Вайнахи в эпоху бронзы (4-5 тысяч лет назад)
Инфопортал » Чеченская энциклопедия » История | 30-11-2009 | Просмотров: 2317 | Комментариев: 0

    


Поделиться:

 


Дайджест прессы:

Вместе с тем очень трудно отделить, а точнее найти границу, отделяющую медно-каменный век от следующей за ним эпохи бронзы, ибо ее истоки теряются в том же 3-ем тысячелетии до н. э.  Археологические памятники 3-2-го тыс. до н. э. найдены у селений Ведено, Хасав-Юрт, Гуни, Курен-Беной, Мескеты, Шарой, Шали, Закан-Юрт, Галашки, в окрестностях г. Грозного и во многих других местах.

В то время предки вайнахов умерших хоронили в курганах (в степях и предгорьях), а в горах - в грунтовых могилах и каменных склепах. В таких могилах найдены: глиняные сосуды с красивым орнаментом; изделия из металла: бронзовые ножи, топоры, булавки для скрепления одежды, украшения; найдены каменные булавы и боевые топоры. Наиболее яркими памятниками этой эпохи, то есть времени средней бронзы, следует назвать могильники у селений Новые Аршты, Саади-Котар, Харсеной и особенно Гатын-Кале (ныне село А. Шерипово). Здесь были обнаружены сосуды разных форм и размеров.

В. И. Марковин отмечает, что эта керамика содержит явные и даже преобладающие черты влияния керамического мастерства древних дагестанских и закавказских племен. Не менее интересны металлические изделия (топоры, ножи, шилья, иглы, булавки, браслеты, височные (ушные) подвески, бусы и др.). Химический анализ показал, что они сделаны из меди и бронзы. Аналоги им в массовом количестве найдены по всему Кавказу. Следовательно, древневайнахские мастера по металлу шли в ногу с общей модой, а это, в свою очередь, является еще одним доказательством налаженных контактов между народами большого кавказского региона.

Нельзя не упомянуть и об изделиях из камня (топоры, булавы, топоры-мотыги), кости (подвески-украшения, проколки-шилья и другие предметы), а также бусы из различных материалов (агат, сердолик, горный хрусталь, известняк, стеклянная паста разных тонов - белого, голубого, сине-зеленого и розоватого).Эти и другие предметы позволяют сделать выводы о том, что Гатын-Калинский могильник датируется 1700-1400 гг. до н. э. Он оставлен местным населением, жившим в Шатоевской котловине. Эти люди пользовались широким ассортиментом вещей, которые шли на Северный Кавказ через Закавказье из стран Востока. В рассматриваемое время люди не уходили с обжитых мест, наоборот, более благоустраивались в старых общинах, продолжали пользоваться прежними кладбищами. Одновременно, по мере роста населения, возникали новые поселения.

Эпоха поздней бронзы и раннего железа

Следующая эпоха истории древней Вайнахии, получившая название эпохи позднейбронзы и раннего железа, охватывает так называемые каякентско-харачоевскую (от названия сел. Каякент в ДАГР и Харачой в ЧИР) и кобанскую (от названия сел. Кобан в Северной Осетии) культуры. Каякентско-харачоевская культура охватывает период с 1300 по 900 гг. до н. э., а кобанская - с XI по IV вв. до н. э. С одной стороны, появляются в быту горцев первые железные предметы в самом конце 2-го тыс. до н. э., а с другой - бронза не выходит из употребления с конца 1-го тыс. до н. э. и вплоть до наших дней. Эти два металла продолжают одновременно служить людям.

Ранние памятники каякентско-харачоевской культуры (1300-1100 гг.до н. э.) найдены у селений Курчалой, Гуни, Белгатой, Ведено. Погребения же и поселения 1100-900 гг. до н. э. обнаружены у таких сел, как Новолак, Ишхой-Юрт, Дарго, Харачой, Белгатой, Зандак и др.Такая датировка, данная этим памятникам крупнейшими кавказоведами, в основном принята учеными. Хорошо знающие эту эпоху Кавказа ученые отмечают, что вайнахские племена, входившие в зону распространения каякентско-харачоевской культуры, селились на высоких террасах, в лощинах между горами, на высоких холмах, на платовых возвышениях, по склонам гор, в степных просторах междуречья Терека и Сунжи. Умерших хоронили в основном в каменных ящиках, весь комплекс погребального обряда был местным. Сопутствующий вещевой инвентарь (посуда, бронзовые украшения, орудия труда и оружие) в основном однообразен и носит чисто местный характер, что характеризует монолитность народов Северо-Восточного Кавказа до VII в. до н. э., когда на Северном Кавказе впервые появляются элементы культуры племен, живших тогда на северо-западных просторах Кавказа.

Вайнахи - носители кобанской культуры

Горцы вели оседлый образ жизни, совершенствуя из века в векнавыки обработки металла, технологию керамического производстваи обработки земельных участков, а также достигая высоких успехов в животноводстве. Наглядно этот процесс прослеживается при рассмотрении материалов кобанской культуры. Эта культура охватывала большую территорию. По сегодняшним административным делениям в нее входили: Кабардино-Балкария, Ставрополье, восточные окраины Краснодарского края, Южная и Северная Осетия, Чечено-Ингушетия. Эти условные границы говорят о том, что носителями этой культуры были предки разных народов современного Северного Кавказа. Однако эти разноэтнические племена были объединены общими культурными, производственными и политическими интересами. Известные ученые по данной проблеме отмечают, что рубежом 2-го - 1-го тысячелетий до н. э. фиксируются выработка и окончательное оформление основных типов металлических украшений и оружия, а также некоторых культурных признаков в быту и погребальном обряде. Памятников этой культуры на территории Чечено-Ингушетии по сегодняшний день найдено очень много, в одной из книг учтено "более 600 бытовых поселений и погребальных памятников (кладбищ) и десятки отдельных случайных комплексов и предметов, известных в 85 пунктах Чечено-Ингушетии". Назвать все эти села нет возможности, но самые известные заслуживают внимания - это Сержень-Юрт, Исти-Су, Ца-Ведено, Шарой, Шали, Знаменское, Пседах.

Проникновение железа к горцам Северного Кавказа на рубеже II и I тысячелетий до н. э. и его интенсивное освоение в I тыс. до н. э. было колоссальным скачком в социально-экономическом развитии. Ф. Энгельс писал: "Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств...". Люди активно расселяются в междуречьях Терека, Ассы, Сунжи, Аргуна, Фортанги, Хулху-лау, Мичика, Аксая и других рек. Об этом свидетельствуют поселения и могильники у селений Алхасте, Мужичи, Нестеров-ская, Пседах, Курчалой, Исти-Су, Галайты, Ножай-Юрт, Ца-Ведено, Харачой, Алды, Урус-Мартан и др. Всего на сегодняшний день цифра, определяющая количество местонахождений археологических памятников кобанской культуры на территории Чечено-Ингушетии, перевалила далеко за сто.

Излюбленными предметами народа того времени были: бронзовые топоры (парадные и рабочие), красивые пряжки для поясов, разнообразные браслеты, шейные гривны, прототипы современных шпилек для волос, так называемые булавки с различными навершиями, атрибуты конской сбруи, бронзовая и глиняная посуда. У древних вайнахов и других народов Северного Кавказа было много общего в материальной и духовной культурах. С периода освоения железа эта общность культур еще более углубляется.

В сельском хозяйстве большое место отводилось овцеводству, крупному рогатому скоту, свиноводству, коневодству. Причем во всех поселениях на первое место, судя по найденным костям, выходит свиноводство, на второе - крупный рогатый скот, на третьем месте - мелкий рогатый скот, далее лошадь, осел и т. д. Ученые отмечают, что кони составляли от 4 до 10% всех домашних животных. Изучение глиняных статуэток из Сержень-Юрта показало, что кроме коров и быков крупной породы в стаде имелись буйволы и волы для упряжки. Изображения длинномордой породы овец и поджарых свиней характеризуют эти породы животных не только для восточных районов, но и для всего Северного Кавказа. Среди статуэток различались изображения двух видов лошадей: тяжеловозов, служивших тягловой силой, и верховых. Занятия жителей предгорной полосы Чечено-Ингушетии земледелием документируют многочисленные находки орудий земледельческого труда, например, серпы, песты, зернотерки, терочники, ямы-хранилища для продуктов земледелия, остатки зерна в некоторых ямах-хранилищах, например, мягкой и твердой пшеницы, много зерна магары (итальянское просо), зерна ячменя и ржи. Все это говорит о традиционном занятии древних вайнахов - земледелии, главным образом, пашенного типа.

Исключительное место в жизни древних вайнахов занимали домашние ремесла. К ним относятся гончарное дело, металлообработка, камнеобработка, косторезное дело. При археологических раскопках обнаружены мастерские по изготовлению и обжигу глиняной посуды, а также мастерские, где мастера занимались бронзолитейным делом и обработкой металла. Следы местной металлообработки обнаружены, кроме Сержень-Юртовского поселения, на Алхастинском, Бамутском, Нестеровском, Ханкальском и других поселениях. Мастера-металлурги в этих местах обладали разнообразными методами обработки бронзы и готовых изделий из нее (литье в одностворчатых и двустворчатых формах, литье по восковой модели, ковка предметов и проковка после литья, выбивание украшений из тонкого листа на матрице, вытягивание проволоки, резьба тонких листов бронзы, чеканка и резьба по готовому литому изделию). Все эти приемы хорошо прослеживаются на предметах поселений, а также на предметах из могильников и отдельных погребений. Отмеченная технология применялась в Х-VII веках до н. э. Не меняется она в бронзолитейном деле и в VI-V веках, хотя местные металлурги еще с начала I тысячелетия до н. э. знали железо, обработка которого требовала некоторой модернизации известных приемов обработки металла. Во всяком случае, в VIII-VII вв. до н. э. число таких железных предметов, как ножи, наконечники копии, кинжалы и прочие вещи, постепенно возрастает, а в VI-V вв. до н. э. даже господствуют, то есть железные изделия вытесняют бронзовые (серпы, ножи, шилья, кинжалы, наконечники копий и стрел и т. д.). В IX-VII вв. до н. э. железные изделия у древних вайнахов были привозными, и можно предположительно говорить об их местном массовом изготовлении только около середины 1 тысячелетиядо н. э.

Справедливость такого суждения подтверждают все археологическиематериалы VI в. до н. э. - IV в. н. э.


Вайнахи и скифы 

В VI в. до н. э. скифские орды из Приазовскихи украинских степей устремляются в Закавказье через Северный Кавказ.Профессор Е. И. Крупнов отмечал: "... не исключено, что в знаменитыескифские дальние походы могли быть вовлечены и некоторые местные кавказскиеплемена".

Во всяком случае, походы способствовали расширению культурно-экономических взаимосвязей горцев с Закавказьем и даже с населением отдельных стран Ближнего Востока. Вместе с тем важно отметить, что скифский поход в Закавказье, имущественная дифференциация внутри вайнахских родовых групп и племен заставили людей в целях самозащиты укреплять свои поселения различными оборонительными сооружениями. С этого времени на всей территории края вновь возникающие села учитывали возможность нападения врагов, как внешних, так и внутренних соперников, которые появлялись в процессе расширения и усиления имущественной дифференциации. Поэтому такие поселения получили названия городища, они основывались на вершинах естественных холмов с крутыми склонами, либо имели комплекс оборонительных сооружений (рвы, валы, стены с башнями и т. д.). Показательным примером могут служить Сержень-Юртовские поселения, а также городища, известные в Грозненском, Назрановском, Шалинском и др. районах республики.

Новые кочевники на Северном Кавказе

Скифские походы через Северный Кавказ открыли счет последующимвторжениям с севера различных кочевых и полукочевых племен. Для мирных земледельцев, скотоводов и ремесленников древней Вайнахии наступили тревожные времена. Волна за волной на Северный Кавказ в III в.до н. э. - IV в. н. э. нахлынули аорсы и сираки(иногда их именуют вместе одним этнонимом сарматы), а позже их сменяютновые пришельцы - аланы и гунны. Эти завоеватели создавали военнуюобстановку, которая заставляла родственные, а порой и не родственныемежду собой племена объединяться в более мощные союзы для отпора натискаврагов. Ведь люди должны были защищать свои земли пастбища, скот,оберегать своих соплеменников от угона в плен или физического уничтожения.И древние вайнахи отстояли свой горный край от степняков. В то далекое время предков вайнахов соседи называли гаргареями, исадиками, хамекитами, дурдзуками и др. этнонимами, а этнонимами нохчий (чеченцы), гIалгIай (ингуши) вайнахов стали именовать в недалеком прошлом.

Вайнахи в составе первого феодальногогосударства на Северном Кавказе

Взаимоотношения между пришлыми и местными народами складывались по-разному, но в конечном счете они заканчивались мирно. Часть кочевников возвращалась на свои кочевые просторы, а другая оставалась в среде кавказских народов, с годами срастаясь с местными племенами, усваивая их язык, традиции и верования.

Такой естественный процесс вел к монолитности союза многих племен и народностей, а в конечном итоге - и к формированию государства. Возможно, таким путем возникло в эпоху раннего средневековья единственное на Северном Кавказе Аланское государство. В него входили многие народы Северного Кавказа, в том числе и вайнахи.

Аланское государство просуществовало примерно с V по XIII вв.н. э. В первой половине XIII века Алания распалась на отдельные феодальные объединения, что в свою очередь отрицательно сказалось на ситуации, сложившейся на Северном Кавказе перед монголо-татарским нашествием. Таковы следы древней истории вайнахов. Они очень многогранны. В них отразились различные аспекты культуры.


Древняя культура вайнахов

Высокое мастерство обработки камня, умение изготовлятьиз кремня орудия труда еще с эпохи палеолита и вплоть до появленияпервых металлических изделий быстро продвинуло древнее вайнахское обществовперед. Довольно рано освоили провайнахи секреты металлургии и металлообработки, быстро развивалось гончарное мастерство, домостроение, скотоводство, земледелие. Об этом свидетельствуют уникальные археологические памятники у селений Бамут, А. Шерипово (Гатын-Кале), Харачой, Сержень-Юрт, Саади-Котар (Комсомольское) и др. Эти памятники позволили ученым включить наш край в такие всемирно известные археологические культуры, как Куроаракская, Майкопская, Каякентско-Харачоевская, Северо-Кавказская, Кобанская.

 Первобытные верования

Многие археологические предметы, изготовленные из камня, глины, металла,говорят не только о декоративно-прикладном искусстве, но и о магическоми тотемическом представлениях древних вайнахов. Религиозные воззрения сопутствуют вайнахам с эпохи верхнего палеолита (35- 40 тысяч лет назад). Широко распространен был культ Солнца, Луны, огня, барана, различных хищников, особенно волка, оленя, змеи и т. д. Повсеместно распространен был культ таких божеств, как Мать воды (Хинана -чеч., Хинанилг -инг.). Мать вьюги (Дарцнана - чеч., Дардзнанилг - инг.), Мать ветров (Мехнана - чеч.. Мухнанилг - инг.), Мать огня (Ц1енана - чеч., Ц1инанилг - инг.) и др. Надо полагать, что культ матерей природы и стихии был изначальным и ведущим. Одновременно большое место занимали в жизни вайнахов магические обряды и действия, культ огня и домашнего очага, почитание богини плодородия Тушоли. В лице богини Тушоли мы имеем:

древнейший культ общевайнахского пантеона;

божество, представленное в образе женщины - матери людей и всего сущего

культ плодородия вообще (урожай полей, приплод скота, деторождение), символизирующий неиссякаемость творческой силы природы;

богиню-покровительницу женщин и детей;

культ, некогда занимавший ведущее место в системе вайнахского язычества.

На основе широкого научного анализа А. А. Исламов высказал, на нашвзгляд, верное предположение о восхождении праосновы культа богини Тушолик религиозным представлениям людей эпохи материнско-родового строя. Древние формы верований у вайнахов очень разнообразны. Самой древней формой религии учеными признается тотемизм- почитание животных, которых считали родоначальниками племенных родственных групп. Это такие животные, как олень, баран, козел, бык, волк, медведь и др. Одновременно с тотемизмом существовала другая форма религии -анимизм, то есть одухотворение природы и стихий. Далее наблюдаются различные виды магий (колдовство), культ личных духов - покровителей (нагуализм), промысловый культ, погребальный культ, культ предков, родо-семейный культ святынь и покровителей, аграрные культы и т. д.

Как видим, долгим был путь идеи Бога в сознании древних вайнахов (от олицетворения непонятных стихийных сил природы, животных, на которых охотились, до культа племенных божеств). Каждое племя, каждый род, даже каждая семья имели своего бога. Ученые проследили целый пантеон вайнахских божеств во главе с верховным богом Дела, которому подчинялись следующие боги: Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Галь-Ерды, Тхаба-Ерды, Дзорах-Диэла, Гурмет-Цуу, Итаз-Ерды, Долге, Эрдзели, Тумгой-Ерды, Морч-Сиели, Бейни-Сиели, Дик-Сиели, Ауша-Сел, Тамыж-Ерды, Амгали-Ерды

Все эти языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в XV-XIX веках. Многие из названных божеств почитались как покровители даже в начале нашего столетия. До нас дошла записанная в 20-х годах нашего столетия этнографом Е. М. Шиллингом уникальная молитва, обращенная к языческому божеству.

Архитектура и скульптура

С религиозными верованиями связаны многие архитектурные памятникинашего края. Это святилища, склепы, храмы. В плане этого вопроса уникаленхристианский храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье Ингушетии. Его стеныукрашают рельефы и скульптурные детали, сделанные с высоким художественным мастерством. Строительное искусство сочеталось с резьбой по камню и по дереву. Древние мастера запечатлели в камне быт вайнахов, которые умели очень искусно строить свои жилища и оборонительные сооружения. До сегодняшнего дня в наших горах сохранились так называемые жилые и боевые башни, построенные на скальных вершинах и в благодатных ущельях. Их высота доходит до 30 метров. Стены башен украшены резным орнаментом, различными рисунками (петроглифами) и другими декоративными деталями.

Прикладное мастерство

Но, пожалуй, самым распространенным у вайнахов было прикладноеискусство. Вайнахи знали как бронзовое, так и железное литье, ковкуметаллов, чеканку по металлу, ювелирное и оружейное дело, гончарноеи швейное дело. Обо всем этом говорят богатейшие археологические материалысо всей территории нашей республики. Вайнахская самобытная культура развивалась в тесных контактах с культурными достижениями соседних народов. Воспринимая достижения других народов, вайнахи вносили и свою лепту в обширную сокровищницу кавказской, а через нее - и мировой культуры 





Похожие новости:


  • Наш край при первобытнообшинном строе
  • Чечня и первобытно общинный строй
  • Наш край при первобытнообщинном строе
  • Чечня и первобытнообщинный строй
  • Чеченская Республика при первобытнообшинном строе.


  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Комментировать    Лента комментариев

    • На сайт
    • ВКонтакте
    • В Фейсбук
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите код:


    Loading...

    НОВОСТИ ОТ ПАРТНЕРОВ




    РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ



    В ПОПУЛЯРНЫХ РАЗДЕЛАХ



    НАШИ ПРОЕКТЫ



    Проверка тиц Яндекс.Метрика


    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
    © 2010-2013 Чеченинфо

    Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта!

    Регистрация на нашем сайте позволит Вам быть его полноценным участником. Вы сможете добавлять новости на сайт, оставлять свои комментарии, просматривать скрытый текст и многое другое.

    Регистрация