Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Ю.Г.Кольчук и А.А. Адилсултанов. Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования.


Просмотров: 2 451Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Ю.Г.Кольчук и А.А. Адилсултанов. Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования.

ЧЕЧЕНЦЫ-АККИНЦЫ (АУХОВЦЫ) И ИХ ГРАЖДАНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ


I.


Предки современных чеченцев, населяющих сегодня территорию Дагестана, проживали здесь еще в глубокой древности. Данные археологических раскопок поселений и могильников Хазар-Калинского, Новолакского, Яман-су, Балан-су и других на территории Акки подтверждают наличие вайнахского элемента в Тереко-Сулакском междуречье [1]. То обстоятельство, что здесь население сохранило в своей разговорной речи «более древние формы вайнахских языков», свидетельствует об обособлении этой части этноса в самом начале процесса внутриэтнического разделения вайнахов на чеченцев, ингушей, орстхойцев, кистинцев, аккинцев и т.д. [2]. Люди издревле именовали себя в этих местах «аккинцами» («аккхи»), но к ним применялось также и другое этническое имя — «ауховцы» («овхой»), что и привело к образованию двойного названия: аккинцы (ауховцы). При анализе всех этнополитических процессов в регионе необходимо иметь в виду, что значительная часть проживающего здесь чеченского населения воспринимает землю в означенных границах как «исторический Аух», как единственное место в мире, где возможно существование аккинцев.


Многое перенесли они в этом крае, расположенном в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей громадного евро-азиатского материка. Приходилось вступать в контакты с персами и хазарами, арабами и татаро-монголами, с целым сонмом других племен и народов:


— отношения с персами были весьма разнообразными. Именно они стали строить здесь первые укрепления. Так на землях Акки появились три крепости Кешен, Гилян и Мескеты, память о которых до настоящего времени сохранилась в названиях селений Кешана в Дагестане, Гилна и Мескеты на территории современной Чеченской республики;


— с хазарами у аккинцев были не только интенсивные экономические связи, о чем свидетельствуют, к примеру, раскопки на окраине селения Гiачалкъ (Хазар-Кала), но и крупные совместные военные выступления. В хазарско-арабских войнах участвовали аккинские отряды, возглавляемые опытным предводителем Агуки Шагином (Ауховский Шагин);


— с арабами у аккинцев были весьма недолгие прямые контакты. Около столетия (642-735гг., а по арабскому летоисчислению с 22 по 115 год хиджры) арабы вели упорную борьбу за эту территорию, причем закрепиться на ней им так не удалось. Однако, влияние их оказалось огромным: ислам вошел в жизнь аккинцев, регламентировал повседневный порядок поведения, в определенные исторические периоды определял их политическую идеологию и т.д.;


— спустя примерно пятьсот лет татаро-монголы были встречены аккинцами как «неверные». Именно под лозунгами джихада, священной войны во имя Аллаха, вели в бой свои дружины аккинские вожди Янбек, Таймасхан и Маадий против войск Золотой Орды. Хотя отношения с армией проходившего в этих местах в 1395-1396гт. Тимура имели уже несколько иной характер, для населения Ауха изнурительная борьба против татаро-монголов на протяжении XIII—ХIVвв. в целом вызвала значительный регресс в развитии: почти все равнинные и часть предгорных поселений были разорены и стерты с лица земли, ухоженные поля превратились в пустыню [3].


С XV века начинается новый этап в развитии Терско-Сулакского междуречья: возвращается местное население и прибывают новые группы вайнахов, восстанавливается и быстро развивается хозяйственная жизнь края, налаживаются связи с другими народами Кавказа, устанавливаются взаимоотношения аккинцев с Россией. В русских источниках с середины XVI века встречаются упоминания аккинцев («ококи» или «окуки», «окочане» — от их самоназвания аккхи») и их этнотерритории («Окоцкая земля», «Окох» и «Старый Окох») [4].


Первоначально контакты аккинцев с русскими развивались мирно, о чем свидетельствует союзный договор 1588 года [5]. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами:


— аккинцы продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России «примитивным», не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьезных решений. Наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. Об этом свидетельствуют походы царских войск 1718-1722гг., которые привели к отходу части аккинцев-гачалковцев от правого берега Терека и скоплению их ближе к реке Аксай и Качкалыковскому хребту, а также положили начало вытеснению и уничтожению представителей аккинцев-пхарчхоевцев равнинной зоны [6];


— рост политических интересов России, Ирана и Турции на Кавказе определил втягивание аккинцев, наряду с другими народами, в орбиту международных отношений. Внутри аккинского общества появились группировки, придерживавшиеся различной ориентации, что разрушило политическую стабильность [7].

Как указывает источник конца XVIII века, «жилища Чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря» [8]. Однако уже персидский поход Петра I 1722-1723гг. и строительство крепости Святой Крест на Судаке немало способствовали уменьшению территории и влияния Акки.


Положение усугублялось тем, что у соседних кумыков и аварцев процесс распада родоплеменных союзов шел значительно быстрее, чем у аккинцев и всех вайнахов. Вследствие этого между ними возникали территориальные споры [9]. Необходимо однако иметь в виду существовавшую в тот исторический период традицию: на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке отсутствовали какие-либо четко фиксированные государственные границы, и уж тем более при их очень условном проведении никоим образом не учитывался этнический состав населения. Любые попытки каких-либо новых местных феодальных властителей установить свое господство хотя бы над частью территории региона вызывали сопротивление.


С 30-х гг. XVIII века для аккинцев начался долгий процесс борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев [10]. Постепенно она стала приобретать характер священной войны за чистоту ислама. Последний превращался в политическую идеологию, которая мобилизовала и консолидировала все чеченское население.


В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы, которые выдвинули также и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах Акки.


Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-50-х годах XIX века. К этому времени процесс становления государственности у чеченцев, ингушей, некоторых других горских народов достиг своего апогея. Шамиль, избранный осенью 1834 года имамом Чечни и Дагестана и получивший тем самым возможность огромного влияния на все население региона, стал назначать своих доверенных лиц управляющими (наибами) отдельных горных и равнинных обществ, а в 1840 году разделил всю территорию на четыре округа (вилаята) — Ауховский, Мичиковский, Большую и Малую Чечню. 6 1842 году имамат был разделен на три области со своими начальниками: Чеченскую, Аварскую и Андалалскую. Наибства западной области имамата были объединены в Чеченскую область. Имам Шамиль так и называл ее — «Чечен» [11].


Таким образом, шел процесс формирования государственного образования, который полностью противоречил планам Российской империи, уже захватившей целый ряд более южных районов современного Дагестана и Азербайджана. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер.


Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточенные военные действия поставили аккинское население на грань физического уничтожения (люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию).


Россия взяла под контроль территорию Ауха лишь после того, как были разрушены крупные селения Почкъар-юрт, Хасий-Эвл и построены в центре Акки крепости Хасав-Юрт и Кашень-Аух. По окончании Кавказской войны территория Акки (Ауха) вошла в состав Терской области под названием Хасавюртовского округа, населенного аккинцами, а также кумыками и ногайцами. Вхождение Ауха в состав Терской области было органичным, поскольку все части чеченского этноса оказались объединенными в рамках одного областного административно-территориального образования, что благоприятствовало развитию экономических, социальных, культурных, семейных и прочих внутриэтйических связей.


В 1921 году территория Хасавюртовского округа была включена в состав созданной Дагестанской республики. Согласно переписи населения 1926 года, в Дагестане (в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Караногайском и Шелковском районах) проживало около 22 тысяч чеченцев. Из них около 17 тысяч — на территории Хасавюртовского района. Здесь также находилось 16 тыс. кумыков, а также 761 аварец. В Бабаюртовском районе насчитывалось более 3 тыс. чеченцев, причем они жили компактно в 18 практически мононациональных по составу селах [12].


Статистика, однако, не в состоянии дать представление о той напряженной ситуации, которая сложилась здесь в результате волюнтаристских действий верховной власти. Обнаруженные в архивах документы отражают этно-политическую нестабильность в разделенных границей районах ДАССР и Чеченской Автономной области: шли затяжные споры о порядке землепользования сотен десятин [13], выливавшиеся время от времени в кровопролитные столкновения [14]; в вышестоящие инстанции направлялись петиции с доказательствами необходимости использования данной территории как единого экономического пространства. Даже в официальных документах отмечалось, что страдают тысячи людей чеченской национальности, так как делопроизводство в сельсоветах и преподавание в сельских школах «в порядке коренизации» осуществлялись на кумыкском языке [15].


В 1943 году на базе 9 сельсоветов (15 колхозов) с учетом этнического состава населения был создан Ауховский район. В момент его образования здесь находилось 14,5 тыс. чеченцев, т.е. около половины всех вайнахов Дагестана. Предполагалось учитывать потребности национального развития: открыть школы с преподаванием на родном языке, наладить печать и т.д.


Сегодня высказывается мнение, что создание района «было предусмотрено вовсе не для поддержания чаяний аккинцев, а только для их успокоения, «усыпления» перед тем, как подвергнуть их геноциду». Вполне вероятно, что это соответствует действительности. Во всяком случае, в опубликованных недавно исследованиях, посвященных трагедии 23 февраля 1944 года, указывается, что подготовка к крупномасштабной репрессивной акции по депортации вайнахов (чеченцев, ингушей, аккинцев) началась еще в 1942 году [16]. Нас в этом убедила обнаруженная в ходе разбора архивных материалов деталь: между последним, решающим документом, по которому Ауховский район де-юре стал административно-территориальной единицей Дагестана, и роковым для всех вайнахов 23 февраля — всего… 11 дней [17].


В результате «переселенческой» акции сталинского режима аккинцы, согласно некоторым оценкам, потеряли от 1/3 до 2/3 населения. Это объясняется многими причинами. Была холодная зима. За 15 суток в «телячьих» вагонах аккинцы, едущие в неизвестность, испытывали невероятные муки. Многим смерть виделась выходом из положения. Прибыв на место, в голые степи, люди не знали, где спать, чем питаться. Местное население, под воздействием интенсивной идеологической обработки, считало их «врагами народа». На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии аккинцев расселили небольшими группами в сельской местности. Они адаптировались с большим трудом: климатические условия отличались от привычных, традиционный уклад жизни был разрушен. К этому следует добавились еще и продолжавшиеся многие годы акты, унижавшие гражданское достоинство людей: их ежемесячно вызывали в комендатуру и заставляли расписываться под словами «за выезд из … местности согласен на 20 лет каторги» [18].


После выселения чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию на основании «Указа Президиума Верховного Совета об административно-территориальном устройстве Дагестанской АССР» от 7 июня 1944 года Ауховский район был переименован в Новолакский, причем часть территории была передана в состав Казбековского района. Все населенные пункты также получили новые названия, а районный центр из селения Ярыксу-Аух был перенесен в селение Банай-Аул и переименован в Новолакское. Было сделано все для того, чтобы уничтожить всякие следы проживания вайнахской этнической группы (аккинцев) в Дагестане, стереть из памяти людей сами названия Акка, Аух, аккинец, ауховец (архивные материалы показывают, как скрупулезно и методично занимался этим бюрократический государственный аппарат) [19].В села Новолакского района из горных аулов переселялись лакцы, в чеченские населенные пункты Казбековского района — аварцы.


После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957г. аккинцы (так же, как ингуши и чеченцы) формально получили возможность вернуться домой. Однако руководство Дагестанской АССР решило внести в него свои коррективы. В места выселения аккинцев’ были в срочном порядке откомандированы уполномоченные по так называемому «оргнабору». Они были снабжены специальными удостоверениями, в которых указывались обязательные пункты размещения аккинцев в Дагестане. При этом оговаривалось непременное условие: возвращение возможно лишь в том случае, если аккинцы согласны поселиться не в своих родных селах, а в местах, указанных в удостоверениях. Было разрешено поселиться в пяти районах Дагестана, территория бывшего Ауховского района для них оставалась под строжайшим запретом. Таким образом, аккинцы должны были возвращаться не как реабилитированные, а в качестве рабочей силы. Отметим и такой немаловажный факт: решения XX съезда и Указ от 9 января 1957 года доводились до ауховцев теми же уполномоченными по оргнабору [20].


В 1958 году дискриминация аккинцев была закреплена законодательно: 16 июля Совет Министров Дагестанской АССР принял постановление N 254, по которому ауховцы не имели права селиться в селах Новолакского и Казбековского районов Дагестана. Был введен жесткий паспортный режим, согласно которому в указанных районах возвращающиеся чеченцы не подлежали прописке. Прокуратуре, МВД и Верховному Суду ДАССР предписывалось «принять меры к строгому соблюдению паспортного режима и охране общественного порядка в вышеуказанных местностях, привлекая нарушителей законов к государственной ответственности».


Однако власти не ограничились этим. Ссылаясь на то, что, якобы, дагестанское население, возвращающееся из Чечено-Ингушетии, и чеченцев, прибывающих в родные места, невозможно обустроить, в Постановление N 254 был введен пункт 3, который гласил, что дальнейшее переселение чеченцев из Средней Азии будет проведено только в течение 1959-1960 годов [21]. Так затягивало руководство Дагестана возвращение коренных жителей в республику.


Действие законодательно закрепленных решений правительства Дагестана не замедлило сказаться на положении возвращающихся аккинцев. Те, кто все же осмеливался «пробраться» в свои села, подвергались всяческим преследованиям. Их не прописывали по 10-15 лет, не предоставляли работы, выселяли, арестовывали; их дома сносили, семьи терроризировали, детей не пускали в школу. Единственная привилегия, предоставленная местными властями вернувшимся аккинцам (и то из-за несговорчивости и непокорности последних), состояла в том, что им разрешалось хоронить умерших на своих родовых кладбищах [22]. И хотя официальными органами. Дагестана постановление N 254 было отменено еще в 1963 году [23], «паспортный режим» и «строжайшее соблюдение закона» продолжают осуществляться почти вплоть до настоящего времени.


Со времени возвращения аккинцы начали ставить перед руководством Дагестана, РСФСР и СССР вопрос о восстановлении Ауховского района и своем переселении в его населенные пункты. На протяжении почти 30 лет преследовались властями представители аккинцев, отправлявшиеся в Махачкалу, Москву с петициями, обращениями и т.д.; почтовые отправления из республик (письма, заявления) перехватывали на почтамтах; делегации аккинцев задерживали в аэропортах и на вокзалах различных городов СССР, арестовывали в самой Москве и высылали обратно; активных участников движения увольняли с работы, исключали из партии, под различными предлогами и по сфальсифицированным обвинениям предавали суду. Даже в тех исключительных случаях, когда аккинским представителям все же удавалось передать какие-либо бумаги «наверх», последние отправлялись обратно в Дагестан, где с авторами проводилась «воспитательная работа».


Таковы вкратце основные вехи истории аккинцев. Являясь составной частью вайнахского этноса, они вместе с тем прожили свою собственную судьбу. Ныне данная этническая группа, в сравнении с другими группами вайнахов, живущими на территории Чеченской республики и Ингушетии, оказалась в наиболее тяжелых условиях. Исторический Аух как естественная, складывавшаяся в течение многих веков территория обитания аккинцев, был разрушен тоталитарным режимом вследствие отторжения его сердцевины — Ауховского района. Тем самым были подорваны основы существования этноса, а также нарушены устойчивые взаимосвязи между различными народами, проживающими в Хасавюртовском регионе. Была заложена основа для формирования здесь очага острейших межнациональных противоречий, в ликвидации которого в настоящее время делаются лишь первые шаги.


часть вторая


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"