ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. О создании Грозненского авиапредприятия вспоминает Хусейн Евмурзаев:
Первые самолета в небе Грозного появились в 1925 году,– рассказывает он. – Под руководством П. Свириденко прилетали экспедиции, с целью уничтожения азиатской саранчи в плавнях реки Кумы. Вторая авиахимическая экспедиция по борьбе с азиатской саранчой была организована в 1926 году под руководством Б. Пухова.
А чуть позже, весной 1930 года, осоавиахимовская молодежь города Грозного подготовила площадку, пригодную для приема и выпуска самолетов. В июле 1932 года строительный отряд «Грознефти» построил здание аэровокзала, бензохранилище, засеял травами летное поле и сделал ограждение территории. Так началось создание в республике аэропорта, который в народе до сих пор именуется как «Старый аэропорт».
17 февраля 1938 года на базе аэродрома г. Грозного был создан 221 авиаотряд специального применения – «Грозненское авиапредприятие», которое явилось одним из первых на Северном Кавказе.
На самолетах Р-5 и ПО-2 начали совершать вылеты для перевозки почты, оказания срочной медицинской помощи, а также для применения авиации в народном хозяйстве.
В 1941-1945 г.г. личный состав 221 авиаотряда принимал активное участие в защите Родины в Великой Отечественной войне.
В начале 60-х годов у нас появились самолеты Як-12, вертолеты Ка-15, Ка-18. Пассажирские перевозки стали выполняться на самолетах Ан-24. В 1968 г. в г. Москву начал летать 110 местный самолет АН-10, а с 1972 г. – реактивный Як-40. В 1966-1970 годы впервые наши авиаторы начали обрабатывать сельскохозяйственные угодья.
За сельхозавиацией Грозненского авиаотряда были закреплены: Дагестан, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария. Также нашей авиацией выполнялись работы в Калмыкии, Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, на Украине, Туркмении, Казахстане, Узбекистане. За 1976-1980 г.г. было обработано более 5 млн. гектаров. И в этом немалая заслуга экипажей самолетов Ан-2, где командирами самолетов были: В. Винницкий, Х. Евмурзаев, В. Сулханишвили, А. Дарсигов, И. Мамакаев, В. Гоконаев, Х. Исаханов, Н. Цебаев и др. Многие из них за добросовестный труд были удостоены Государственных наград СССР.
В 1977 г. в Грозном было начато строительство современнейшего аэропорта, одного из крупнейших на юге России. Его плановая пропускная способность составляла 600 пассажиров в час. В Грозненский Объединенный авиаотряд поступили новые самолеты Ту-134А. В период освоения самолетов Ту-134А было подготовлено более 30 экипажей, которые возглавляли: Ю. Самсонов,В. Наприенко, Х. Евмурзаев, М. Хашагульгов. Х. Эдельханов, Р. Алиев, Х.Салгириев, Р. Дадагов, Д. Григоращенко и др. Большую помощь в становлении молодых командиров оказал один из опытнейших пилот-инструкторов самолета Ту-134А Э. Хакимов.
Пилоты Грозненского авиаотряда выполняли более 40 рейсов в неделю в различные города и республики СССР. В 80-х годах авиапарк Грозненского авиапредприятия насчитывал 7 самолетов ТУ-134А и 34 самолета АН-2.
В 1985 году к 40-летию со дня Победы был введен в эксплуатацию нынешний аэровокзальный комплекс.
При поддержке Главы ЧР Рамзана Кадырова восстановление аэропорта «Грозный», разрушенного в период известных событий, было завершено в кратчайшие сроки.
5 октября 2006 года самолетом Ту-134А был выполнен первый технический рейс.
8 марта 2007 года, что символично – в Международный женский день – было возобновлено регулярное воздушное сообщение по маршруту «Москва-Грозный-Москва».
Сейчас мы переживаем свое второе рождение, – сказал Хасан в нашей беседе.– Первоначально авиаперевозками из Грозного и обратно занималось унитарное предприятие «Вайнах-Авиа», которое осуществляло лишь наземное обслуживание самолетов. Авиарейсы же на этот период совершались авиакомпаниями «Дагестанские авиалинии» и «Дон-Авиа». Однако, уже в июле 2007 года распоряжением Правительства ЧР и благодаря Главе Чеченской Республики Рамзана Кадырова создается авиакомпания «Грозный -Авиа». Ее учредителем выступает Региональный Общественный Фонд имени первого Президента ЧР А-Х. Кадырова.
С июня 2008 года «Грозный- Авиа» начал регулярные рейсы Грозный-Москва-Грозный. В настоящее время в будничные дни совершаются по одному, а в выходные – по два рейсы в Москву и обратно. Есть также в неделю один рейс в Турцию.
В наши дни «Грозный-Авиа» – один из самых современных аэродромных комплексов на Юге страны, важнейший объект грузопассажирских перевозок не только для Чеченской Республики, но и для всего Северного Кавказа. «Вайнах-Авиа» имеет 6 самолетов ЯК-42, а также хорошо подготовленные летные экипажи.
Вторыми пилотами, зарекомендовавшими себя как опытные профессионалы летного дела, являются Умар Алдамов, Ахмед Абдулазиев, Лечи Исмаилов Ларина Евмурзаева, командир воздушного судна ЯК-42 Сергей Плешков и другие. Среди 28 стюардесс – 18 чеченок. Все они прошли в Москве специальные курсы подготовки, овладели профессиональными навыками обслуживания пассажиров воздушного лайнера, – отметил Хасан.
В истории чеченского народа известны имена летчиков-чеченцев, которые в годы Великой Отечественной войны на воздушных истребителях, защищая от врагов Родину, наносили удары по врагам. Это командир штурмовика, майор Д. Акаев из с. Закан-Юрт, летчики: Супьян Магомадов из Хамби-Ирзе, А. Ахмадов, А. Имадаев…
А также народ гордится своими дочерями-летчицами Лялей Насухановой, летавшей на военных истребителях, и Лариной Евмурзаевой – пилотом гражданской авиации, в настоящее время летающей пока в качестве второго пилота!
Наша справка: 45 лет своей жизни Хусейн Евмурзаев посвятил летному делу. Он в свое время успешно окончил Кременчукское летное училище гражданской авиации, затем Ленинградскую академию гражданской авиации. Работал пилотом в аэропорту Грозный, управляя авиалайнерами трех типов АН-24, ЯК-42, ТУ-134. На ТУ-134 летал в качестве командира. Несколько лет проработал в должности «летный директор». После ухода на пенсию, перешел на наземную работу. В данное время он заместитель генерального директора по безопасности полетов в авиакомпании «Грозный-Авиа».
ЧЕЧНЯ. В Шелковском районе прошла благотворительная акция “Мехка сагIа”
ЧЕЧНЯ. В Грозном установили около 1500 новых евроконтейнеров для мусора
ЧЕЧНЯ. На базе ЧГПУ пройдет воркшоп по инновационным подходам преподавания физики
В Госдума планирует уравнять в правах военных и журналистов, работающих в зоне СВО
ЧЕЧНЯ. В Курчалоевском районе к 2030 году построят и реконструируют более 30 объектов ЖКХ
Телеканал Al Jazeera: Израильские военные превратили больницу в Газе в братскую могилу
ЧЕЧНЯ. В Грозном ко Дню памятников и исторических мест прошла викторина
С. ОСЕТИЯ. В КЦСОН Моздокского района организовали мастер-класс по ниткографии для многодетных семей
ЧЕЧНЯ. ЧР станет участником проекта «Музейные маршруты России»
С. ОСЕТИЯ. Более 3,5 тысяч КТ-исследований провели в поликлинике №4 Владикавказа за четыре месяца
ЧЕЧНЯ. Депутат Госдумы РФ Адам Делимханов с рабочим визитом посетил Иран
ЧЕЧНЯ. В Гудермесском районе ремонтируют мост через реку Сунжа
ЧЕЧНЯ. «ЕР» провела в регионе еженедельный мониторинг строительства соцобъектов
ЧЕЧНЯ. В этом году «Диктант Победы» напишут более чем на 26 тысячах площадок
Ю.ОСЕТИЯ. Вопросы к проктологу. Вы стеснялись, а мы спросили! Бадма Башанкаев
Ю.ОСЕТИЯ. День памяти Гаджи Зейналабдина Тагиева в Музее Востока