ДАЙДЖЕСТ: |
В очередной, седьмой, беседе 1-й зам.председателя Комитета по делам ЮНЕСКО в ЧР, к.полит.н. Магомед Дадуев и секретарь Комитета по делам ЮНЕСКО в ЧР, к.ист.н., писатель Саид-Хамзат Нунуев продолжают рассуждать на острые социальные проблемы.
М. Дадуев: Саид-Хамзат, давай рассмотрим такую ситуацию. К примеру, некий человек оказался в сложных условиях выбора между очевидной личной материальной выгодой для себя, но ценой серьезных нравственных уступок. Философия рыночного мира однозначно склоняет человека выбирать пользу и это становится поведенческой нормой для него. Мотивацию для себя и оправдание своему прагматичному выбору этот тип человека находит в стандартно-циничном выражении «если ты такой умный - почему такой бедный». А если другой, в общем не глупый человек, все же не разбогател и не сколотил солидный материальный капитал? Тогда он всячески оправдывается, что где-то не стал перешагивать через свою совесть, желая сохранить репутацию, честное имя и не потерять кредит общественного доверия и т.д. То есть осознанно упустил очевидную выгоду, но, как ему кажется, сохранил свой, так называемый символический капитал. Какой социальный тип человека здесь достоин большего уважения, кого из них можно считать состоявшимся и реализовавшим свой потенциал?
С-Х. Нунуев: Проблема «выгода или честь» давно перешагнула сферы коммерции, бизнеса. Она заразила практически все социальные сферы, включая науку, литературу, искусство и даже религию. Почти всё продаётся за деньги, ибо деньги всё больше становятся эквивалентом абсолютно всех человеческих ценностей. Все меньше людей, придерживающихся мнения, традиций, образа жизни, в которых отдаются предпочтения ценностям духовным, столь высоко ценимым в традиционном чеченском обществе. Таких в современном мире нередко считают чудаками, неудачниками. Но так ли это на самом деле? Во-первых, люди, отдающие предпочтение чести, а не личной выгоде – это искренне и преданно верящие во Всевышнего Аллаха, свят Он и велик. Они знают, что за всё каждому человеку предстоит держать ответ в Судный День.
М. Дадуев: Но есть, очевидно, и врождённые, внутренние качества в человеке. То, что мы называет генетической предрасположенностью, голосом крови. Голос крови, который не позволяет человеку переступать за определённые рамки чести и достоинства, назовём их рамками совести. Вот один из примеров. Это произошло в 70-х годах прошлого века. В тот ненастный день автобус на дороге, ведущей в Шатойский (в то время Советский) район, соскользал в сторону пропасти. Автобус был набит пассажирами - был в нем и мой однокурсник Апти Х. Водитель, поняв, что трагедии не избежать, открыл дверь, чтобы выпрыгнуть и спастись. Но в тот же миг промолвив: «Эх1, галволура-кх со!» (Эх, чуть не сплоховал!), закрыл за собой дверь и принял смерть со многими.
С-Х. Нунуев: А вот более прозаичный, бытовой случай. Водитель цементовоза подходит к односельчанину и говорит, что тот должен ему двенадцать тысячи рублей за цемент, который месяц назад у него приобрёл. Покупатель хорошо помнит, что деньги он ему в тот же день отдал, но водитель-продавец, запамятовав, настаивает на своём. В ответ на это односельчанин отсчитал и вручает требуемую сумму со словами: «Ну что-ж, если даже я тебе плачу повторно, то плачу не чужому человеку. У тебя большая семья и нужны они тебе, очевидно, больше, чем мне. Дай Аллах, чтобы они тебе принесли пользу». Через неделю водитель цементовоза возвращается в крайнем смущении: «Моя жена, стирая сорочку, нашла в кармане двенадцать тысячи рублей. Это могли быть только твои деньги. Прости меня, и возьми свои деньги обратно. Я думал, что все состоятельные люди жадные. Теперь я буду доставлять тебе цемент, при надобности, даже бесплатно».
Подобных решений, больших и не очень, трагических и менее, люди принимают часто. Есть люди, которые свой выбор делают с оглядкой на пользу, материальную выгоду. А есть люди, для которых стиль поведения задан изначально, и они с него не свернут. Такой стиль, назовём его обострённой совестью, у нахов называется словом Нохчалла!
М. Дадуев: Вероятно, она в чем-то сродни восточной религиозно-идеологической доктрине - конфуцианству, где также делается упор на уважительное отношение к старым добрым традициям народа, нормам морали и этики. Недавно по местному телевидению в программе «Точка невозврата» я с удовольствием смотрел и слушал диалог журналиста М. Магомадова и профессора госуниверситета Т. Мазаевой, где она подобный феномен назвала «философией достоинства». По ее свидетельству (абсолютно с ней согласен), именно такая массовая поведенческая культура в основном была присуща чеченцам. И в тяжелейшие годы сталинской депортации именно приверженность философии достоинства позволила сохраниться нашему народу от деградации и неминуемой гибели на чужбине.
Мне представляется, что действительно именно это емкое понятие - «философия достоинства» - укрепляет и сохраняет в человеке Человеческое, его нравственный стержень и сакральное понятие, которое в чеченском обществе называется «Нохчалла». Другая ее противоположность – это т.н. «философия выгоды», или назовем ее «Западная потребительская идеология», которая все больше побеждает в России даже намного безобразнее и вульгарнее, чем на самом Западе. Откровенно говоря, меня особо беспокоит его разрушительное воздействие на психотип чеченцев, искажающее его внутренний мир, поведенческую культуру. Что делать? Как противостоять этой воинствующей бездуховности, все больше заражающей нашу молодежь, как страшный вирус? Многие светлые умы задумываются над этим всерьез. Наиболее продвинутые из них говорят – спасет религия Ислам!
С-Х. Нунуев: Кстати, все больше продвинутых людей на планете, включая русских, начинают понимать, что спасение в Исламе, как это понял в свое время великий Лев Толстой и тысячи других знаменитостей мира, принявшие Ислам. Как это сегодня утверждают такие светила науки, как Александр Панарин, Вячеслав (Али) Полосин, Юрий Михайлов и другие.
М. Дадуев: В принципе вопрос стоит так: либо совестливое, продвинутое человечество спасет заблудших и вернет их к нравственности, к подлинному Богу. Либо западные гедонисты бросят человечество в пучину сладкого потребительского ада уже в этой земной жизни, а прикормленные ими же религиозные сектанты и экстремисты ввергнут в пучину мракобесия. Вот о чем говорили нам великие суфийские провидцы много веков назад. Вот почему важно, чтобы человечество на новом историческом этапе обрело подлинную Веру, тесно сплетенную с Наукой, с Разумом и Совестью человека. Недавно завершившаяся в Грозном Всемирная исламская конференция «Кто они - последователи сунны?», приуроченная к 65-летию Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, ставшая большим событием для всего исламского мира, подтвердила эту мысль.
С-Х. Нунуев: А между тем, приближается принципиально иная эра – эра, когда специалисты генной инженерии и сверхтонких технологий способны выборочно уничтожать целые народы, создавать любых мутантов с совершенно непредсказуемыми психофизическими задатками.
М. Дадуев: Да, научные достижения в области генной инженерии теоретически могут быть использованы в т.ч. и в корыстных целях, в интересах определенных групп. Как поступать в этих условиях, чтобы оказать им достойный отпор, чтобы научные достижения не оказались в служении у сил зла и тьмы? Как повернуть человечество на путь Пророков, обратить людей в единую праведную умму? Кажется, потребуется некий революционный объединительный прорыв в религиях мира. На твой взгляд, возможно ли такое, какой путь наиболее реален?
С-Х. Нунуев: Великие умы человечества, представители различных религиозных культур, никогда не тянули одеяло на себя, не утверждали, что именно их религиозные представления и традиции являются самыми верными, истиной в последней инстанции. Для них важно было другое – что Бог един и все люди – братья. Так, великий русский философ И. Ильин писал, что возможна нехристианская культура, но совершенно невозможна культура безбожная, ибо: «культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания... А это возможно, только когда инстинкт человека приобщен к духовности в порядке любви и веры. Вера есть духовный язык инстинкта…».
М. Дадуев: Вероятно, роль религии в современном обществе будет возрастать. Для этого ей необходимо избавиться от предвзятости, предубеждений, ортодоксальности и принимать самое активное участие в жизни общества. Требовательный, познавательный ум человека ищет ответы на многие вопросы жизни и ждёт от религии не общих, а научно обоснованных ответов. Когда-то религия и наука были единым целым - многие известные ученые были богословами, но на одном из промежутков истории пошли разными дорогами. Например, французский ученый Луи Пастер говорил, что «чем больше я занимаюсь наукой, тем больше становлюсь верующим». Может быть, стоит им (науке и религии) вновь обратить внимание друг на друга?
С-Х. Нунуев: В свое время Альберт Эйнштейн говорил: «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа». Возрождение религиозной духовности – совершенно необходимое условие, чтобы в вечном споре «польза или честь?» человек выбрал сторону чести. Думаю, что в нашей республике многие это хорошо понимают. И это делает наше общество нравственно здоровым, а значит у нас есть будущее - нельзя расслабляться. Большая ответственность лежит не только на религиозной, но и на светской интеллигенции, на писателях, учёных, учителях школ, преподавателях ВУЗов, работниках культуры и журналистах. На всех, кто занят в гуманитарной сфере. Совесть, благородство, чувство достоинства и чести – в крови нашего народа и это вовсе не популистское заявление. Задача научной и творческой интеллигенции суметь найти верные механизмы и рычаги для развития генетических задатков нашего народа. Иначе нас поработит рыночная бездуховность, рыночный цинизм. Совершенно очевидно, что истинная религия облагораживает жизнь человека, наполняет ее смыслом и пониманием ради чего он живет и как он должен жить. И религия может не помочь, если будет превращаться лицемерами в банальное обрядоверие.
В бесконечной схватке между жалкой страстью к личной выгоде и благородным порывом к сохранению чести и собственного достоинства формируется будущий гражданин со своими взглядами и позицией в жизни. И здесь нет мелочей.
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии
АБХАЗИЯ. Отключения электричества в Абхазии вернулись в прежний график
Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб