Краткая история авиации в Чечне
Инфопортал » Информация о ЧР » История » Чеченские хроники | 23-07-2018 | Просмотров: 444 | Комментариев: 0

    

Поделиться:

 




ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

 

Краткая история авиации в Чечне

О создании Грозненского авиапредприятия вспоминает Хусейн Евмурзаев:

 

Первые самолета в небе Грозного появились в 1925 году,– рассказывает он. – Под руководством П. Свириденко прилетали экспедиции, с целью уничтожения азиатской саранчи в плавнях реки Кумы. Вторая авиахимическая экспедиция по борьбе с азиатской саранчой была организована в 1926 году под руководством Б. Пухова.

 

А чуть позже, весной 1930 года, осоавиахимовская молодежь города Грозного подготовила площадку, пригодную для приема и выпуска самолетов. В июле 1932 года строительный отряд «Грознефти» построил здание аэровокзала, бензохранилище, засеял травами летное поле и сделал ограждение территории. Так началось создание в республике аэропорта, который в народе до сих пор именуется как «Старый аэропорт».

 

17 февраля 1938 года на базе аэродрома г. Грозного был создан 221 авиаотряд специального применения – «Грозненское авиапредприятие», которое явилось одним из первых на Северном Кавказе.

 

На самолетах Р-5 и ПО-2 начали совершать вылеты для перевозки почты, оказания срочной медицинской помощи, а также для применения авиации в народном хозяйстве.

 

В 1941-1945 г.г. личный состав 221 авиаотряда принимал активное участие в защите Родины в Великой Отечественной войне.

 

В начале 60-х годов у нас появились самолеты Як-12, вертолеты Ка-15, Ка-18. Пассажирские перевозки стали выполняться на самолетах Ан-24. В 1968 г. в г. Москву начал летать 110 местный самолет АН-10, а с 1972 г. – реактивный Як-40. В 1966-1970 годы впервые наши авиаторы начали обрабатывать сельскохозяйственные угодья.

 

За сельхозавиацией Грозненского авиаотряда были закреплены: Дагестан, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария. Также нашей авиацией выполнялись работы в Калмыкии, Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, на Украине, Туркмении, Казахстане, Узбекистане. За 1976-1980 г.г. было обработано более 5 млн. гектаров. И в этом немалая заслуга экипажей самолетов Ан-2, где командирами самолетов были: В. Винницкий, Х. Евмурзаев, В. Сулханишвили, А. Дарсигов, И. Мамакаев, В. Гоконаев, Х. Исаханов, Н. Цебаев и др. Многие из них за добросовестный труд были удостоены Государственных наград СССР.

 

В 1977 г. в Грозном было начато строительство современнейшего аэропорта, одного из крупнейших на юге России. Его плановая пропускная способность составляла 600 пассажиров в час. В Грозненский Объединенный авиаотряд поступили новые самолеты Ту-134А. В период освоения самолетов Ту-134А было подготовлено более 30 экипажей, которые возглавляли: Ю. Самсонов,В. Наприенко, Х. Евмурзаев, М. Хашагульгов. Х. Эдельханов, Р. Алиев, Х.Салгириев, Р. Дадагов, Д. Григоращенко и др. Большую помощь в становлении молодых командиров оказал один из опытнейших пилот-инструкторов самолета Ту-134А Э. Хакимов.

 

Пилоты Грозненского авиаотряда выполняли более 40 рейсов в неделю в различные города и республики СССР. В 80-х годах авиапарк Грозненского авиапредприятия насчитывал 7 самолетов ТУ-134А и 34 самолета АН-2.

 

В 1985 году к 40-летию со дня Победы был введен в эксплуатацию нынешний аэровокзальный комплекс.

 

При поддержке Главы ЧР Рамзана Кадырова восстановление аэропорта «Грозный», разрушенного в период известных событий, было завершено в кратчайшие сроки.

 

5 октября 2006 года самолетом Ту-134А был выполнен первый технический рейс.

 

8 марта 2007 года, что символично – в Международный женский день – было возобновлено регулярное воздушное сообщение по маршруту «Москва-Грозный-Москва».

 

Сейчас мы переживаем свое второе рождение, – сказал Хасан в нашей беседе.– Первоначально авиаперевозками из Грозного и обратно занималось унитарное предприятие «Вайнах-Авиа», которое осуществляло лишь наземное обслуживание самолетов. Авиарейсы же на этот период совершались авиакомпаниями «Дагестанские авиалинии» и «Дон-Авиа». Однако, уже в июле 2007 года распоряжением Правительства ЧР и благодаря Главе Чеченской Республики Рамзана Кадырова создается авиакомпания «Грозный -Авиа». Ее учредителем выступает Региональный Общественный Фонд имени первого Президента ЧР А-Х. Кадырова.

 

С июня 2008 года «Грозный- Авиа» начал регулярные рейсы Грозный-Москва-Грозный. В настоящее время в будничные дни совершаются по одному, а в выходные – по два рейсы в Москву и обратно. Есть также в неделю один рейс в Турцию.

 

В наши дни «Грозный-Авиа» – один из самых современных аэродромных комплексов на Юге страны, важнейший объект грузопассажирских перевозок не только для Чеченской Республики, но и для всего Северного Кавказа. «Вайнах-Авиа» имеет 6 самолетов ЯК-42, а также хорошо подготовленные летные экипажи.

 

Вторыми пилотами, зарекомендовавшими себя как опытные профессионалы летного дела, являются Умар Алдамов, Ахмед Абдулазиев, Лечи Исмаилов Ларина Евмурзаева, командир воздушного судна ЯК-42 Сергей Плешков и другие. Среди 28 стюардесс – 18 чеченок. Все они прошли в Москве специальные курсы подготовки, овладели профессиональными навыками обслуживания пассажиров воздушного лайнера, – отметил Хасан.

 

В истории чеченского народа известны имена летчиков-чеченцев, которые в годы Великой Отечественной войны на воздушных истребителях, защищая от врагов Родину, наносили удары по врагам. Это командир штурмовика, майор Д. Акаев из с. Закан-Юрт, летчики: Супьян Магомадов из Хамби-Ирзе, А. Ахмадов, А. Имадаев…

 

А также народ гордится своими дочерями-летчицами Лялей Насухановой, летавшей на военных истребителях, и Лариной Евмурзаевой – пилотом гражданской авиации, в настоящее время летающей пока в качестве второго пилота!

 

Наша справка: 45 лет своей жизни Хусейн Евмурзаев посвятил летному делу. Он в свое время успешно окончил Кременчукское летное училище гражданской авиации, затем Ленинградскую академию гражданской авиации. Работал пилотом в аэропорту Грозный, управляя авиалайнерами трех типов АН-24, ЯК-42, ТУ-134. На ТУ-134 летал в качестве командира. Несколько лет проработал в должности «летный директор». После ухода на пенсию, перешел на наземную работу. В данное время он заместитель генерального директора по безопасности полетов в авиакомпании «Грозный-Авиа».




Похожие новости:


  • Первая девушка-пилот гражданской авиации – чеченка
  • Салгириев Хасан – командир эскадрильи «Газпром-Авиа»
  • Чечня отметила 75-летие республиканской авиации
  • «Грозный Авиа» будет выполнять авиарейсы в Армению
  • Что? Где? Когда?: Санкт-Петербург – Грозный.
  • «Аэрофлот» откроет регулярные рейсы из Грозного в Москву
  • Роза Мехтиева
  • Авиа рейсы компании “Грозный Авиа”


  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Комментировать    Лента комментариев

    • На сайт
    • ВКонтакте
    • В Фейсбук
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите код:


    НОВОСТИ ОТ ПАРТНЕРОВ




    РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ



    Проверка тиц Яндекс.Метрика


    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
    © 2010-2013 Чеченинфо

    Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта!

    Регистрация на нашем сайте позволит Вам быть его полноценным участником. Вы сможете добавлять новости на сайт, оставлять свои комментарии, просматривать скрытый текст и многое другое.

    Регистрация