ДАЙДЖЕСТ: |
Помню, как зимой 2000 года в одном из заснеженных переулков Москвы, в маленьком уютном зале, переоборудованном под чайхану, проходил фольклорный концерт. Среди зрителей было больше иностранцев, в основном журналисты.
Шла вторая чеченская война. А на страницах газет еще не утихла античеченская истерия, вызванная взрывом домов в Москве.
Когда на сцену вышли чеченские артисты, зал настороженно замер. Но вот гармонист застучал пальцами по клавишам, раздвинул меха, и полилась дивная мелодия. Зрители моментально оживились. Через минуту-другую они уже двигались в такт лезгинке, сидя на местах. Потом зазвучала грустная мелодия, в которой было все - и горечь утрат, и боль, и тоска по Родине, которая истекает кровью - лица зрителей стали задумчивыми и серьезными.
А когда выступление закончилось, все в зале встали и стоя аплодировали.
В этом был не только восторг великим талантом Рамзана Паскаева, а демонстративное признание: мы верим: народ, сочинивший такую музыку, не может быть в массе своей бандитом, террористом.
А годом раньше на земле Дагестана проходил праздник Дружбы, в рамках которого состоялся и фестиваль «Мир Кавказу». Для участия в фестивале съехались музыкальные коллективы ' из Краснодара, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни и других регионов Северного Кавказа.
В отличие от событий, связанных с нашествием боевиков на Дагестан, российские СМИ обошли молчанием это исключительно важное не только для Северного Кавказа, но и для всей России мероприятие. Видимо, кого-то больше прельщают звуки автоматных очередей, чем звуки зурны.
Но телевидение и пресса Дагестана широко освещали все мероприятия, проходившие в рамках праздника Дружбы.
«Наверное, многие дагестанцы смотрели позавчера трансляцию сводного концерта фестиваля «Мир Кавказу.
Пожалуй, зрители больше всех аплодировали двум чеченским артистам.
Был для того повод. Чеченский гармонист Рамзан Паскаев сказал буквально следующее: «Я вас люблю, дагестанцы! Помните это! Политики взвалили на нас ношу, которая нам не нужна». Закончив под аплодисменты свое выступление, он снова повторил: «Я люблю вас!»
В этих словах - и сожаление о случившемся не по вине простых людей, и благодарность дагестанцам, протянувшим чеченцам щедрую руку соседа в дни беды, и извинения за своих земляков, безрассудно последовавших за международными авантюристами.
Зал понял это. Зал аплодировал. И означало это: великодушие и прощение...» - так писала газета «Дагестанская правда» в ноябре 2000 года.
Этот короткий эпизод говорит о чудодейственной силе музыки, которая объединяет людей, делает их мягче и добрее, позволяет ощутить, что мы - часть единого целого. И не только. Музыка будит воображение, врачует и лечит.
Какие только чудеса не творит музыка!
Когда-то много лет назад гармонист, о котором шла речь в этих двух эпизодах, в далекой казахстанской чужбине услышал по радио родную речь. Слова сопровождала мелодия. Перед мальчиком, знавшим о земле предков лишь понаслышке, предстала картина далекой Родины во всей ее красе. Он увидел горы, прозрачные родники и альпийские луга. И в тот момент понял, что не жить ему без музыки, которая дарит его воображению панораму райского уголка земли.
Чарующие звуки пондура, доносившиеся из репродуктора, принадлежали великому мастеру Умару Димаеву. Маленький Рамзан видел, как замирали его родители и земляки, как на глазах у них появлялись слезы, когда звучали эти волшебные мелодии. Эти пятнадцатиминутные димаевские концерты во многом и предопределили выбор Рамзана Паскаева.
Почувствовав силу воздействия музыки, Рамзан дал себе слово, что обязательно научится играть и станет настоящим музыкантом. Его духовным наставником и учителем стал Умар Димаев, благодарность которому Рамзан проносит через всю свою жизнь.
Даже сегодня, после длительного творческого пути, на котором удалось приобрести академические знания и мастерство, Рамзан Паскаев считает Умара Димаева единственным и непревзойденным мастером, дарование которого сравнимо лишь с гением Паганини.
А Рамзана Паскаева вполне заслуженно считают его лучшим учеником и достойным преемником.
Существует расхожее мнение о том, что чеченцы снисходительно относятся к артистам, и людей, избравших артистическую стезю, не воспринимают всерьез. Но разве может кто-нибудь сказать о том, что наш народ не чтит талант Умара Димаева, Махмуда Эсамбаева, Марьям Айдамировой, Валида Дагаева, Султана Магомедова, Тамары Дадашевой?
Нет, не артистов презирает наш народ, а людей, случайно оказавшихся в искусстве, презирает бездарность, бесталанность и фальшь, которые так легко умеет распознавать.
И среди мастеров искусства, перед которыми преклоняется наш народ, можно смело назвать имя Рамзана Паскаева. Музыканта, гармониста, композитора, хранителя музыкальных произведений нашего народа.
Родился Рамзан в 1947 году в г. Джамбул Казахской ССР. То были времена тягот и лишений, которые с лихвой познал и маленький Рамзан. Если спросишь у него, что ты помнишь из детства, Рамзан ответит: «Жуткие морозы». Но были и светлые моменты в этой безрадостной жизни. Вечерами в семейном кругу отец или мать брали в руки гармонь, а Рамзан слушал вайнахские мелодии и восторженные рассказы родителей о Родине.
Народ не роптал на судьбу, а пытался выжить, с трудом привыкая к неласковому среднеазиатскому климату. Вместо холодных землянок стали появляться дома с чердачными крышами, более похожие на те, что остались там, на Родине. Возобновились белхи, на которых не только трудились, но и танцевали. Дай только повод, тут же и синкъерам соберут.
Маленький Рамзан часто бывал на этих вечеринках. Больше всего его прельщали дивные мелодии, которые извлекал гармонист из волшебного инструмента, легко перебирая пальцами клавиши. Рамзан никак не мог понять, как можно одновременно разводить меха и стучать по клавиатуре. Но самое яркое впечатление детства - это аккордеон. Настоящий немецкий аккордеон, который привез ему отец, участник освоения целины Султан Паскаев. Было это в 1956 году. Рамзану было всего 9 лет. Мальчику не хватало сил удержать инструмент в руках, да и не видно его за аккордеоном. Отец, боясь, что мальчик уронит инструмент, сажает его на полу на истанг посередине комнаты...
Пройдет немного лет, и мальчик станет настоящим виртуозом. В его руках инструмент будет плакать и смеяться, и заставлять плакать и смеяться других.
Творческая деятельность Паскаева началась очень рано. В одном из своих выступлений Валид Дагаев вспоминал, как во время репетиции в «Доме профсоюзов", который располагался тогда в подвале Аракеловского магазина, Рамзан сидел с аккордеоном на стуле. Мальчик был настолько мал, что ноги его не доставали до пола.
В пятнадцать лет его притаили в качестве солиста-инструменталиста в оркестровую группу Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца. И все это время он не только выступает, но и учится, находится в постоянном творческом поиске. Успешно заканчивает Грозненское культурно-просветительское училище, затем Краснодарский институт культуры. И даже во время службы в армии его музыкальное дарование не остается невостребованным. Рамзан Паскаев стал руководителем военного оркестра Куйбышевского гарнизонного ансамбля, который под его руководством становится лауреатом многочисленных конкурсе и смотров.
С 1970 по 1999 г. Рамзан Паскаев - руководитель и аккомпаниатор оркестра Государственного ансамбля танца «Вайнах» - прославленного коллектива, которому рукоплескали в самых престижных залах мира. А в 1991-1994 гг. он одновременно руководил оркестром Гостелерадио Чеченской Республики. И все эти годы Рамзан - бессменный участник многих концертных программ.
Со временем раскрывается еще одна грань его самобытного таланта. Он пишет музыку, и его произведения включают в свой репертуар оркестры Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Они исполняются как камерные произведения симфоническими оркестрами. Его музыка отражает искренность и теплоту человеческих отношений.
Произведения Паскаева стали школой вокального искусства для многих начинающих, а теперь уже маститых артистов чеченской эстрады - Имрана Усманова, Сулеймана Токкаева, Тамары Дадашевой.
Плодом его постоянных творческих исканий стали диски «Высокие горы», «Дороги Отчизны», выпущенные фирмой «Мелодия».
Ни один фестиваль, ни одно мероприятие не проходит без участия Паскаева. Он и на ЦТ, и в Колонном зале, на гастролях в Италии и Чехословакии. Его мастерством наслаждается король Иордании. Его приглашают работать в Турцию. Рамзану рукоплещут в Эмиратах...
И даже в далекой Австралии у этого музыканта есть свои фанаты. Журналистка австралийского государственного канала SPS Ким Трайл сняла фильм о Чечне. В фильме она использовала музыку Рамзана Паскаева. Теперь мелодии чеченского музыканта часто звучат в квартире австралийской журналистки. Оказывается, они полюбились ее годовалому сыну Нику. «Он обожает музыку Рамзана Паскаева, - говорит Ким. - У меня куча дисков, но он выбирает именно этот диск и пытается изобразить лезгинку, хотя никогда не видел ее. Ни на один другой диск он так не реагирует. Думаю, в прошлой жизни он был чеченцем».
Трагедию своего народа Рамзан очень тяжело переживал. И это не могло не наложить отпечаток на его творчество.
Диски, которые выходят в последние годы, носят ностальгические названия «Марзо», «Зов Родины», «Родные мелодии».
«Зов родины» - это внутренний зов. Мы всю жизнь гонимы, всю жизнь черпаем чашу горя, - говорит Рамзан. - Работая над этим альбомом, я стремился к тому, чтобы национальный колорит нахской музыки оказался доступен в эстетическом отношении каждому слушателю, независимо от возраста.
Моя работа комплексно, последовательно и методично направлена на реанимацию музыкальной жизни вайнахов. Это - не фрагментарные изыскания, совершаемые от случая к случаю, а непрерывный творческий процесс, требующий много сил и времени. Идущая из глубины веков нахская музыка должна жить. И в такие периоды истории, когда она не может идти сама, кто-то должен ей помочь. Мы не можем идти в будущее, утратив на одном из трудных перевалов жизни такую драгоценность, как музыка, поскольку она является частью нашей жизни».
Разрушен город, уничтожена богатейшая фонотека. И сегодня Рамзан Паскаев не только лучший исполнитель, но и хранитель музыкального фонда чеченского народа. Он по памяти воспроизводит музыкальные произведения и записывает их, чтобы сохранить для потомков, по крупицам собирает жемчужины народного творчества. И сегодня, если бы не эта его кропотливая работа, страшно подумать о том, насколько обеднело бы наше музыкальное искусство.
Народ жив, пока жива его душа, пока сохраняются его культура, морально-нравственные ценности, носители его духовных традиций.
Паскаев убежден, что не за горами новый расцвет культуры и искусства чеченского народа, и вносит посильный вклад в благородное дело его сохранения и развития.
Остается добавить, что неоценимую помощь в этом ему оказывает культурно-благотворительный фонд «Солнце», созданный братьями Курумовыми, предприниматели М.Сайдуллаев, А.Паскачев, А.Магомедов, З.Терлоев, Х.Хаджимурадов, Мовлид и Муса Бажаевы, Лечи и Абубакар Айдаровы.
Залпа Берсанова, этнограф
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции