Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Как и откуда заселялась Чечня


Просмотров: 8 697Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Как и откуда заселялась Чечня

Чечня, до нашествия Тимура, была населена вайнахами и тюрками, потоками кипчаков-половцев, бежавших от монголов в горы. После похода Среднеазиатского эмира, она была опустошена, а жители, в большинстве своём, перебиты; небольшие островки населения были очень малочисленны. Большая часть макротопонимики северной части Чечни долины реки Джалки носит следы тюркского происхождения. Об этом говорят названия чеченских селений: АгIашта («в лесу»), ЭгIашбатой («лицо леса, т. е. опушка»), Гельдиген («пришлые»), Гермчига («маленькая крепость»), Тевзана («горная река, ущелье»); гора ГIуьйт-Корт (первая часть - «пастбищное угодье»); речки: Басс («верховье реки»), Жалкх («ленивица»), Гуьмс («не жгучая»), Акхсай («белая речка»), Яман-Су («плохая вода»), Искаьрк («внутренняя») и др. Сам топоним Ичкерия (тюрк.: Ичкири) имеет природу тюркского языка, и до XX в. среди чеченцев не имел хождения. Перевод его значит - «внутреннее пространство чего-либо». Последствия тесных контактов с тюркским этносом носит и сам чеченский язык, в состав которого вошло большое количество тюркской лексики (атагIа, гIум, гIуллакх, гIундалгIи, иту, йовлакх, йиш, куьзга, окхлу, юргIа и мн. др.). О том, что тюркский компонент Ичкерии был представлен именно потомками половцев, говорит сама топонимия края, передающая собой кыпчакскую ветвь тюркских языков.


Реконкиста. Реконкиста - название такое дано не случайно. В испанской историографии этим термином обозначают обратное завоевание испанцами у арабов, захваченных ранее испанских земель. В нашем случае заселение Ичкерии можно рассматривать как возвращение вайнахами своих исконных территорий, принадлежавших нам с эпохи бронзы. Чуть более полутора века эти земли, в большинстве своём, населяли тюркские племена, след которых, как уже говорилось, остался в топонимике края. Конечно, вайнахи не истребляли прежних хозяев земель; таких жестоких войн горцы никогда не вели. Родословные некоторых ичкерийских фамилий называют, среди имён первопредков, имена тюркского происхождения. Встречаются даже имена аварского происхождения, причём, они идут на протяжении 2 - 3 поколений. Разумеется, процесс ассимиляции остатков прежнего населения не был ограничен рамками одного - двух десятилетий. Подавляющая масса антропонимов имеет, всё же, вайнахские корни. 


Где-то в конце XIV - начале XV вв., с уходом армии Тамерлана, вайнахи из горных обществ Чаберлоя, Нашхоя и других мест двинулись в полуопустевшую Ичкерию. Чеченские предания с большой подробностью и достоверностью передают весь процесс заселения края.   До переселения в Ичкерию чеченский народ насчитывал 59 тейпов, располагавшихся к востоку и западу от Аргуна (Лаудаев У. «Чеченское племя». - ССКГ, вып. VI, 1872, стр. 11). Чеченцы называли эти территории термином Дайн-Ярташ - «отцовские селения». Интересен тут другой вопрос: часть аулов Ичкерии имеет идентичные названия с селениями и местностями в самой Нашхе. Что это, совпадение? Вряд ли. Тут уместно вспомнить древний чеченский обычай, по которому земля остаётся в личной собственности тейпа или семьи, даже если они на ней не живут и не обрабатывают. Возможно чеченцы, покинувшие в силу обстоятельств, свои земли, оставались их номинальными хозяевами. С погромом Ичкерии Тамерланом, они получили возможность вернуться и занять свои участки. Такой вывод перекликается с чеченской традицией давать имена селениям. 

Все аулы, основанные в более позднее время, носят формулу - основатель + Юрт или Эвла. Например - Али-Юрт, Алхан-Юрт и т.д. Либо, имя тейпа - Беной-Юрт, Белгатой и т.п. Все древнейшие селения Ичкерии носят либо тюркское название, либо имя столь давнее, что оно с трудом поддаётся этимологии. Кроме того, все названия аулов оформлены в исходной форме - Бена, ЦIонтара, Iаллара, Хорочо, Курчала, Энгана и т.п. Многие оформлены, как названия давно знакомых чеченцам мест - Iаллара «зимовье (скота)», ЦIонтара «священное место», ГIоьрдала «место оружейников», Ширди-Мохк «пращники». Лишь небольшая часть носит имена основателей - Тез-кхалла, Албаг-Эвла, Чермой. И среди названий нет Вуьсу-Юрта, Молкх-Эвла Бики-кхелли и т.п. Почему же столь именитые предки не оставили своих имён в топонимике края? Всё очень просто - они могли быть не основателями, а лишь наследниками земель, которые вернули себе то, что принадлежало их предкам 5 - 6 поколений назад. Конечно это лишь гипотеза, которая нуждается в дальнейшем изучении

Основное ядро переселенцев составили жители общества Нашха, расположенного на территории нынешнего Галанчожского района. Хорошо защищённая природными условиями и мощными оборонительными сооружениями, Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи всё время увеличивалось, что, со временем, столкнуло её с проблемой перенаселённости и, как следствие, земельным голодом. Избыток населения должен был искать новые места обитания. Естественно, что для жителей западной части горной Чечни было не секретом богатство земельных ресурсов к востоку от них. Но от более решительных действий в предыдущиепериоды их могли останавливать причины военно-политического характера - Ичкерия, как составная часть, входила в систему государства Симсим. Как гласят предания чеченского народа: «большая часть Ичкерии принадлежала тогда аварским ханам, и была практически не заселена». Ханы были заинтересованы в увеличении податного населения, а потому льготами и различными уступками старались привлечь к переселению как можно больше народа. Чеченцы добровольно присоединились к аварскому хану, так как по договору, участвовали в его военных походах и получали за это часть добычи.


Предания гласят, что первым в Ичкерию прибыли представители тейпа дишний. Земли, на которые они пришли, принадлежали садойским и пешхойским князьям. Орс-эли, предводитель переселенцев, бросил вызов хозяевам земли. В сражении у горы Элан-жIаран-корта дишнийцы разгромили войско садойского и пешхойского князей. В честь этой победы Орс-эли, на той самой горе, установил огромный деревянный крест. Победители обосновались на новом месте и заложили аулы Элистанжа и Дишни-Ведана.

Вскоре в Ичкерию переселился Бики, основавший выше них по реке Хулхулау селение Хорочо. Переселение сопровождалось кровавыми столкновениями с соседними племенами, так же претендовавшими на эти земли. Андийцы из аула Зило постоянно тревожили хорочоевцев набегами и угоном скота. В ответ, Бики совершал походы на андийцев. Чтобы обезопасить себя, хорочоевцы возводят двухэтажную башню у горы ЦIен-берд. Постройка башни не решила спора. Тогда обе стороны решили закончить поземельный спор конными скачками. Двое всадников, один хорочоевец, другой зилоевец, должны были, каждый от своего аула, скакать друг другу навстречу. Там, где они встретятся, и решили провести границу двух обществ. Встреча всадников произошла возле озера Чархи-Iам, где спорящие стороны провели границу, объявив участок, Хьараме, ничейной территорией. Основателем аула Чермой стал Черми, выходец из Чаберлоевского общества. В поисках охотничьих угодий, как гласит предание, он остановился на горе, недалеко от селения Хорочо; место ему понравилось и, перебравшись сюда со своей семьёй, он положил начало новому тейпу - чермой. 


Основная масса переселенцев происходила из общества Нашха. Начало миграции возглавил Молкх, председатель нашхойского мехк-кхела. Согласно утерянных тептаров, Молкх со своей фамилией перебрался в ЦIеси, а затем в Ичкерию, где и основал селение Эрсана. Шурин Молка, сын МаIаша, поселился к северу от него, положив начало селению ЭгIашбата. Внук Молкха, Тинин Вуьсу, заложил селение ЦIонтара. Здесь потомство его быстро разрослось и начало заселять окружающее пространство. Сам Вуьсу остался в ЦIонтара; другой брат поселился на хребте Гур-дукъ; младший - основал аул Энгана. Один сын Вуьсу, Эжи, остался в ЦIонтара, другой - Тези, основал аул Тез-кхаьлла, а младший - стал родоначальником жителей селения Албаг-Эвла. Кроме того, внук Вуьсу, Коьстег, основал кумыкское селение Костеки. Двое братьев, придя из Нашхоя, заложили селение Курчала. Вскоре выходцы из Курчалоя основали два селения - Гендаргана и Гуьна. Пришедший из Нашхи Айт, занял ущелье ЖагI-Iин, где возникло новое село - Айт-Кхаьлла.


В Ичкерию переселялись не только чеченцы, но и выходцы из соседних народов. Кабардинец Гези, обратившись к Вуьсу, получил от него земельный надел, где возник аул Гезин-Чу.Помимо перечисленных селений, в Ичкерии появилось ещё несколько крупных аульных обществ, это - БелгIата, Бена, Билта, ГIоьрдала, Зандакъа, Сесана, Ширди-Мохк, Шона, Эна-кхалла, Ялхой и Iаллара. Все они представляли собой отдельные тейпы. Согласно преданиям, все они вышли из общества Нашха, и почти одновременно заселили территорию Ичкерии. Временная разница в основании аулов не превышала 1-2 поколения.Как гласили тептары, чеченцы, усилившись приходом новых соплеменников, перестали платить подати аварским ханам. Когда произошло окончательный разрыв Ичкерии с Аварией нам, к сожалению, не известно; но уже в середине XVI века ичкеринские тейпы представляют собой союз обществ Нохчи-мохк, независимый от аварского хана. 


Все эти данные основаны на материалах чеченского фольклора, тем не менее, отражают подлинную картину заселения Ичкерии. Вписался в это повествование и в нартский эпос чеченцев. Так, согласно преданиям, в районе Ножай-Юрта жили нарты, предводителем которых был Наураз. Чеченцы, пришедшие из Нашхоя, дали им 7 дней сроку покинуть занимаемую территорию. Когда нарты отказались выполнить это условие, чеченцы, на восьмой день, прогнали их за Терек. Таким образом, в XV в. чеченцы вновь отвоевали и заселили свои исконные территории, утраченные ими ранее.


Общественное и гражданское устройство. Мехк-кхел. Когда все ичкеринские тейпы заняли свои места, они преступили к устройству своего общественного быта. Это не был единовременный акт всеобщего собрания; на это понадобилось много времени и стараний. Предания говорят, что на это у старейшин ушло десять месяцев непрерывного заседания. Вершина горы Туьйре (к северо-востоку от аула Хорочо), стала своего рода музыкальным Парнасом, где проходили состязания лучших сказителей и певцов. Победителю полагался, как награда, круторогий козёл, а проигравшему утешительный приз - горшочек топлёного масла. На совете старейшин был образован общий для всех ичкерийских обществ совет - Мехк-кхел. Местом его заседания была выбрана гора Кхеташ-Корта к западу от Цонтароя. В качестве платы за свою работу, члены Мехк-кхела получали дополнительные участки земли от своего общества, которыми распоряжались всё время своего пребывания на посту. Такими были Кхелан-кхе (пашня Совета) на западе Хорочоя и др. Помимо того, каждый тейп имел свое особое место заседания совета старейшин. В Эна-кхаллое таковым являлось «Къаной хийшина меттиг» (на востоке от селения). Холм «ХIоллам гу» служил местом казни и наказания предателей, трусов и преступников для жителей селения Гендарганой и т. д.


Языческие культовые места. Самым почитаемым культовым местом языческой Ичкерии была гора Эртина-Корта, расположенная на правом берегу реки Хулхулау. Здесь, в период языческих праздников, чеченцы совершали свои моления. Популярность этого места была столь высока, что его использовали впоследствии христианские и мусульманские проповедники. На западе селения Эрсаной имеется вершина Тишоли-корта, посвящённая языческой богине плодородия и деторождения. Подобное культовое место имеется на востоке аула Сесана, и называется оно Тишал-Бассе. Вершина Зудрий-Лам, расположенная южнее Беноя, так же служила культовым местом, где женщины собирались в период весеннего цветения. Жители селения Гендарганой использовали в качестве культового места ЕрдитIе, расположенный к западу от аула. Здесь совершались моления языческому богу Ерди. Этому же богу посвящено место в обществе Билтой, Ердин-Чу, расположенное у села Хьочен-Ара, на берегу реки Яман-Су.


Христианство. Грузинская церковь никогда не оставляла мысли о христианизации своих северных соседей, живущих за Главным хребтом. О том, что в Чечне существовала православная епархия, говорит один документ. Согласно ему в 1333 г. глава горской церкви, Квириле Донаури, был обязан грузинским патриархом переписать Евангелие для «народа нохче». Насколько глубоко христианство вошло в быт ичкерийцев, судить трудно. Но резкой смены христианством язычества не происходило ни у одного ныне христианского народа. Принимая обрядовую сторону новой религии, язычники оставались чуждыми его внутренней идеологии, и принимали Иисуса «лишь в виде дополнений к прежним их верованиям». Чтобы учение, чуждое народу, пустило в его среде корни, необходимо было создать прослойку местного духовенства. Без этого, все старания пришлых миссионеров доходили до горцев под призмой их миропонимания. До сих пор науке не известны Евангелие или Библия на туземных языках Северного Кавказа. «Нет сомнения в том, что богослужение в горах никогда не совершалось ни на одном из туземных языков; посему смысл его всегда оставался непонятным для горцев» (ССКГ, вып. 2, стр. 20. Начало христианства…). Некоторые топонимы связаны с существовавшими здесь ранее христианскими храмами: Элгаза-дукъ (Церковный хребет) на юго-западной окрестности Ца-Ведено, здесь же имеется одинокая могила, принадлежащая, по преданию, христианскому священнику. Этот храм обслуживал население долины р. Хулхулау. На юге Аллероя имеется урочище ЭлгазкIел, где в период христианства стояла церковь. Все они были для горца не чем иным, как одними из языческих объектов поклонения, такими же, как священные рощи, горы и камни. Христианство продержалось в Ичкерии недолго и с уходом грузинских миссионеров заглохло. Христианские культовые места стали превращаться в языческие; народ вернулся к своим традиционным верованиям.

Ислам. Гораздо ближе по духу в Ичкерии оказался ислам, причём, намного раньше, чем в других местах Чечни. Тому в немалой степени способствовало соседство с Дагестаном, где мусульманство давно и прочно закрепилось в качестве господствующей религии. Распространение ислама связано с шейхом Берсой, уроженцем селения Курчалой, и гуноевцем по матери. Когда точно произошло это событие нам неизвестно, но уже в конце XVI в. ичкерийцы предстают как мусульмане. Тому свидетельством служат русские письменные источники, указывающие на то, что мичкизы и ококи (мичиковские чеченцы и аккинцы) приносили присягу на Коране. Согласно родословным ичкерийских тейпов деятельность Берсы относится к середине XVI века. Достигнув совершеннолетия, он посетил Кази-Кумух, где принял мусульманство и получил образование на арабском языке. Однажды, на его родной аул Курчалой совершили нападение аварцы. Опустошив половину селения, они уже отступали, когда на них обрушилась дружина курчалоевцев. В завязавшемся сражении аварцы были перебиты, а сам предводитель их, Гада, смертельно ранен Берсой. Умирая, он взял с убийцы обещание, что тот будет содействовать распространению истинной веры среди своего народа. Первыми, кого Берса своими проповедями привлёк в ислам, были его односельчане курчалоевцы. Следом за ними новую веру




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"