 1864 году, днем памяти жертв черкесского геноцида, и признать г. Сочи местом и символом геноцида черкесов и этнической чистки».

 

Решения тбилисской конференции вызвали разную реакцию черкесских организаций. На одном полюсе оказалась Международная Черкесская Ассоциация, назвавшая тбилисскую конференцию антироссийской. (Для справки – МЧА создана в 1991 году. Ее руководитель министр юстиции Юрий Калмыков, подавший в отставку в знак протеста против ввода войск в Чечню. Со времен Ю. Калмыкова МЧА претерпела динамику и в настоящее время постепенно уходит от обсуждения острых политических вопросов, сосредоточившись на решении культурно-просветительских и гуманитарных проблем).

 

На другом – сетевая организация «Черкесский конгресс», общественное движение «Хасэ» КБР (председатель Ибрагим Яганов), поддержавшие ее итоги.

 

В мае 2011 года парламент Грузии накануне 21 мая, дня памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне, признал геноцид черкесов, совершенный Российской империей в период Кавказской войны. МЧА на решение грузинского парламента не отреагировала, в КЧР лидеры черкесских общественных организаций направили благодарственное письмо в парламент Грузии. Это письмо подписали председатель общественного движения “Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент Карачаево-Черкесской Республики” Мухамед Черкесов, председатель Карачаево-Черкесского республиканского благотворительного фонда ”Хэкужь” Альберт Адамоков, председатель общественного движения” Молодежная Адыгэ Хасэ” Карачаево-Черкесской Республики Тимур Жужуев и председатель Карачаево-Черкесского регионального общественного движения “Черкесский конгресс”  Анзор Этлешев.

 

Для большинства черкесских лидеров нет иллюзий относительно политических намерений Грузия использовать черкесскую тему в своих целях. Сегодня самые яркие фигуры черкесского общественного движения в России, открыто или в частных беседах, признают, что заявление грузинского парламента о геноциде черкесского народа со стороны Российской империи, безусловно, является частью геополитической игры Грузии на Северном Кавказе, что черкесская проблема, черкесская трагедия послужила инструментом для активизации процессов возвращения Грузии на Кавказ. Очевидно также, что контакты черкесских организаций с Грузией обусловлены тем, что политическая элита России в течение многих лет замалчивала те обращения, которые направлялись в Центр черкесскими общественными организациями России.

 

Таким образом, во второй половине 2000-х гг. черкесское национальное движение получило новые импульсы для своего развития и структурирования. Проект укрупнения регионов, свернутый при попытках его реализации в Адыгее, и тема Сочи-2014 в ее увязке с необходимостью публичной оценки практик Российской империи на западном Кавказе в XIX веке стали теми событиями, которые активизировали черкесские движения по всему миру. Надо сказать, что в своих публичных выступлениях современные черкесские лидеры демонстрируют преемственность с основными положениями наследия Юрия Хамзатовича Калмыкова, составляющими комплекс проблемы «черкесский вопрос», выработанными их предшественниками в первой половине 1990-х годов.

 

Характерной особенностью современного черкесского национального  движения  является дрейф таких «старых» организаций, как «Адыгэ Хасэ» и Международная Черкесская Ассоциация в сторону от острых политических проблем к культурной проблематике (издание книг, реализация культурных и гуманитарных проектов).

 

Второй характерной особенностью новейшего времени является появление закрытых международных черкесских сетевых Интернет-сообществ. Они не нуждаются в легитимизации со стороны государственных или традиционных общественных организаций и вполне способны структурировать свои проекты самостоятельно. По своим функциям они фактически являются общественными организациями, хотя и лишены свойственной им бюрократической структуры. Для их участников характерны высокий уровень образованности, политизированности и мобильности, а также включенность в другие сетевые сообщества, профиль которых также связан с Северным Кавказом. Средний возраст участников и активных пользователей таких сообществ составляет 27-45 лет.

 

Важной тенденцией черкесских движений новейшего времени продолжает оставаться процесс дальнейшего структурирования черкесских организаций, как традиционных, так и новых. Данный процесс заметен в появлении новых организаций (в 2000-е годы появились «Черкесский конгресс», «Хасэ» КБР, «Патриоты Черкесии» в Турции), в выделении новых акцентов в осмыслении, казалось бы, ранее незыблемых тем.

 

Так, в деятельности некоторых российских черкесских общественников, их единицы,  заметен перенос акцента с темы признания геноцида, что было характерно для 1990-х годов, на требования возможности репатриации.

 

Надо отметить также динамичность черкесских организаций, которая проявляется кроме всего прочего и в расхождениях среди недавних соратников, что приводит к возникновению новых организаций. Так, недавно из «Черкесского конгресса» выделилась группа, образовавшая новую организацию, названную «Черкесский союз». Наконец, надо признать и то обстоятельство, что теперь эти процессы проходят в контексте реализации Грузией новой стратегии достижения своих политических интересов во всем кавказском регионе.




checheninfo.ru


Источник: Кавказская политика

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"