Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чечня. Корректировка курса и персоналий


Просмотров: 2 250Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Абдул Ицлаев

 

Сегодня глава Чечни назначил исполняющим обязанности главы правительства республики Ису Тумхаджиева, ранее являвшегося вице-премьером, курирующим социальный блок республики. Это назначение произошло буквально через несколько дней после того, как в конце прошлой недели Рамзан Кадыров отправил правительство в отставку.

 

По словам главы Чечни,  «Кабинет министров выполнил огромный объем работы, решил сложнейшие задачи». «Однако, – как отметил Кадыров, – время не стоит на месте». Перед республикой «встают новые задачи, новые проблемы», для решения которых «нужны новые подходы, стратегия и тактика». В связи с этим «в правительстве будут произведены структурные и кадровые изменения, направленные на повышение эффективности и оперативности его деятельности».

 

СМИ широко комментируют решение об отставке Кабинета министров ЧР, председателем которого в течение последних пяти лет являлся Одес Байсултанов – близкий родственник Главы республики. В спектре мнений, высказываемых экспертами, доминирующими являются две точки зрения. Согласно первой, Рамзаном Кадыровым «расчищено место» под назначение «нового человека», «ставленника Москвы, русского». По второй версии, правительство республики отправлено в отставку с тем, чтобы произвести серьезные структурные изменения, призванные обеспечить качественные изменения в его работе.

 

Обе эти точки зрения имеют право на существование. Тем более что руководство республики пока не опровергает и не комментирует ни одну из них. Между тем, есть смысл возвратиться в недавнее прошлое республики для осмысления и оценки того, что  происходит сегодня.

 

«Варяги»

 

По наиболее распространенному мнению, московский назначенец без  клановых и прочих  связей на Кавказе может стать эффективным региональным руководителем. Считается также, что он будет – по определению – демократичен, а его деятельность – прозрачна, особенно в части расходования бюджетных средств.

 

Безусловно, всякий новый человек, наделенный соответствующими полномочиями, может внести свежую струю в работу органов власти и управления любого уровня. Но нередко «новая метла» способна вымести вместе с сором и все то, что составляет основу доверия к власти. Речь не только и не столько о неких местных управленческих «традициях», сколько о здравом смысле, логике, которые должны прослеживаться в действиях властных структур. Размывание, отсутствие доверия и уважения к кадровым решениям федерального центра  - ахиллесова пята всей системы власти в регионе.

 

В Чечне «рука Москвы» присутствовала всегда. Так, в сформированном Джохаром Дудаевым правительстве один из ключевых постов – министра промышленности – занимал Виктор Распопа. Он же в одно время – уже в ранге и.о. вице-премьера – курировал весь экономический блок. К «ставленникам Кремля» относили также дудаевского министра финансов Таймаза Абубакарова, ряд других министров.

 

В сформированном исключительно Москвой в 1994-1996 и в 1999-2000 гг.  чеченском правительстве ключевые должности также занимали чиновники «дудаевского призыва». Именно они большей частью стали также руководителями территориальных органов федеральных ведомств. Вплоть до 2006 года кресло председателя республиканского правительства занимал русский, для которого Чечня становилась своеобразной стартовой площадкой для быстрого карьерного рывка.

 

В апреле —ноябре 1996 года председателем Правительства ЧР являлся Николай Кошман. Он же в октябре 1999-июне 2000 г, будучи заместителем Председателя Правительства РФ, стал полномочным представителем Правительства РФ в ЧР.

 

Затем – с января 2001 по март2006 г. – правительством Чечни «рулили» Станислав Ильясов, Михаил Бабич, Анатолий Попов, Сергей Абрамов. Иначе говоря, начиная с 2001 года, в течение шести с лишним лет правительство Чечни возглавляли: а) не чеченцы, б) исключительно русские, в) одни «чистые» московские назначенцы.

 

Сделали ли эти три слагаемых правительство Чечни эффективным?

 

Не следует, наверное, искать однозначного ответа на этот вопрос. В то же время нельзя не вспомнить: именно в этот период Чечню стали называть «черной дырой», в которой бесследно исчезают практически все выделяемые на республику бюджетные деньги. А Ахмат-Хаджи Кадыров вынужден был констатировать, что  средства из федерального бюджета, предназначенные для Чечни, не выходят за пределы Садового кольца. Говоря иными словами, как отмечает один из местных экспертов, «московские ставленники фактически стали проводниками политики откатов», а «словосочетания «назначенец Москвы», «человек Кремля» перестали быть синонимами понятий неподкупность, компетентность, эффективность…»

 

2006 год, когда республиканское правительство перешло под контроль не «варяга», стал во многом переломным. Это – водораздел, по одну сторону которого – разруха, по другую – вставшие из пепла и руин города и села.

 

С «варягами» связаны и несколько скандалов, непосредственным образом отразившихся на имидже республики. Анатолий Попов получил «тяжелое пищевое отравление», а Сергей Абрамов попал в аварию на Рублево-Успенском шоссе в Подмосковье. В обоих случаях выдвигалась версия покушения, однако соответствующие проверки ни «чеченского», ни иных следов покушения не обнаружили. Тем не менее, остался жить миф о дыме, который без огня не бывает.

 

Первые лица Чечни избегают публичного обсуждения действий своих подчиненных. Это негласное правило в свое время нарушил  Михаил Бабич. Он, комментируя освобождения Сергея Абрамова от должности министра финансов, подчеркнул: «К Абрамову есть масса вопросов, в том числе и у компетентных органов».

 

В кулуарах Правительства ЧР до сих пор ходят легенды о ненасытности и всеядности «команды», которую привез с собой назначенный премьером Чечни Станислав Ильясов.

 

По словам одного из местных политологов, «все, что касается их родины и народа, – это очень чувствительная для всех чеченцев тема. А «варяги» не связывают с Чечней свое будущее. Это усиливает недоверие к ним, люди перестают видеть в них «государевых людей».

 

 Политические долгожители

 

С 2000 по 2006 год в Чечне во главе правительства побывали пять человек. Исполнительную власть республики каждый из них представлял в среднем чуть более года.

 

Одес Байсултанов, председатель отправленного Рамзаном Кадыровым в отставку Кабинета министров, состоял во второй по значимости в республике должности больше пяти лет. Такое политическое долгожительство, по мнению большинства экспертов, «связано не только и не столько с родственными отношениями между этими двумя первыми лицами республики, сколько с тем, что за пять лет не было сделано ни одной попытки создать из правительства и его главы второй «полюс силы». «Это – тандем, в котором каждый знает свое место», – так еще недавно аналитики определяли взаимоотношения Главы ЧР и председателя правительства.

 

Лидер Чечни нередко называют республиканский Кабинет министров «командой Кадырова». В нее поныне входят люди, которых в свое время принял на работу Ахмат-Хаджи Кадыров. К числу первых министров, назначенных им, относятся: Дукуваха Абдурахманов – ныне председатель Парламента ЧР, Хож-Магомед Вахаев – ныне депутат Госдумы РФ, Лема Дадаев – ныне советник Главы ЧР, Мовла Осмаев – ныне руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР… Все они могут быть названы политическими долгожителями Чечни. Лема Дадаев, например, работал в правительстве Дудаеве, сохранил «портфель» при Кошмане, других премьерах.

 

Вместе с тем, особенностью проводимой Рамзаном Кадыровым кадровой политики является активное введение в состав правительства молодых перспективных специалистов. Так, недавно министром по национальной политике, печати и информации назначен Аднан Нагаев, который по возрасту годится во внуки некоторым политическим долгожителям.

 

Наиболее успешных молодых управленцев «экзаменуют» и на уровне выше республиканского. Так, в декабре прошлого года по списку «Единой России» депутатами Госдумы стали Магомед Селимханов и Шамсаил Саралиев, являвшиеся до этого соответственно руководителем администрации главы и правительства ЧР и министром по национальной политике, печати и информации.

 

Ни молодость, ни долгая политическая карьера, однако, никому не сулит ни привилегий и преимуществ, ни возможности почивать на былых заслугах. С чиновниками, деятельность которых не приближает ежедневно к решению стоящих перед «командой» задач, глава республики расстается без предупреждения и церемоний. Это произошло, например, с почти двумя десятками заместителей мэра и руководителей служб администрации г. Грозного, на действия которых жаловались жители столицы республики. Это случилось с десятками глав местных самоуправлений, не проявивших должного усердия в соблюдении земельного законодательства. Этой участи не избежали вице-премьер Ахмед Гехаев, министры Абу Сугаипов, Нурид Борхаджиев – представители разных поколений чеченских чиновников.

 

Рамзан Кадыров, отвечая 19 мая с.г. на вопрос «Интерфакса», отметил, что для него «неважно, кто будет по национальности председатель правительства или министры». Чиновничий аппарат Чечни действительно «мозаичен». В нем своих представителей имеют практически все проживающие в республике народы, мусульмане и христиане. Что касается чеченцев, то, вопреки утверждениям ряда СМИ, тейповая или вирдовая принадлежность их не является фактором, имеющем значение при трудоустройстве, продвижении по службе.

 

Все «за» и «против»

 

Рамзан Кадыров, отвечая 19 мая на вопросы «Интерфакса», отметил, что  «в настоящее время ведется подготовительная работа по формированию нового кабинета министров. Я со всей определенностью могу сказать, что возглавит правительство человек из того состава правительства, которое ушло в отставку”, – сказал Р.Кадыров.

 

По его словам,  «этот вопрос будет полностью решен в течение двух недель». «У нас в правительстве есть настоящие профессионалы своего дела. За прошедшие годы они доказали свою способность решать самые сложные задачи. Нам есть, из кого выбирать», – сказал Р.Кадыров.

 

Кроме того, Глава Чечни сообщил, что «в настоящее время вырисовывается конфигурация правительства, администрации, есть несколько проектов по структуре, и наиболее оптимальный из них будет принят за основу». При этом для Рамзана Кадырова «неважно, кто будет по национальности председатель правительства или министры». «В этом вопросе я придерживаюсь четких правил, и они основаны на том, что и председатель правительства, и министры должны быть профессионалами. Мы решали до сих пор, и тем более, должны впредь решать очень сложные задачи. Это – подъем экономики, создание тысяч рабочих мест, привлечение иностранных инвестиций. И для этого нужны люди, которые имеют большой опыт», – отметил Р.Кадыров.

 

На следующий день Парламент Чечни принял два Конституционных закона ЧР – «О внесении изменений в Конституцию ЧР» и «О внесении изменений в Конституционный закон ЧР «О системе органов исполнительной власти ЧР». Поправки, по словам начальника Правого департамента Администрации Главы и Правительства ЧР Гаиба Берсункаева, призваны «усилить административные функции Администрации, выполняющей сегодня в большей степени аппаратную роль».

 

Что дальше?

 

Какими будут следующие шаги руководства Чечни и к чему они приведут, покажут ближайшие две недели. А что видят эксперты за решением Рамзана Кадырова об отставке правительства? Вот несколько точек зрения:

 

Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, главный редактор журнала “Кавказская политика”:

 

-В июне прошлого года закончилась федеральная программа по восстановлению Чеченской республики, закончился авральный период. За это время республика сделала очень многое: буквально из пепла восстановила разрушенные города, инфраструктуру, построила дома, создала нормальные, получше, чем во многих регионах России, условия (просто за счет того, что восстановление проходило под контролем власти, хотя коррупционные явления были). Теперь приходит период нормальной жизни: поиска инвестиций, работы с банками, бизнес-системами. Система, при которой можно было просто в Кремле попросить денег, ушла в прошлое. Тогда такой подход был разумным, республика лежала в руинах. Прошла “авральность”. Теперь нужны новые подходы, и Рамзан Кадыров понимает, что нужны новые кадры, которые будут работать над инвестиционными проектами и бизнес-кластерами…

 

Леонид Давыдов, председатель правления ВЦИОМ:

 

-Все-таки этот этап экстенсивного (развития) должен поменяться на этап интенсивного. Когда уже работа по точкам, по конкретным проектам…

 

Дмитрий Виноградов, глава фонда “Петербургская политика” :

 

-…Все равно во главе правительства республики останутся максимально лояльные Кадырову силы.

 

Эдильбек Хасмагомадов, директор чеченского регионального Центра стратегических исследований:

 

-Мне кажется, что отставка связана не столько с персоналиями, сколько с тем, что будут структурные изменения, существенно будет корректироваться стратегия.




checheninfo.ru


Источник: Кавказская политика

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"