ДАЙДЖЕСТ: |
И.ВОРОБЬЕВА - 15 часов 35 минут в столице. Продолжается «Дневной разворот» и обсуждаем мы с вами в этой «получасовке»: «Необходимо ли, действительно интернет сообществу разработать «Хартию ответственного блогера»». По крайней мере, с такой инициативой выступили блогеры Кавказа: там была конференция в Ингушетии, насколько я понимаю, встреча блогеров Северного и Южного Кавказа. И там предложили, что нужно взять хартию журналистской этики за основу и выработать какую-то площадку, некую «Хартию ответственного блогера», поскольку, как-то блогеры у нас безответственны. Соответственно, часть блогеров – «за». Например, один из инициаторов этого форума Беслан Цечоев говорит о том, что раз у журналистов есть такая хартия, такая же будет у блогеров, потому что люди просто соглашаются, берут на себя моральные обязательства вести себя в рамках этики. Это не значит, что кого-то будут загонять в рамки. В любом случае, хартия будет призывать блогеров, воздерживаться от оскорблений на этнической, религиозной, расовой почве. Не все блогеры с этим согласны и сейчас мы узнаем мнение одного из известных блогеров - это сценарист, блогер Олег Козырев.
И.ВОРОБЬЕВА - Скажи, пожалуйста, тебе, как блогеру - ответственному или безответственному - нужна такая хартия?
О.КОЗЫРЕВ - Нет, - конечно, не нужна. Я считаю, что блогеры являются, действительно, некоторой отдельной категорией, которая частично совпадает по своим возможностям и своим – ну, не знаю – каким-то правам с традиционными средствами массовой информации. Но попытка этих людей, которые общаются посредством интернета, объединить в некую хартию, на мой взгляд, направлена только на то, чтобы у блогеров, а фактически у граждан, которые пытаются через интернет рассказать о чем-то важно для них, появилась, как бы ответственность за то, что они делают. То есть, - это скорее желание подвести под ответственность, а не предоставить возможности.
Т.ДЗЯДКО - Ну, почему? Не было бы…, существует ведь московская хартия журналистов, где прописаны определенные принципы. Это какие-то этические принципы в первую очередь.
О.КОЗЫРЕВ - Нет. Дело в том, что «блогосфера», на мой взгляд, ближе к разговорному общению людей, к их общению. В результате мы получается с помощью хартии предложить людям думать каким-то образом или не думать каким-то образом. Даже, если блогер ошибается и говорит что-то неверно, надо предоставить возможность другим блогерам опровергнуть, представить другую точку зрения. Мы с вами не можем законами обязать людей мыслить одинаково – это невозможно.
И.ВОРОБЬЕВА - Речь идет о воздержании от оскорблений на этнической и религиозной или расовой почве. Действительно, есть ли какой-то другой способ заставить блогеров не выражаться таким образом, что ли?
О.КОЗЫРЕВ - Я считаю, что такой возможности нет. Единственный путь это…, Ну, допустим СМИ традиционные или другие какие-то ресурсы, которые транслируют это мнение – они могли бы его дальше не транслировать. Мы не можем запретить человеку ошибаться в чем-то. Я считаю, что любые мнения, даже с которыми я не согласен, они могут звучать в блогах. Другое дело, что необходимо пресекать откровенные преступления: ну, там призыв, кого-то убивать, непосредственно или подготовка к терактам. То есть, такие - очевидные вещи. Пусть условный блогер Гитлер, да, получит шанс превратиться в условного блогера Ганди. Я считаю, что такая возможность есть и мы видим, как люди меняются. И блоги – это всего лишь отражение всех нас. Не надо пытаться всех нас какими-то хартиями заставить мыслить иначе.
И.ВОРОБЬЕВА - Давай представим, что такая хартия уже существуета, а какие-то юзеры пришли и сказали: «Ты, вот оскорбляющий – не просто глупый человек, а вообще не блогер - пошел из наших рядов!» Чем плохо?
О.КОЗЫРЕВ - Это как раз невозможно! Человек заводит блог, там что-то пишет. Допустим, изначально он пишет, что-то про НЕРАЗБ., про город, про свою жизнь. Если в его жизни случилось что-то, связанное с политикой – он вдруг начал писать про нее, про гражданские какие-то вещи, публичные. Его прочитало очень много людей. Как можно заставить человека писать в свой личный дневник что-то, что мы его обязали писать.
И.ВОРОБЬЕВА - Может, наоборот обязать НЕ писать что-то? Писать-то ладно…
О.КОЗЫРЕВ - Я считаю, что невозможно. Единственно практический смысл в объединении блогеров, я вижу в защите их прав, когда их немотивированно преследуют за что-то, что они высказывают, например: критику власти, а их начинают называть за это экстремистами – вот, в этом, такого рода объединения, я поддерживаю и сам, как могу в этом участвую. Но заставлять людей не писать, не думать и не ошибаться невозможно.
И.ВОРОБЬЕВА - Но есть же вещи, которые мы обсуждаем, с точки зрения журналисткой этики, например: не публиковать фотографии убитыми, изнасилованными детьми.
О.КОЗЫРЕВ - Понятно. Смотрите, давайте еще раз попробуем описать, чем отличается блогер от журналиста. Журналист – он приходит в некую редакцию, он профессионал, он сто процентов своего времени рабочего посвящает своей профессии, то есть он является человеком, который выполняет свои функции, обязанности. Кто такой блогер? Он может быть кем угодно. Он может быть рабочим, журналистом, омоновцем – кем угодно. Это обычный человек. Как можно обычного человека заставить вступить какую-то хартию, только потому, что он общается с людьми посредством интернета?
И.ВОРОБЬЕВА - А вам не кажется, что социальные сети из сферы социальных сетей сейчас приобрели иной статус, чем несколько лет назад, например?
О.КОЗЫРЕВ - В ту же секунду, когда вы предложите этому миру определиться и жить по ним, то та часть мира, которая с этим согласиться превратиться в традиционные СМИ, но социальные сети и блоги – они как раз и построены на том, что это совокупность свободных личных решений разных людей. Я согласен, что часть людей может задавать какие-то стандарты, может пытаться образумить кого-то. Но это невозможно всем мыслить одинаково. Слушайте, давайте так…, давайте по-другому. Так ли много случаев мы знаем вреда от того, что написали блогеры по сравнению с тем количеством случаев, когда блогеров преследовали за их высказывания, причем преследовали немотивированно. Давайте сравним наши российские – даже не будем забегать в какой-нибудь Иран или Китай. Я знаю массу случаев, когда блогеров преследовали.
И.ВОРОБЬЕВА - Если рассматривать с этой точки зрения, то мы можем и точно так же и про журналистов сказать. Тем не менее, журналистская хартия существует.
О.КОЗЫРЕВ - Ну, я согласен, но это профессиональная хартия, при этом, условно говоря, даже здесь журналисты могут согласиться или нет с этой хартией – остается какая-то свобода выбора. Даже здесь. Но, они профессионалы, она работают на это сто процентов. А здесь - обычный человек. Вы не можете его обязать, что-то – ну, я не знаю…
И.ВОРОБЬЕВА - Что-то писать или не писать
О.КОЗЫРЕВ - Ну, да, да… - это невозможно. Представьте, что вы…, ну, давайте взглянем в послезавтра…. Люди мысли друг друга смогут читать… – ну, не надо. Ну, мы же не можем их заставить…
И.ВОРОБЬЕВА - Это внутренняя абсолютно добровольная хартия, которой все придерживаются для того чтобы всем было комфортно общаться и никто бы не переступал за рамки каких-то вещей.
О.КОЗЫРЕВ - Есть ответ на вопрос. Если вы заметили, то социальные сети – они сейчас объединяются в какие-то сообщества, через группы, - есть возможность объединять усилия индивидуалов, для того, чтобы продвигать какие-то вещи, которые интересны или просто объединять. Допустим, есть некое мнение человека, которое является неприемлемым большинству людей - и большинство таких групп его не будет распространять. Социальные сети – они имеют порог саморегуляции.
И.ВОРОБЬЕВА - Это правда – это мы уже заметили. Спасибо большое. Сценарист, блогер Олег Козырев был у нас в эфире по телефону. И, как мы поняли из длинной нашей беседы, Олег – «против». А вот, кстати говоря, блогер Рустам Адагамов говорит тоже: «Эта идея утопическая, бессмысленная. От каких-то людей радикалов это совершенно точно не убережет и может принести только неприятности». Ну, что - я думаю, что стоит спросить у наших слушателей.
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября
Посол РА подарил Университету Патры литературу о культуре и истории Армении
Бельгийские политические деятели требуют от Баку освободить армянских пленных
ГРУЗИЯ. В Ташкенте заработало представительство крупного китайского банка
ГРУЗИЯ. Оппозиционный протест перекроет площадь Героев в Тбилиси
Армения официально стала 104-м полноправным членом Международного солнечного альянса
Директор СС МВД РА и представитель ВБ обсудили ситуацию на территории завода «Наирит»