Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Первая школа в Чечне: как Услар и чеченские муллы создали чудо


ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Первая школа в Чечне: как Услар и чеченские муллы создали чудо
Фото: На уроке в сельском чеченском медресе; слева вверху – арабский алфавит (иллюстрация Джабраила Мустапаева). 

ЧЕЧНЯ. Начало нового времени. В начале июня 1862 года в крепости Грозная открылась первая светская школа на территории Чечни. Её инициатором стал барон Пётр Казимирович Услар (1816–1875) — выдающийся востоковед, этнограф и лингвист, глубоко уважавший культуру кавказских народов. Его проект был назван временной экспериментальной школой, но по сути стал революцией в образовании.
В школу были отобраны 25 молодых чеченцев, все — бывшие муталимы, ученики духовных школ. Они уже знали арабскую письменность, но новая система была для них абсолютно чужой. Задача казалась почти невыполнимой: научить их читать и писать на родном языке по заново созданной азбуке.

Учителя из числа своих. Обучение проходило под руководством двух чеченских интеллектуалов:
  • Кеди Досова из тайпа дишний,
  • Янгульбая Хасанова, кадия аула Гойты, представителя тайпа мяршлой.
Именно они, вместе с Усларом, разработали новую чеченскую грамматику и положили её в основу обучения. Преподавание велось на чеченском языке, что делало процесс понятным и доступным. Параллельно два русских писаря обучали учащихся основам письменной речи, но ключевую роль играли именно чеченские наставники. Услар настаивал: учитель должен владеть и русским, и родным языком горца. Он считал, что только так можно построить мост между культурами. Особое внимание уделялось переводу текстов с русского на чеченский — это был акт не просто лингвистический, а культурный.

Чудо за семь недель. Обучение шло по первому в истории чеченском букварю — «Нохчийн жуз», составленному Кеди Досовым. И результаты превзошли все ожидания. В письме А. Берже от 25 июня 1862 года Услар с восторгом сообщал:

«Чеченская письменность сотворила такие чудеса, которых я не ожидал. Кадий и Мулла вернулись в Грозную 1 июня, а вчера, 24 июня, я увидел 25 чеченцев, из которых 14 уже свободно читают по-чеченски. Заметьте, что ни один из них не умеет читать по-русски, значит, новая азбука была для них совершенно неизвестной». 

Он даже предлагал:

«Если результаты покажутся сомнительными, предлагаю отправить сюда кого-нибудь для проверки на месте: если я преувеличил, готов оплатить расходы и штраф». 

Занятия длились около семи недель, и за это время все 25 учеников освоили навыки свободного чтения и письма на родном языке.

Наследие первого школьного опыта. Эта школа стала прорывом. Она доказала: чеченцы не только способны к системному обучению, но и стремятся к знаниям. Проект показал, что современное образование может быть построено на основе родного языка и культуры, а не через насильственную ассимиляцию. К сожалению, школа просуществовала недолго. Но она заложила фундамент. Через десятилетия на её основе будут строиться новые учебные заведения, развиваться чеченская литература, наука, просвещение.

Пионеры грамотности. Кеди Досов и Янгульбай Хасанов — не просто учителя. Они — основоположники чеченской светской педагогики. Их имена должны быть в учебниках. Потому что именно они, вместе с Усларом, впервые сказали:

чеченский язык достоин быть письменным, а чеченец — грамотным



checheninfo.ru



Время в Грозном

   

Горячие новости


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек