Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

К вопросу о формировании национальной интеллигенции в Чечене и Ингушетии в 1920-1930 гг.


Просмотров: 3 901Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
К вопросу о формировании национальной интеллигенции в Чечене и Ингушетии в 1920-1930 гг.

Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» был провозглашен курс на демократизацию высшей школы. В первую очередь на льготных условиях принимались в вузы представители пролетариата и беднейшего крестьянства. Была отменена плата за обучение.

 

Своей основной задачей в отношении студенчества большевики всегда считали его пролетаризацию. Уже в августе 1918 г. советское правительство издало декрет, отменивший образовательный ценз для лиц, поступающих в вузы. Теперь все граждане РСФСР, достигшие 16 лет, могли стать студентами любого высшего учебного заведения. Это означало открытие широкого доступа в высшие учебные заведения представителей рабочего класса и крестьянства.

 

Формирование новой интеллигенции проходило следующими путями: методом выдвижения передовых рабочих и крестьян на государственную, хозяйственно-культурную и партийную работу; подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов в фабрично-заводских училищах и школах крестьянской молодежи, а также на различных профессиональных курсах, рабочих факультетах; подготовкой интеллигенции в высших и средних специальных учебных заведениях.

 

В целях оказания помощи в ликвидации дефицита кадров в Чечню из различных регионов страны направлялись специалисты. Использование их опыта сыграло значительную роль в восстановлении и развитии промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры Чечни [1, с. 409].

 

Из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы, ветхости учебных корпусов и общежитий, малочисленности научно-педагогических кадров пришлось готовить их вне Горской АССР.

 

По разверстке, присланной на 1928 г., Чечне было предоставлено 55 мест в рабфаки: Ростовский - 5, Владикавказский - 29, Грозненский - 30. Нацсовет предложил заполнить эти места исключительно чеченцами [2].

 

Особую тревогу вызывала нехватка учителей. В связи с быстрым развитием школьной сети их требовалось все больше и больше, особенно из представителей коренной национальности.

 

На первых порах в республике к работе в школах привлекались наряду со старыми педагогическими кадрами и учителя-арабисты. Большинство арабистов, прошедших курсовую подготовку, стали впоследствии авторами учебников на родном языке (А. Нажаев, М. Сальмурзаев, А. Хумпаров, М. Саидов, А. Мальсагов, А. Тучаев, братья Беко- вы, Ш. Сугаипов и др.).

 

В августе 1923 г. состоялся выпуск первых 50 народных учителей Чечни, прошедших краткосрочные педагогические курсы. Всем им было присвоено звание народных учителей третьей категории и выдано удостоверение на право работы в качестве учителей начальных классов [3, с. 150].

 

В 1925/26 учебном году в Горячеводске были открыты пятимесячные курсы. Среди выпускников были С. Эльмурзаев, М. Гучиев, Ш. Мустафинов, Т. Дубаев, Ю. Шаипов и др.

 

В период подготовки к 1927/28 учебному году работа по повышению квалификации учителей- чеченцев проходила в виде курсов-конференций, рассчитанных на 40 рабочих дней, по программе, которая должна была дать определенный минимум общеобразовательных и педагогических знаний, а также привить навыки по частным методикам. Всего на курсах обучалось 182 человека, среди них 50 учителей, в свое время учившихся в медресе, 120 вообще не имели образование, 14 окончили начальную школу и только один имел среднее об-разование [4, с. 42-43].

 

За период с 1929 по 1932 г. было подготовлено 1153 учителя из чеченцев. В 1927 г. состоялся первый выпуск учительниц-чеченок. Аналогичные курсы были открыты и по подготовке работников культурно-просветительных учреждений. Первый их выпуск состоялся в 1924 г. в количестве 52 человек. С 1926 г. в Грозном работали постоянные курсы руководящих работников.

 

В рамках проведения коренизации административного аппарата в 1924 г. в ст. Серноводская были организованы краткосрочные курсы для подготовки канцелярско-технических работников из лиц коренной национальности по делопроизводству на чеченском языке в количестве 70 человек. Аналогичные курсы были открыты в Грозном после постановления пленума Чеченского обкома партии «О переводе делопроизводства на чечен-ский язык» от 4 июля 1931 г.

 

Краткосрочные курсы сыграли важную роль в деле ликвидации дефицита кадров, особенно педагогических. Тем не менее, краткосрочная подготовка кадров, развернувшаяся в годы восстановления народного хозяйства, имела существенные недостатки, прежде всего она не давала глубоких теоретических знаний.

 

В 1923-1925 гг. широко практиковалось направление учащейся молодежи в вузы соседних республик и областей. Так, Чеченский ревком 19 сентября 1923 г. командировал в Дагестан двух представителей ревкома для ознакомления с постановкой учебного дела и создания педагогического техникума [5, с. 366].

 

Работу по направлению уроженцев Горской АССР в учебные заведения страны координировали национальные секции при Агитпротделах ЦК РКП(б) и ЦК РКСМ. Представительство ГАССР, студенческие землячества добивались выделения определенного количества мест в вузах и техникумах страны с учетом потребностей предприятий и учреждений автономной республики. Система брони при поступлении в специальные учебные заведения РСФСР, действовавшая в 1920-1934 гг., давала возможность национальным меньшинствам пользоваться льготами: они принимались на учебу с более низким общеобразовательным уровнем, недостаточным знанием русского языка.

 

Только с 1933 по 1937 г. в вузах и техникумах страны было подготовлено 17 тысяч квалифицированных руководящих кадров и производственно-технических рабочих из Чечни [1, с. 410].

 

1 августа 1920 г. в Грозном открывается Высший нефтяной техникум по типу втузов. В 1921 г. в Грозном был организован чеченский рабочий факультет, в 1925 г. открылся учебный комбинат им. Асланбека Шерипова, имевший в своем составе педагогический и сельскохозяйственный техникум и совпартшколу. Они дали Чечне значительное число учителей, агрономов, партийных и советских работников.

 

Начиная с 1925 г. рабфак имел филиалы на Старых и Новых промыслах г. Грозный [6, с. 152].

В числе первых организаторов и преподавателей рабфака были Б.Е. Соколов, З.А. Гавришевская,

О.П. Беловидова. Н.Е. Краснов и др. [7, с. 54]

 

Рабочие факультеты, имея при себе интернаты, давали возможность горцам отдаленных аулов получить среднее образование.

 

В 1921 г. в республике был открыт первый вуз - Грозненский нефтяной институт, призванный готовить высококвалифицированных специалистов - инженеров для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, геологии, гражданского и промышленного строительства и других отраслей народного хозяйства.

 

На горно-нефтяном, химическом, электротехническом, строительном, механическом и экономическом отделениях была начата подготовка специалистов среднего звена. Для подготовки специалистов высшей квалификации были открыты два факультета: горно-нефтяной и нефтехимический.

 

В 1925 г. состоялся первый выпуск института. В 1939 г. был открыт и третий факультет - геологоразведочный. К концу 1930-х гг. в структуру института входило 19 кафедр. С 1929 по 1939 г. институт выпустил 1043 инженера [8].

 

В технических и других специальных учебных заведениях в годы первой пятилетки обучалось 699 человек, в том числе 406 чеченцев, в 1937 г. их насчитывалось 3961 человек. В двух рабфаках числилось 662 учащихся [3, с. 173].

 

В 1936/37 учебном году в республике работало 10 средних технических учебных заведений, в их числе нефтяной, автомобильный, плановоэкономический, зооветеринарный и другие техникумы [9, с. 140].

 

Терский институт народного образования был организован 21 августа 1920 г. распоряжением Наркомпроса РСФСР во Владикавказе [10]. На работу в институт были привлечены лучшие педагогические силы: профессора В.Ф. Раздорский,С.А. Гатуев, Э.А. Штебер, В.Б. Томашевский,В.П. Пожидаев, И.П. Щеблыкин, Н.Ф. Яковлев,З.К. Мальсагов, Л.П. Семенов и др. [11]

 

Позже этот институт был преобразован в Горский институт народного образования. В 1923 г. он стал называться Северокавказским педагогическим институтом, а в 1924 г. его переименовали в Горский педагогический институт с тремя факультетами: общественно-исторический, физико-математический, рабочий. В 1923 г. в нем обучалось 35 чеченцев и 32 ингуша. В институте готовились кадры специалистов для сельского хозяйства и народного просвещения [12, с. 120].

 

В 1923 г. политехнический институт, который обслуживал нужды всего края, был преобразован в Горский сельскохозяйственный институт [13].

 

Партийно-советские кадры готовила для республики Горская партийно-советская школа, которая была создана в 1922 г. во Владикавказе.

 

В горских высших и средних учебных заведениях, на рабочих факультетах, в техникумах и институтах предоставлялись места по специальным разверсткам, но чеченцев и ингушей поступало в учебные заведения очень мало. Объяснялось это тем, что не было соответствующего контингента, имеющего общеобразовательную подготовку для поступления в специальные учебные заведения, а также материальной необеспеченностью поступающих.

 

Для подготовки национальных кадров при Ростовском, Кубанском и других рабфаках были созданы горские отделения.

 

В силу того, что специалистов готовили преимущественно в области технических и гуманитарных наук, интеллигенция здесь была представлена техническими и учительскими кадрами, значительная часть которых не имела высшего образования. Работников правоохранительных органов, культурно-просветительных учреждений, искусства, печати, радио, науки и научных учреждений готовили в основном за пределами республики и в небольшом количестве [14, с. 20].

 

Молодежь направлялась на учебу по специальным разверсткам, для нее создавались интернаты, предоставлялись различные льготы. При направлении на учебу преимущественное право получали рабочие, крестьяне - бедняки и батраки. Сугубо классовый подход к учительским кадрам, хотя и соответствовал духу времени, в целом наносил вред народному образованию, отсекая многих образованных людей, которые могли бы принести большую пользу обществу.

 

Еще в апреле 1925 г. бюро Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) приняло резолюцию «Об учительстве», в которой говорилось, что с привлечением сельских учителей на сторону советской власти необходимо постепенно очистить их ряды от контрреволюционных элементов, бывших кулаков, духовных лиц, белогвардейцев.

 

В ответ на эту установку во всех Северокавказских областях прошли пленумы обкомов партии, потребовавшие от районных комитетов «оздоровить состав сельского учительства, очистить его от бывших питомцев духовных учебных заведений», вредивших якобы школьному строительству.

 

Коренным образом изменился социальный состав студенчества. В нефтяном техникуме Грозного в 1927/28 учебном году обучалось рабочей молодежи с производства 3,7%, детей рабочих 16,9%, детей крестьян 14,4%, детей служащих 65%. После решения июльского (1928 г.) пленума ЦК ВКП(б) обулучшении подготовки новых специалистов социальный состав студентов в 1928/29 учебном году стал иным. На подготовительное отделение нефтяного техникума было принято рабочей молодежи 73%, крестьянской молодежи 16%, служащих и их детей 8%. Для студентов детей рабочих и крестьян-бедняков было установлено 175 стипендий по 25 рублей каждая, оборудовано общежитие на 60 коек [15, с. 74-75].

 

Аналогичным образом изменился состав подготовительных курсов нефтяного института, рабфака и школ II ступени г. Грозный.

 

Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в 1929 г., обратил внимание на то, что подготовка новых кадров значительно отстает от темпов индустриализации и социалистической перестройки народного хозяйства. Был разработан план подготовки кадров, в том числе национальных, в соответствии с новыми задачами хозяйственного и культурного строительства. ЦК ВКП(б) обязал партийные, советские и хозяйственные органы перестроить работу вузов, рабфаков, техникумов по линии теснейшей увязки обучения с производством [16, с. 335].

 

Уже в 1930 г. в учебные заведения было принято 2 100 юношей и девушек. В их числе было около 50% чеченцев и ингушей. На подготовительных курсах при Грозненском нефтяном институте училось 80 чеченцев [9, с. 140].

 

В 1930 г. во Владикавказе работало 13 специальных средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для национальных областей Северного Кавказа. В них, а также в Майкопе, Новочеркасске и некоторых других местах в 1931 г. обучалось 214 чеченцев, в том числе 20 женщин; ингушей только в рабфаках при Горском педагогическом и Горском сельскохозяйственном институтах обучалось 101 человек. В Грозном функционировали нефтяной институт, 8 техникумов. 5 рабфаков и ряд специальных курсов по подготовке финансовых, медицинских, педагогических и других работников средней квалификации [14, с. 161].

 

В Горский педагогический институт в 1930 г. было принято 130 человек против 113 в 1929 г. По национальному составу принятые распределялись следующим образом: русских - 42 человека, осетин - 20, чеченцев - 11, ингушей - 11, кабардинцев - 11, балкарцев - 1, карачаевцев - 2, черкесов - 2, дагестанцев - 16, прочих - 14 [17, с. 49].

 

Для подготовки педагогических кадров в 1924 г. в Ингушетии был открыт педагогический техникум. В 1926 г. начали функционировать курсы по подготовке учителей чеченского языка. В Алхан-Кале был открыт педагогический техникум на 150 мест, положивший начало подготовке педагогических кадров в Чечне. В Ингушетии в 1926 г. был открыт еще один педагогический техникум, опытно-показательная школа, сельскохозяйственный техникум [18].

 

Педагогический техникум в Чечне к 1934 г. выпустил 80 человек, тогда как необходимость в учителях была примерно 1300 человек. Недостаток средств не позволял расширить прием студентов. Не было мест и в общежитии педтехникума. На одной кровати спали по два человека, не хватало постельных принадлежностей [19].

 

Несмотря на увеличившийся в несколько раз набор в педтехникумы, заканчивали учебу не все. В 1930-е гг. наблюдался огромный отсев учащихся. Плохие материально-бытовые условия, низкое качество обучения на русском языке - все это давало большой отсев и незначительные выпуски [20, с. 178-179]. Сказывался также фактор слабой подготовки абитуриентов.

 

С 1928 по 1932 г. было подготовлено для работы в школах 1153 учителя чеченской национальности и 1039 - ингушской [21, с. 18].

 

В 1932 г. в педагогических учебных заведениях обучалось около 90 чеченок и ингушек, что составляло 27% по отношению к учащимся мужского пола [3, с. 163].

 

Женщин-горянок все чаще можно было увидеть в учебных заведениях, на различных курсах. В 1937 г. на рабфаке обучалось 70 женщин-горянок, в медицинском техникуме 32 женщины, были организованы курсы секретарей-машинисток из числа горянок [22]. В 1934 г. было решено провести удвоенный набор на подготовительное отделение педтехникума из числа коренного населения области, доведя численный состав студентов к концу пятилетки до 750 человек. Кроме того, были организованы дополнительные краткосрочные курсы (1,5 года) для подготовки учителей на 300 человек, предусмотрев и на 1935 г. набор второго состава в 300 человек [23].

 

В 1933 г. в ЧАО работали 2084 учителя, среди которых 834 чеченцев и 1190 русских. Значительное количество русских учителей имело образование в объеме 7-летки [24].

 

Несмотря на усилия властей, 83% учителей в Чечне оставалось с низшим и незаконченным низшим образованием [25].

 

Постановление СНК РСФСР (28 января 1934 г.) «О повышении квалификации учительства» обязывало учителей, не имеющих специального образования, получить без отрыва от производства среднее и высшее педагогическое образование.

 

Был установлен предельный срок окончания педтехникума и пединститута - 1 сентября 1937 г., а для отдельных национальных районов - 1 сентября 1938 г. Учителям, не имевшим семилетнего образования, вменялось в обязанность в течение ближайших двух лет (для отдельных районов трех лет) получить образование в объеме семилетней школы, путем заочно-курсового обучения [26, с. 434].

 

Обком ВКП(б) и Облисполком Чеченской области приняли постановление, обязывающее всех учителей, не имевших образование за 5-летнюю начальную школу, получить таковое к 1 сентября 1936 г., не имевших образования за 7-летку - получить его путем заочного обучения, а всех, имевших 7-летнее образование, - получить его без отрыва от производства к 1938 г., закончив педтехникум [27].

 

ОНО обязывал русских учителей, работавших в аулах изучать чеченский язык, установив для них 10% надбавку к заработной плате.

 

Поставщиком квалифицированных специалистов для средней национальной школы продолжал оставаться Горский педагогический институт в г. Орджоникидзе. Структурно к концу первой пятилетки Горский пединститут был расширен до четырех отделений: физико-технического, естественного, русского языка и литературы, социальноэкономического и пяти отделений национальных языков и культур: 1) осетинского языка и культуры; 2) чечено-ингушского языка и культуры; 3) кабардино-черкесского языка и культуры; 4) тюрских языков и культуры; 5) дагестанских языков и культуры.

 

Серьезной проблемой оставалось комплектование вузов, поскольку средние общеобразовательные школы Чечено-Ингушетии не удовлетворяли потребностям вузов в подготовленных абитуриентах [28, с. 96].

 

Зачастую в педагогические вузы приходилось принимать молодежь с образованием 7 классов. Эти обстоятельства создавали дополнительные трудности в работе вузов, сказывались на качестве подготовки специалистов.

 

Рассматривая вопрос о школах и культурной работе, на I Партконференции (1934 г.) отмечали низкое качество учебы. Причины - низкая квалификация учительства: «90% учителей чеченцев прошли только учительские курсы (годовые, полугодовые и двухгодичные). До этого они были совсем неграмотными, 50% учителей имели знания в объеме школы Ьй ступени, а сами знают меньше, чем в последней группе последней ступени» [29].

 

Состав учителей в Чечне по своей подготовленности оставался слабым: большинство из них имело низшее и незаконченное низшее образование. В некоторых районах состав учителей со средним образованием не превышал десяти процентов. Большинство учителей, особенно коренной национальности, не владели основами наук, не имели методической подготовки. В лучшем случае они могли обучить письму и чтению [4, с. 43].

 

Исходя из такого положения дел, принимать решения о получении педагогического образования всех учителей к 1937-1938 гг. было чистым прожектерством.

 

Серьезную помощь в развитии школьного образования оказали русские учителя, присланные из Российской Федерации. Особенно она стала ощутимой на рубеже 1930-х гг., когда спрос на учительские кадры возрос в связи с введением всеобуча.

 

Приезжим учителям, не знавшим местных языков и обычаев, пришлось встретиться с серьезными трудностями. Среди местного населения русский язык знали немногие, в основном в районных центрах, в аулах им владели единицы. Постоянное сообщение между населенными пунктами, находившимися высоко в горах, отсутствовало.

 

Серьезные лишения приходилось испытывать приезжим учителям в связи с отсутствием элементарных бытовых условий.

 

Из-за нехватки учительских кадров многим преподавателям приходилось работать ежедневно в две-три смены. В классах в числе учащихся имелись ровесники молодых учителей и даже юноши, которые были старше их [30, с. 57-58].

 

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1936 г. «О порядке введения персональных званий для учителей и назначения учителей, заведующих и директоров школ» было определено, что право преподавания в начальной, неполной средней и средней школах предоставляется впредь только лицам, которым присвоено звание учителя [31, с. 93-94].

 

Аттестация учителей, проведенная на основании этих решений, дала следующие результаты: из 3941 человека звание учителя получили 837. Из 2069 учителей коренной национальности, прошедших аттестацию, звание учителя начальных школ получили 35 человек, или 1,6% [32].

 

Аттестация учителей дала возможность проанализировать не только состояние педагогических кадров общеобразовательных школ, но и помогла выявить недостатки в системе подготовки кадров, в частности, она показала, что курсовая система подготовки не отвечает возросшим требованиям к школе, к учителю.

 

В 1936 г. по Чечено-Ингушетии из 3582 учителей высшее образование имели всего 57 человек, среднее специальное - 18%, общее среднее - 13%. Всего высшее, среднее и среднее педагогическое образование имели 36,7%, остальные имели подготовку в объеме начальной школы, учительских курсов.

 

В 1937/38 учебном году из 3522 учителей имелось: с высшим образованием - 207 человек, или 5,7%, со средним педагогическим - 648 человек, или 18%, со средним общим - 470 человек, или 13%. Всего с высшим и средним образованием насчитывалось 1325 человек, или 36,7%. Остальные имели образование в объеме начальной школы, учительских курсов, школы малограмотных [33].

 

Проведенная аттестация учителей показала, что в республике 90% учителей не имеют права преподавать и должны были быть отстранены от работы, но их не кем было заменить. ОНО вынужден был просить ЦК отсрочить введение постановления от 1936 г. на пару лет с тем, чтобы провести переподготовку учительского состава [34].

 

Учитывая все возрастающие потребности в педагогических кадрах с высшим образованием, правительство республики инициировало открытие педагогического института. Потребность открытия педагогического института была очевидна. Правительство Чечни и Ингушетии неоднократно ставило перед вышестоящими организациями вопрос об открытии в Чечено-Ингушетии педагогического института. В 1936 г. в представительство Чечено-Ингушетии при Президиуме ВЦИК в Москве было направлено ходатайство на имя секретаря ЦК ВКП(б) т. Андреева о передаче Северокавказского педагогического института в распоряжение ЧИАССР для более успешной подготовки педагогических кадров.

 

В случае невозможности передачи института облисполком просил разрешить строительство такового в Грозном, ассигновав для этой цели 5 млн. рублей [35]. В феврале 1938 г. был организован учительский институт в Грозном с контингентом учащихся в 120 человек, а 1 сентября 1938 г. открылся Чечено-Ингушский педагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим, литературы и языка - с контингентом на дневном отделении 130 человек, на вечернем 60 и на заочном 147. На следующий (1939) год педагогический институт уже имел 228 человек [36].

 

К 1940 г. в структуру ЧИГПИ входили 8 кафедр (физики, математики, педагогики и психологии, языков, литературы, марксизма-ленинизма, всеобщей истории народов СССР) и 6 учебных кабинетов других вспомогательных учреждений (кабинет школьной гигиены, военной подготовки, спортзал, физическая лаборатория, библиотека, тир) [37]. В годы открытия института в республике работало 8 техникумов, 4 специальные школы, коммунистическая и сельскохозяйственная школа. В высших, среднетехнических и других специальных школах обучалось в 1937 г. 4261 человек, из них 1279 чеченцев и ингушей [38].

 

К 1940 г. численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, составляла 7100 человек, в том числе с высшим образованием 2200 человек, со средним специальным образованием 4900 человек [39, с. 163].

 

В 1930-е гг. шел процесс формирования интеллигенции нового типа - советской интеллигенции. В национальных республиках Северного Кавказа она имела свои специфические особенности: во- первых, она была малочисленна, во-вторых, имела слабую профессиональную подготовку. Новые кадры интеллигенции готовили в высших и средних специальных учебных заведениях, а также посредством различных краткосрочных курсов, которые являлись вынужденной мерой.

 

В силу того что специалистов готовили преимущественно в области технических и гуманитарных наук интеллигенция здесь была представлена техническими и учительскими кадрами, значительная часть которых не имела высшего образования. Работники правоохранительных органов, культурно-просветительных учреждений, искусства, печати, радио, науки и научных учреждений готовились в основном за пределами республики и в небольшом количестве.

 

Чрезвычайно расширившееся в те годы выдвиженчество и ускоренная подготовка молодых специалистов часто создавали лишь иллюзию решения проблем кадров, а на деле приводили к разжижению интеллигенции малоквалифицированными людьми.

 

В критериях оценки специалистов на первое место выступала политическая подготовка и лишь за тем - профессиональная.

 

К формированию интеллигенции применялся сугубо классовый подход. При направлении на учебу преимущественное право получали рабочие, крестьяне. Одновременно проводилась политика по вытеснению незначительных в изучаемом регионе кадров старой интеллигенции. При своей малочисленности старая интеллигенция сохранила потенциал профессиональной и нравственной культуры, который не был использован в полной мере. Вытеснение образованных специалистов по классовому признаку нанесло серьезный ущерб национальной культуре.

 

Выполняя директивы партии, из учреждений изгонялись, порой с клеймом «враг народа», грамотные специалисты, на место которых приходили люди, которые владели только революционной фразой и могли похвастаться только своим рабочекрестьянским происхождением.

 

В социальном плане национальная интеллигенция была молода и не освоила присущие интеллигенции общественные функции. В мышлении ее формировались стереотипы единообразия и стандартизации, страх перед возможностью выхода за рамки привычных, санкционированных схем, снижение зоны проявления таланта. Эта интеллигенция отражала все издержки форсирования процесса «выравнивания культуры» ранее отсталых горских народов, а классовый подход к подбору кадров оставлял за бортом способных людей, имевших «социально чуждое» происхождение.

 

Тем не менее, в довоенный период в исторически короткие сроки была сформирована интеллигенция, заложена база для дальнейшего роста культурного и научного потенциала республики. 

 

Т.У ЭЛЬБУЗДУКАЕВА

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. 830 с.

2.ГАЧР Ф. 81. Оп. 1. Д. 21. Л. 219.

3.Джамбулатова З.К. Культурное строительство в Советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 гг.). Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1974. 234 с.

4.Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию.Грозный:Чеч.-Инг.кн.изд-во,1982.

5.Бугай Н.Ф., Меркулов Д.Х. Народы и власть: «Социалистический эксперимент».Майкоп,1994.

6.10 лет Советской власти в Чечне. Ростов н/Д: Партиздат, 1933. 173 с.

7.Грозный за 40 лет Советской власти. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1957. 257 с.

8.Грозненский рабочий, 4 декабря 1939.

9.Филькин В.И. Славный путь борьбы и труда. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1968. 140 с.

10.ГАРО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 48. Л. 1.

11.ГАРО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 48. Л. 187 об.

12.Очерки истории Чечено-Ингушской АССР Т. 2. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. 360 с.

13.ГАРО. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 110. Л. 184.

14.ЗейналабдиеваЖ.С. Гуманитарная интеллигенция в развитии наций и межнациональных отношений в середине 80-90-х гг. ХХ в. (на материалах Северного Кавказа). АКД. М., 1997.

15.Чеченская автономная область к моменту объединения. Грозный: Книгоиздат, 1928.

16.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1891-1971. 8-е изд. М.: Политиздат, 1970. Т. 4.

17.Гадиев А. Прорыв на фронте всеобуча в Чечне // Революция и горец, 1930, № 11.

18.ПАЧИО. Ф. 233. Оп. 1. Д. 14. Л. 13; Ф. 244. Оп. 1. Д. 18. Л. 20.

19.ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3. Л. 81.

20.Гадиев А. Культурное строительство в национальных областях // Революция и горец, 1932, № 10-12.

21.Состояние национального просвещения на Северном Кавказе. Материалы партконференции по национальному просвещению. Ростов н/Д, 1932.

22.ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 119. Л. 3, 6-8; Д. 333. Л. 130.

23.ПАЧИО. Ф. 241. Оп. 1. Д. 102. Л. 167.

24.ПАЧИО. Ф. 241. Оп. 1. Д. 161. Л. 41.

25.ПАЧИО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 10. Л. 13.

26.Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. Т. 3. М., 1949.

27.ГАЧР. Ф. 145. Оп. 1. Д. 53. Л. 18.

28.Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М., «Наука», 1988. 441 с.

29.ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 75.

30.Губарев С.Т. Роль русских учителей в строительстве советской школы в национальных районах Северного Кавказа (29-30-е гг.) //Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки - 1987, № 3.

31.Сборник руководящих материалов о школе. М., 1952.

32.ПАЧИО.Ф. 1.Оп. 1. Д.425.Л. 46.

33.ПАЧИО.Ф. 1.Оп. 1. Д.425.Л. 46.

34.ПАЧИО.Ф. 1.Оп. 1. Д.262.Л. 59.

35.ГАЧР. Ф.646.Оп. 1. Д.18. Л. 136-137.

36.ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 548. Л. 254.

37.ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 4. Д. 122. Л. 138; Ф. 2306. Оп. 70. Д. 3733. Л. 8.

38.Грозненский рабочий, 20 июня 1937.

39.50 лет автономии Чечено-Ингушетии. Статистический сборник. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во,

182 с.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"