ДАЙДЖЕСТ: |
Зачем я так тщательно указываю на все его регалии? Для того чтобы вы не забыли об этом, когда я начну излагать суть повествования. Это не подпольный и не маргинальный начинающий писатель – это человек, вместе со всеми нами переживший первую и вторую чеченскую войну. Только большинство из нас узнавали о ней в лучшем случае из обрывков новостей. А он знал каждого героя «новости» по имени и по фамилии, знал их семью, как они жили, как выжили на пепелище, как их «клали» в ходе зачисток и рейдов, как убивали всех мужчин в семье, как… Ну, вот так…
Канта Ибрагимов стал писателем потому, что все это знание надо было выплеснуть из своего сердца и этим действием помочь всем, кому ужас войны выжег душу.
Сначала он выпустил книгу «Седой Кавказ» – это сага о чеченском народе от ссылки до начала войны. Российские писатели сделали вид, что не заметили ее.
Потом он выпустил «Детский мир». Не заметить было уже невозможно, но и обсуждать эту книгу круглыми ловкими фразами у литтусовки тоже не получилось – очень больно ее читать. Глазам больно.
И вот взошла «Аврора».
Вообще-то можно было бы просто сказать: вот вам свидетельство обвинения, скрупулёзное исследование, как спецслужбы кроят из лучших людей Кавказа то, что им надо. А надо им, чтобы самые умные, совестливые, работящие и честные люди Кавказа не имели ни дома, ни семьи, ни профессии, ни науки. Чтобы они вдруг возникали среди обывателей, обмотанные проводами и взрывчаткой – с криком: «Уходите, меня сейчас взорвут». И умирали с именем «черных вдов» и «шахидок», как будто молва, спецслужбы и служба по промывке мозгов способны переспорить Всевышнего, кто у Него угодный, а кто – нет.
Сложно ли человека поставить на край? Нет, очень легко. Для этого надо разбомбить его город, уничтожить одного за другим всех, кого этот человек любил. Желательно не просто всех накрыть разом, а избирательно. Чтобы братья были убиты на пороге своего дома. Чтобы одного из них возил БТР по земле, за ноги, пока голова не оторвется, а потом сжечь труп. Чтобы дети оказались изувечены, но не до смерти. Чтобы отец умирал от того, что нет денег и сил везти его по врачам во враждебный мир, выучивший слова «черные» и «террористы».
Потом надо опутывать человека непосильными поборами, угрожая расправой над оставшимися родными. Потом надо измываться, пытать, насиловать и распускать слухи о том, что насиловали. Можно доводить беременных женщин до выкидыша и угрожать утопить ребенка в канаве…
Канта собрал все истории – и Зары Муртазалиевой, молодой чеченки, посаженной на 9 лет по доносам подсадных уток, и Заремы Мужахоевой, которую вот так опутали проволокой и водили «взрывать» обывателей на Тверской, чтобы обыватель не забывал, какие «ужасные террористы» обитают в Чечне… И иную страшную быль, которая пронизала историю наших дней. Собрал, спаял – и получился роман «Аврора».
Понаписано множество всяческих высоко и слабо-художественных романов о природе террора и психологии терроризма. Канта сделал совсем другую работу: он написал книгу о том, что мир поделен на спецслужбистов и тех, кто им противостоит. И вот из тех, кто им противостоит, иной раз ловкому врагу получается слепить по чужим лекалам монстра, который удобно предъявлять публике.
Когда вам показывают обожженную и изуродованную голову кавказской женщины, взорвавшейся в метро или на улице или в самолете, помните о том, что утренняя заря развеивает химеры ночи.
Ну что еще сказать? В книге Канты нет ни единого упоминания ни о Рамзане Кадырове, ни о Путине – ни хвалебных, ни ругательных слов. Там показано, как работает машина, и как она перемалывает кости.
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы
КРАСНОДАР. Кубанские парламентарии оценили развитие футбола в регионе
КРАСНОДАР. На сессии проанализировали исполнение краевого закона о мелиорации
КАЛМЫКИЯ. В Калмыкии выбрали председателя правительства республики
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать