Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Ян Чеснов. Генетические представления в менталитете чеченцев.


Просмотров: 2 801Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Ян Чеснов. Генетические представления в менталитете чеченцев.
В чеченском менталитете прослеживается четкая связь нравственного или безнравственного поведения с генетической линией человека. Считается, что при плохом поступке семь умерших поколений предков падают на том свете вниз лицом от позора. Но эта связь с предками различается по линии отца и матери.

Какова же роль родителей с точки зрения вайнахской народной эмбриологии? Ее принцип вырисовывается в довольно распространенной у чеченцев притче, связанной с вопросом «Кого выбрать — плохого ли сына, у которого хороший отец, или же хорошего сына, у которого плохой отец?» Оказывается, надо отдать предпочтение плохому сыну, ибо от хорошего отца к нему перейдет хотя бы одна черта. Плохой отец ничего хорошего своему сыну передать не сумеет. В народе считается, что достоинства хорошего сына рано или поздно отпадут и обнаружится дурная наследственность.


Принцип мужской доминантности проводится в мнениях, согласно которым от отца наследуется окраска волос и кожи: темные волосы и смуглая кожа или наоборот светлые волосы и светлая кожа обязательно передадутся потомству. Правда, пришлось зафиксировать мнение, что низкорослые мужчины стремятся найти рослых жен и тогда их дети не будут иметь роста, смущающего их отцов. В низкорослости вайнахская традиция видит скорее признак тяжелого характера, чем черту эстетическую. Говорят, что «у низкорослых сердце большое и выпирает!», поэтому они склонны к скандалам. Есть и такая шутка: будто раньше низкорослых пускали на базар только после обеда, так как они, якобы, могут в самое неподходящее время учинить какую-нибудь распрю. По преданию низкорослых наиб Шугаип был одним из лучших полководцев Шамиля.


Если отцовская линия в культуре вайнахов однозначно признается ведущей, то с материнской стороны дело обстоит сложнее. Нравственная роль матери ставиться чрезвычайно высоко. Так, бытующие выражение « материнский язык» означает наличие у человека хорошего, этического воспитания, полученного от матери. В то же время случается, что старики, обсуждая неблаговидный поступок какого-либо человека, обвиняет линию матери («материнское молоко»), а если человек проявил себя выдающимся положительным деянием, говорят, что сказалась роль предков его по отцовской линии.


Отмеченное отношение к материнскому молоку, как к субстанции, способной испортить хорошую наследственность, видим мы в разных местах Чечни рассказываемой истории. Один всадник приобрел коня, жеребенком вскормленного на буйволином молоке. И вот в момент скачки этот конь увидел лужу и кинулся в ней поваляться вместо того, чтобы проявить свои исконные качества.


В приведенной притче проблема генетико-поведенческой преемственности изложена сниженным образом, будучи переведена на язык притчи и животных образов. Откуда такое настороженное отношение к молоку? Оно странно, если учесть высокий статус материнства в вайнахской культуре. Из свидетельств этого статуса назовем запрет мужчине касаться левой груди женщины, только правой (левая — «божеская» и предназначена ребенку, очевидно, потому, что расположена около сердца: правая — «мужская», которую может касаться муж). Другой значительный по смыслу факт хорошо известен вайнахам и другим народам Кавказа: усыновленный должен прильнуть к груди женщины. Эта процедура служила для примирения кровников. Даже если такой ритуал мужчина, объект мщения, совершал хитростью и насилием, он все равно приобретал право на жизнь. С высоким статусом материнской груди и материнского молока согласуется факт социологический — высокий ранг родственников по матери, которые окружены особым почтительным этикетом. В современном быту о них мужчина может сказать, что они для него самые « страшные», пытаясь юмором скрыть значимость одного из важнейших принципов поведения: почитание родственников по матери и беспрекословнее, чем родственников по отцу.

Наши опросы в Чечне по проблеме наследования здоровья показали, что в большинстве случаев указывается роль материнского фактора: дети получают здоровье, которым обладает мать. Немногочисленные противоположные указания на отца, как правило, объяснялось либо теологически (« Бог первым создал мужчину и он крепче») или бытовыми обстоятельствами «у мужчины здоровья больше, ибо он меньше работает и не знает родильных мук». Причем бытовое суждение высказывалось женщинами, а теологическое мужчинами. Наиболее же древняя традиция, отмеченная нами как в плоскостных, так и в горных районах указывают на фактор наследования здоровья от матери.


Многозначная пословица о парне, ищущем породу («семя» — хIy) и девушке, ищущей пропитание («толокно» — цу) вскрывает именно этот важнейший цивилизационный принцип — ориентацию вайнахов на генетически здоровую наследственность, которая связывается с материнской линией.


Огромное значение имеют методы, реализующие названную ориентацию на материнский принцип здоровья. Конечно, выбор невесты для сына являлся центральным в системе такой реализации. Эта система представлена двумя основными блоками, учитывающими: 1)черты самого человека (в конкретной социальной среде вайнахской культуры речь идет о девушки на выдании), 2) особенности ее генеалогического древа.


В первом блоке системы мы находим:


· идеал физической красоты, анатомические и физиологические показатели, известные так называемым «знающим людям»;


· психические показатели, определяемые на молодежной вечеринке (синкъерам) и по изделиям рук девушки.


Не рассматривая подробно физический идеал отметим такую его черту: он не существует самостоятельно вне нравственных критериев человека. У девушки этими критериями являются разумная речь, трудолюбие, обходительность. Среди чисто эстетических сторон физического идеала (белизна кожи, красивые зубы и т.д.) мы находим требование «утиной» походки, предсказывающей в вайнахской традиции будущую плодовитость женщины.


«Знающие люди» при знакомстве с девушкой учитывали и другие малоизвестные ее «показатели». Так, старики могли, глядя на пальцы девушки, определить свойства ее детородных органов, число ее будущих беременностей.


В старину у чеченцев был еще один способ определения физиологических и психических свойств девушки: к своему выданию она должна была изготовить ковер, причем от начала до конца она не должна была принимать ни малейшей помощи со стороны: ни в изготовлении материала, ни в подборе цвета и рисунка орнамента. Этот «ковровый тест» был зафиксирован в Восточной Чечне Саидом Хасиевым.


Что касается генеалогического блока, то здесь выделяются следующие пункты:


· необходимость знания девушкой восьми предков, их хорошая репутация в округе;


· принцип «прежде, чем посмотреть на невесту, надо посмотреть на ее мать»;


· то же самое по отношению к братьям девушки.


Наиболее сложен и интересен здесь вопрос о 8 предках. Обычно имеются в виду мужские предки. Но удалось зафиксировать также вариант о «8 матерях», т.е. женских предках. Сразу надо сказать, что требование знания 8 предков женщиной нужно рассматривать в согласовании с требованием знания со стороны мужчины (в данном случае жениха) 7 мужских предков.


Итак, генеалогическая линия женщины должна быть на одно поколение длиннее мужской. Ясно, что значимость генеалогического древа у женщины в вайнахской традиции большая, чем значимость его у мужчин. Есть чеченская пословица, отмечающая первенство женского принципа: «Портится мужчина — портиться семья. Если это случилось с женщиной, то портится народ».


Есть другие нюансы, связанные с цифрами 8 и 7 в вайнахской культуре. Семерка и в некоторых других ситуациях ассоциирована с мужчиной. Так по древнему закону (народному адату) за убийство одной беременной женщины мстили семи мужчинам. Требование же знания мужчиной минимум 7 предков, а женщиной 8 объясняется полушутя тем, что мужчина «сильнее» и ему поэтому достаточно семи предков для гарантии его достоинств.


В разных областях народной культуры вайнахов цифра 8 постоянно указывает на брачные отношения и на проблемы воспроизводства человека. Так, в одной из чеченских сказок, опубликованной в 1870 г. говориться о герое Султане, ухаживавшем 8 лет за девушкой. Грудному ребенку до восьмимесячного возраста нельзя показывать зеркало.


Обращаясь к цифре 8 мы обнаруживаем в вайнахской культуре не только связь этой цифры с женщиной, но и с пространством. Так, есть вайнахское изложение мифа об Адаме и Еве, которые решили разойтись в разные стороны, чтобы найти себе пару. Ева перешла 8 хребтов и села, не желая больше идти. Когда Адам нашел ее, то Ева схитрила и сказала, что нигде не была и все время находилась в том месте. Этим самым она как бы отдавала инициативу мужчине. Из этого мифа вытекает, что пространственная стабильность обозначается цифрой 8. Действительно, традиционная вайнахская ориентировка по частям света указывает именно на восьми членное направление. На отношение восьмерки к земле как к пространству указывает также известная в старину клятва «восемью землями и девятью небесами».


Очевидно, в символике восьмерки соединились генеративный и пространственный принципы, потому что восьмерка состоит из двоек — 2+2+2+2 (тогда как семерка из единиц: 3+3+1, где 3 тоже сводится к единице).


В парности отражен генеративный принцип порождения себе подобного. Но парным является также и пространство, распадающиеся на «впереди» и «сзади», «слева» и «справа», «вверху» и «внизу». Можно сказать, что своей парностью пространство становиться генеративным и получает материнскую символику. Поэтому вайнахи, как и все народы, относятся к земле как к матери. Пожалуй, у них эта символика нагружена даже особыми смыслами. Есть не только материнское, но и дочерние поселения. (Например, в ауле Макажой в Чеберлое есть выселки, поэтому сам этот аул называют Нана Макаж, т.е. Мать Макаж и т.п.). Считается, что у земли есть такая же утроба, как у женщины.


Приведенные факты о соотношении женского генеративного начала с пространственно-земным, создает то особенно тревожное отношение к брачному, и вообще социальному поведению женщины, которое характерно для чеченцев и ингушей. Отклонения в поведении женщины воспринимаются как катастрофа, нарушающая основу существования этноса, и более того — всего мироустройства. Действительно, преемственность поколений стабильность территории составляет основу существования этноса, которая воплощена в женщине-матери. Эта глубокая этическая мысль о женщине-матери вырисовывается еще и при более пристальном рассмотрении проблемы здоровья.


Чтобы оценить материалы по проблеме этнического здоровья чеченцев, нам придется рассмотреть сопоставительные данные по ближним соседям чеченцев и привлечь еще кое-какой мировой материал.


Хевсуры — горная грузинская этнографическая группа, сохранившая культурную близость с чеченцами и ингушами Они образовались путем миграции в горы картвельского населения и поглотили несомненный вайнахский субстрат. Хевсуры остались горцами, которые сберегли многие черты изначального центрально-кавказского фонда культуры. Это относится также к культуре выживания, включающей в себя проблему здоровья. С целью разработки такой проблематики в декабре 1985 года мною была предпринята экспедиция к хевсурам. Зимний сезон, свободный от полевых работ, давал возможность не спеша провести исследование довольно интимных сторон человеческой жизни. Основные результаты проделанной работы таковы.


У хевсуров сохранено четкое представление о породистости (джиши) человека. Джиши — это отсутствие физических и духовных болезней, выносливость и красота человека. Об отсутствии джиши свидетельствуют заболевания, например, туберкулез или болезни почек. Джиши определяет нормальную продолжительность жизни, которая в принципе должна равняться 100 — 120 годам. Одни фамилии считаются более породистыми, чем другие. Нельзя, однако, сказать, что джиши у человека постоянно в течении его жизни: джиши может ослабеть или совсем исчезнуть, если человек провинился перед святыней (джвари). И транслируется джиши тоже неравномерно: джиши деда может оказаться у внука и отсутствовать у отца этого ребенка.


Хевсуры считают, что этнические группы Грузии различаются по выраженности джиши. Так, если джиши максимально выражена у хевсур, представлена также у тушин, гудамакарцев, у мтиулетцев, слабее у пшавов.


Хевсуры считают, что у женщин джиши сильнее, чем у мужчин. Они отмечают, что первые болеют гораздо реже, чем вторые. «Кровь женщины сильнее» — так это объясняют хевсуры. Если женщина с сильным джиши выходит замуж за мужчину со слабым джиши (например, у мужа больные почки), то супружество, считается, приводит к тому, что женщина вылечивает мужчину.


Своих женщин хевсуры считают носителями джиши и очень осуждают того, кто приведет домой женщину, взятую вне Хевсуретии. Тогда говорят, что такой-то «привел плохую джиши».


Читать дальше


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"