ИА ЧеченИнфо > Кавказская мозаика > Кто же твои предки, имам Шамиль?

Кто же твои предки, имам Шамиль?


20-09-2012. Разместил: adminch

 

Портрет Имама Шамиля, Портрет Имама ШамиляТакую личность как имам Шамиль  всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

 

Имам Шамиль  сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием,  продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если  не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

 

Про деда Шамиля, мы практически ничего не знаем, в наше время появляются в печати разные версии разных авторов, по одним он родом из другого аварского аула, по другим он вовсе не аварец. Кто же на самом деле предки имама?  Что за тайна в его генеалогии? Знал ли сам Шамиль о своих предках, если знал, то почему скрывал свою родословную?  На эти вопросы  у меня появилась одна интересная версия с которой я решил поделиться с читателями. 

 

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести? 

 

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения,  написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно?  Почему его личный секретарь не соизволил  ознакомить нас с  родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля,  или  всё же знал?

 

У меня  складывается  мнение, что Шамиль  запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

 

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает;  "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же  был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля;  «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык  Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

 

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова -  это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов  мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид».  Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе». 

 

Теперь хочу на суд читателя  выставить свою версию произошедших событий.

 

За что шамхал  Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

 

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

 

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в  ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.)  я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

 

Ответ на этот вопрос,  я вижу в следующих обстоятельствах.  Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году.  Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана  Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем  закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

 

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

 

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом?  Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то,  что отец  Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е.  он был кумык, а не аварец.

 

В первые годы своего имамства Шамиль,  не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам.  Он действовал по инстинкту,  как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев.  За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость,  эта банальная  кровная месть. 

 

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму  удалось скрыться.  Из  усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».  

 

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали  и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке.  Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

 

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос  за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу». 

 

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок?  Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил  кому либо писать и говорить о своих предках.

 

Позже  Шамиль, поняв  что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

 

Я, как автор этой статьи, не ставил целью вводить читателя в заблуждение, а просто высказал своё мнение и, надеюсь, что более компетентные  историки и библиографы согласятся со мной или опровергнут все мои доводы.

 

Гамид Габитов. Дагестан

 


Вернуться назад