Нахские племена - предки современных чеченцев, достигнув в прошлом пределы цивилизации и совершенства, сумели еще в глубокой древности создать свою письменность. Однако под натиском кровавых нашествий различных варваров и завоевателей не сумели донести эти ценности до наших дней. Цитадели нахского культурного наследия вновь и вновь превращали в жестокие испытания: изгнания, пепел и разруху. Но благодарная память потомков, сегодня по тернистым следам, крупинками восстанавливает высшие духовно-культурные ценности, как правосудие и защита нахов в спорах и конфликтах, возникавшие еще в период формирования нации. О чем делится ученый-юрист, который занимается поиском следов правового прошлого.
Понятие Мехкан Кхиэл как орган судебной власти нахов. Мехкан Кхиэл (Суд Страны) Чечни - это средневековая система судебной власти, являющаяся по своему статусу высшим органом правосудия, созданная для разрешения социальных конфликтов в нахском (чеченском) обществе на основе установленных норм адата, имеющая особые полномочия контроля над всей судебной деятельностью по защите прав людей в их взаимоотношениях в процессе разбирательства преступных деяний и, установления необходимых для этого фактов.Судебная власть у чеченцев в прежние времена всегда считалась божественной. Такая природа вытекает из предписаний, представляемых суду Творцом. «Делан йозанца хилла кхиэл» - «суд, предписанный Всевышним», «Делан кхиэлан хьукам» - «приговор Всевышнего суда», «кхиэл Делан омранца» - «суд по указу Бога», - говорили нахи.С проникновением на Кавказ религии ислам, представления о судебной власти оставались такими же, как и прежде. Суд считался властью божественной. Но с этого времени она была закреплена в шариате, то есть законодательном предписании Аллаха для руководства всех мусульман. Все нормы Шариата были в какой-то степени аналогом установленных в средние века норм адата. Однако шариат в отличие от адата и судебной системы Мехкан Кхиэла предписывал регулирование вопросов не только в разбирательстве преступных деяний, но и необходимости исполнения определенных предписаний в образе жизни и поведении всех представителей мусульманской Уммы.
Правовые основы судебной власти нахов Мехкан Кхиэл (Суд Страны). В средние века правовую основу нахского Мехкан Кхиэл как судебной власти составлял, прежде всего, система норм адата, а также сам орган, имевший обширные компетенции на территории проживания нахов от имени божественной воли. Он действовал независимо от кого-либо и являлся одной из частей власти, представленной нахам волею Творца. Оценку решениям Нахского Мехкан Кхиэл не мог давать никто. Нахский Мехкан Кхиэл имел специфические черты судебной власти как высшего коллегиального судебного органа, а правосудный вердикт имел высшую юридическую силу. Он обладал особыми функциями правового (процессуального) контроля над деятельностью судов всей страны. Нахский Мехкан Кхиэл был органом, контролирующим принятые кхиэлами (судами) решений на местах: эвлан кхиэл, юьртан кхиел, масла1атан кхиэл и др. Для этого Нахский Мехкан Кхиэл имел сильную систему контроля и надзора. При этом строго соблюдались все принятые Советом Страны процессуальный порядок и нормы, которые были сведены и систематизированы в нахском законодательстве Адат. Все принятые и установленные нормы, порядок и формы взаимоотношений в нахском обществе были согласованы и исполнялись безупречно. В целом они составляли социально-правовые истоки обычного права по направлениям (отраслям), нормы которого вытекали из всей системы Адата.Мехкан Кхиэл являлся также органом осуществляющим контроль над исполнением судебных постановлений всех других судов, соблюдения ими процедуры и порядка принятия решений, а также исполнения судебных актов: хьукума (приговора), сацам (решения), т1еэцам (постановления).
Мехкан Кхиэл как главный судебный орган над всей системой судебной власти и судебными органами осуществлял судебный надзор. Это исключало какое-либо вмешательство в дела отправления правосу¬дия во всей судебной системе. Более того, вся система дайн кхиелов была построена на строгом уважении законов отцов, то есть отечественных норм - Адата, сутью которой была исполнение божественной воли в принятии правильного хьукума (приговора). Поэтому вмешательство в сферу системы судов Мехкан Кхиэла являлось противоестественной самой воле Всевышнего Творца. В практике судебной системы Мекан Кхиэла принцип целесообразности вне соблюдения установлений Адата и воли Всевышнего Творца не действовал.
Задачи средневекового судебного органа Мехкан Кхиэл и его функции по осуществлению правосудия. Судебная власть нахов в средние века выполняла ряд функций. Основная функция Мехкан Кхиэла как главного органа судебной власти было принятие правосудного решения по различным спорам. Помимо этой задачи у Мехкан Кхиэла была важная функция контроля над всей деятельностью страны нахов. Мехкан Кхиэл был единственным органом, который мог толковать установленные Советом Страны от имени Всевышнего и предоставленные нахскому кхиелу правовые нормы и удостоверять факты, имеющие юридическое значение. В практике нахской судебной системы Мехкан Кхиэла были такие важные функции, как ограничение права субъектности гражданина (стеган), граждан страны (мехкан стегарий) или лишение права называться стаг (гражданин), лишения права о признании или ограничении чести, полноправный ли и достойный ли стаг (гражданин), стегарий (граждане), и ряд других прав и даже право лишения жизни. Нахский Мехкан Кхиэл имел в своей деятельности необъятные судебные полномочия и компетенции, дарованные Творцом, в том числе полномочия по ограничению власти Мехкан Да, Мехкан Баьчча и другие. Следует заметить, что вследствие незнания или ошибочного понимания истинной цели и назначения данного органа, современные представители чеченского общества считают, что нахский средневековый главный судебный орган Мехкан Кхиэл как будто являлся, высшим представительным, руководящим и правящим, в том числе и в исполнении всего и вся, органом страны. В то время как Мехкан Кхиэл являлся высшим и исключительно судебным органом власти нахов. Нахский Мехкан Кхиэл являлся одним из самостоятельных составляющих всей нахской власти и общества, выполнял в стране сугубо правовые задачи и исключительные функции в форме осуществления правосудия.
Мехкан Кхиэл как институт судебной власти средневекового нахского этноса являлся также мощным фактором того времени в обеспечении права народа и был действенным средством правового воспитания в стране нахского общества достойных граждан.Для функционирования судебной власти Мехкан Кхиэл большое значение имело то, что суд являлся органом защиты людей и состоял из представителей того народа, на территории страны, которого формировался данный судебный орган. Группа кхиэлахой (судьи), занимавшие особое положение в механизме нахского общества и избираемые для реализации его правовых потребностей, проходили такой тщательный отбор на предмет профессиональной пригодности вверенных ему нахским обществом властных судебных полномочий, которые сегодня для нашей демократической республики могли бы служить примером. За выполнение своих функций члены нахской судебной системы Мехкан Кхиэла имели достойное вознаграждение установленного размера. Для удовлетворения экономических потребностей кхиэлахой вся финансово-материальная база в основном формировалась от взыскиваемых с нахских племен пошлин за судебные услуги. Средства для оплаты кхиэлахой в определенной сумме заранее предусматривались в расходной части страны. Таким образом, нахский средневековый Мехкан Кхиэл являлся высшим органом судебной власти, имевший свою правовую основу адат, кхиэлахой которого от имени Всевышнего вершили суд, в установленном порядке защищая право каждого гражданина нахского общества на основе нахских норм адата, божественных постулатов и велений.
С. ЛУЛУЕВ,судья в отставке, М. ВАХАЕВ,ученый юрист