ДАЙДЖЕСТ: |
В этом году исполняется сорок пять лет со дня выпуска первой Чечено-Ингушской студии, окончившей факультет драматического искусства Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. Выпуск актеров с высшим профессиональным театральным образованием – это было большое событие в культурной жизни чеченского народа.
1957 год… Период массового возвращения чечено-ингушского народа к родным очагам, год восстановления своей автономии, год высокого подъема их духа в результате освобождения из-под морального и физического гнета сталинско-бериевского режима, год роста и стремления народа к свободной жизни и равноправию. Именно в этот временной отрезок ярко выражалось стремление молодежи к учебе. Связано это было, во-первых, с возвращением на Родину, что вдохнуло в них новую силу и пробудило чувство ответственности и обязанности перед своим народом. Во-вторых, необходимостью формирования национальных профессиональных кадров в области театрального искусства.
С восстановлением Чечено-Ингушской АССР первостепенной задачей было восстановление культурной сферы и морально-нравственного поля народа, где значительная роль в деле становления и возрождения культуры принадлежала министру культуры ЧИАССР Вахе Татаеву. Именно он стал инициатором создания национальной студии при ЛГИТМиКе, которая должна была стать основой и костяком театра.
Так, в 1957 г. на факультет драматического искусства актерского отделения Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии была набрана национальная студия Чечено-Ингушетии АССР при Классе доцента Е.К. Лепковской и старших преподавателей И.Я.Совельевой и В.В. Петрова. Первые дипломированные актеры в лице: М.А. Давлетмирзаева, К.М. Анасова, М.А. Дакиева, М.А. Дудаева, О.А. Зангаева, Ю.Н. Идаева, Т.М.Исаевой, Р.М.Исаевой, Р.Х.Исрапиловой, С.С.Котиева, С.А.Мамилова, З.А. Минкаиловой, Р.Б. Паскаевой, А.Х. Садаева, Т.А. Саиевой, И.А. Умхаева, Н.Д. Хаджиевой, Р.Ш. Хакишева, М.М. Цицкиева, Л.Л. Чукушевой, стали кумирами нескольких поколений.
Я не просто начала рассказ о первой национальной студии, ведь именно в этой кузнице талантов начинал свои первые шаги человек, с которым связана целая эпоха. Речь пойдет о профессиональном режиссере, который, впервые за всю историю своего народа был признан одним из сильнейших режиссеров в Советском союзе - Мималте Мусаевиче Солцаеве. Именно его профессиональный режиссерский подход поднял Чечено-Ингушский театр им.Х.Нурадилова на высокую планку сценического искусства. С началом творческой деятельности Мималта Мусаевича в родном театре начался расцвет театрального искусства Чечено-Игушетии; являясь профессиональным творцом, он вписал в историю театрального искусства чеченского народа самые яркие и запоминающиеся страницы.
Отучившись два семестра с земляками на актерском отделении ЛГИТМиКа, Мималт Мусаевич переводится на режиссерское отделение в Класс профессора Г.А.Товстоногова (и.о.доцента А.И.Кацмана). Пробуя себя у «Мастера» в качестве начинающего режиссера, Мималт понимает, что режиссура – это то, чем он будет заниматься в жизни… Уже в 1962 году Мималт оценивает дипломные этюды своих земляков-актеров как начинающий режиссер.
Свое мастерство студенты продемонстрировали в дипломных спектаклях: «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Стрекоза» М.Бараташвили, «Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова, «День рождения Терезы» Г.Мдивани, «Мохсолт» А.Хамидова.
Являясь одним из самых трудолюбивых (за это и любимым) студентом своего педагога, в 1963 году (по окончанию учебы) Мималт получает приглашение Георгия Александровича в БДТ (Ленинград). Помогая педагогу в работе в течение двух лет после выпуска, Мималт знакомится с Кириллом Лавровым, с которым ведет тесную творческую работу. «Это были настоящие личности, а главное - гениальные! С Кириллом Лавровым мы всегда были вместе, работая бок о бок», - вспоминает Мималт.
В 1965г. Мималт получает приглашение из Татарстана, где начинающему режиссеру предлагают возглавить драматический театр республики на уровне главного режиссера. Мималт покидает Ленинград и уезжает в г. Казань.
После успешного дебюта в Татарстане Мималта Мусаевича приглашают в Чечено-Ингушский драматический театр им. Х.Нурадилова на должность художественного руководителя.
«Учитель меня долго уговаривал, доказывая, что Ленинград – это то место, где я должен начать творческий путь как режиссер-постановщик», - вспоминает сегодня Мималт. На вопрос: «Почему Вы не остались в культурной столице у мастера первой величины?», - Мималт спокойно отвечает: «Я хотел посмотреть мир, хотел понять, как все устроено в других театрах!»…
С приходом в Чечено-Ингушский драматический театр им.Х.Нурадилова Мималт Мусаевич Солцаев переосмысливает и меняет идейное содержание репертуарного предложения. По мнению многих театроведов, театр из социально-бытового превращается в театр героической романтики и высокой поэзии. Владея всеми элементами профессионального режиссера, он приносит в театр единство и строгость композиции, символику и сильные характеры. М.М.Солцаев, возглавив театр, определяет творческий поиск театра следующим образом: «Во все времена подлинный театр занят воспитанием именно подлинной культуры человека, совершенствованием его личности, формированием его гражданских устремлений. Мы стремимся быть таким театром. В нашем понимании, это театр больших страстей, глубоких мыслей и широких обобщений. Нас привлекают мужественные и сильные люди: веселые, умные и страстные. Мне кажется, у нас есть свой почерк, своя манера общения со зрительным залом. Наш язык – символика: мы хотим обращаться не только к разуму, но и к взволнованным чувствам человека. Наш стиль – скульптурность и динамика. Мы стремимся к театру героико-романтическому, поэтическому». Режиссер обращается к лучшим произведениям национальной драматургии: осуществляет постановку спектаклей «Асламбек Шерипов», четвертый вариант постановки пьесы классика чеченской литературы Саида Бадуева «Петимат», «Бессмертные» А.Хамидова. Его авторскому перу принадлежит пьеса «Бешто» по одноименной повести С.Бадуева, на основе которого осуществляется постановка «Бешто». Многими критиками было отмечено, что театр дерзнул стать на тропинку, ведущую коллектив от бытового жанра национальной драматургии к более философски насыщенным произведениям. Путь этот был нелегким, но театр ждали новые открытия.
Героико-романтическая тема, ставшая главным содержанием искусства Чечено-Ингушского театра того периода, предполагала масштабность философских обобщений в решении проблемы «человек-общество» и органическое слияние лирики и романтики.
Своеобразным экзаменом творческой деятельности М.М.Солцаева в Чечено-Ингушетии стали первые гастроли в столицу страны. Летом 1971 г. театр представил искушенному зрителю свой гастрольный репертуар, который мало кому был знаком. «Асламбек Шерипов» М.М.Солцаева, «Бессмертные» А.Хамидова, «Петимат» С.Бадуева, «Бешто» М.М.Солцаева, «Нефтяники» Н.Музаева мало о чем говорили столичному зрителю. Каждый вечер – только драма, героическая или романтическая. «В спектаклях М.М.Солцаева проявлялись неповторимые творческие особенности коллектива – стремление к искусству высокой героики и патетики, - писал в своей статье «Театр героической темы» Н.Путинцев. – Темперамент режиссеры, эмоциональность актерского исполнения – все было направлено на выявление больших идей, мыслей и чувств» .
По возвращению с гастролей, вызвавших эмоциональный всплеск в столице, М.М.Солцаев обращается к мировой классике. В 1972 году он начинает работать с творчеством французских драматургов, заостряя внимание на пьесе «Сид» Корнеля». Чувствуя потребность в выявлении общечеловеческих проблем, он успешно справляется с постановкой мировой классики и продолжает двигаться вперед.
1970-е годы Мималт приступает к постановке самой репертуарной пьесы того периода – «Ричард III», выстраивая своего шекспировского героя. На вопрос, каким показал М.Солцаев своего героя в спектакле «Ричард III» ответ можно найти в статье театроведа Р.Ташаевой, которая пишет: «Главный конфликт, к которому обращается режиссер, - это трагическое противоречие между талантом и способом его проявления. Солцаев наделил Ричарда сильной, талантливой натурой, полной творческих сил. Ричард выделяется среди всех колоссальной внутренней мощью. Театр отказывается от изображения внешнего родства – нет ни горба, ни хромоты, ни сухой руки. Ричард предстает в спектакле абсолютно полноценным человеком – умным, мужественным и красивым».
Режиссера М.Солцаева всегда волновала проблема «личность и общество». Его привлекали сильные, неординарные личности. В 1982 г. Солцаев обращается к образу Ленина. Он пишет собственную композицию из произведений А.Корнейчука, Н.Погодина, К. Тренева М. Шатрова. Спектакль «Лелиниана» участвует в IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР, посвященном 60-летию образования СССР.
Среди театров, участвовавших в этом смотре, был и Ленинградский БДТ со спектаклем о Ленине «Перечитывая заново», поставленным учителем Солцаева – Георгием Александровичем Товстоноговым. Как свидетельствует периодика, для организаторов фестиваля был риск в том, что два спектакля о Ленине оказались на одной афише, - они имели заметное сходство в композиционном подходе к материалу. Спектакль БДТ состоял из предельно насыщенных эпизодов жизни вождя – избранных страниц из произведений А.Корнейчука, Н.Погодина, М.Шатрова и В.Логинова. Невольно состоялся спор-диалог Мастера и Ученика, и Ученик этот спор выиграл .
В своей статье «Фестиваль дружбы» П.Романов пишет: «Спектакль режиссера М.Солцаева – скорее поэтическая оратория, нежели психологическое исследование. Эмоциональное, страстное исполнение М.Давлетмирзаева заразительно, прежде всего потому, что выстроено по принципу высокой поэтической образности» . За спектакль «Лелиниана» режиссер М.Солцаев и актер М.Давлетмирзаев получили высшую награду - Госпремию РСФСР.
Подведением итогов почти 30-летней творческой деятельности Чечено-Ингушского театра после возрождения стали гастроли в 1984г. в Москве в 1986 г. в Ленинграде. Гастрольная афиша театра состояла из разного драматургического материала и жанровой направленности. На суд зрителей были вынесены такие спектакли как: «Из тьмы веков» И.М.Базоркина, «Инспектор ОБХСС» М.М.Солцаева, «Иду в путь мой» А.Проханова и Л.Герчикова, «Ревизор» Гоголя, «Когда арба перевернулась» О.Иоселиани. Вся творческая интеллигенция Москвы и Ленинграда в один голос подтвердила слова М.Швыдкова: «Нечасто происходят встречи с искусством не просто самобытным, но столь осознанным и истинно возвышенным. М.Солцаев обладает вполне определенными личными творческими пристрастиями!» Важно отметить, что все рецензенты гастролей в Москве и Ленинграде подчеркивали высокое профессиональное режиссерское решение, профессиональную грамотность, подлинный историзм спектаклей, о чем бы они ни рассказывали: о римском древнем периоде, событиях минувшего века или сегодняшних драмах.
Этот период в истории театрального дела можно назвать «золотым веком» - это было время, когда, начался расцвет театра, на сцену театра вышли первые, профессионально подготовленные актеры, перед которыми стояла задача приобщить чеченцев к профессиональному театральному искусству, а столичному зрителю показать самобытную культуру народа.
Кульминацией творческой деятельности «Мастера» стал составленный ведущими театроведами страны рейтинг, согласно которому в пятерку сильнейших театральных режиссеров СССР вошел Мималт Солцаев… Это была Победа и Мималта и Победа его маленькой Родины, ведь ни один чеченец за всю историю не удостаивался такой высокой чести.
Начало 1990-х годов перевернуло все в жизни этой гениальной личности. Начавшийся вооруженный конфликт оборвал все творческие и жизненные планы мастера. В ходе войны Мималт потерял все – жену, дом, театр и любимую работу. По приглашению МК РФ он выехал в Москву, где начал педагогическую деятельность при Московском Государственном институте культуры и искусства. Проработав несколько лет в институте, Мималт добивается открытия чеченской студии при МГИКиИ. Понимая необходимость подготовки молодых профессиональных кадров, он лично приезжает в Грозный и в палаточных городках беженцев проводит кастинги и отборочные туры. Отобрав 25 одаренных девушек и юношей, Мималт, создает судию «Нахи» при МГИКиИ.
Получив хороший актерский и режиссерский опыт, он стремился воспитать из учеников личностей, пробудить у студийцев чувство стиля, ознакомить с манерами разных эпох и народов, ведь столкновение с пластикой, манерами, этикетом других культур обогащает национальное искусство. Первой работой М.М.Солцаева и чеченской студии «Нахи» в стенах Московского института культуры стала постановка «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. «На нас приходили смотреть все студенты института», - делится один из выпускников, «… и нам было очень приятно, когда комиссия высоко оценивала наше мастерство. У нас был стимул, мы знали, к чему должны стремиться!»
В 2006 г. по приглашению Министра культуры Чеченской Республики Мималт Мусаевич вернулся со студией в республику. Возглавив творческое руководство Государственного русского драматического театра им. М.Ю.Лермонтова Мималт приступил к постановке своей авторской работы «Рыцари Кавказских гор», основанной на мемуарах доктора политологии Абдурахмана Автрханова и произведениях классика русской литературы М.Ю.Лермонтова. Всем нам известен солцаевский почерк, мы привыкли видеть или читать об индивидуальности мастера и профессиональном подходе к новым постановкам. Учитывая тот факт, что сегодня театр существует в четырех кабинетах, был риск, что спектакль не будет принят Художественным советом, но Мималт смог доказать свой высокий профессионализм. Результат многие могли оценить в Новочеркасске на Фестивале «Комплимент», где театр получил награды в пяти номинациях:
Автору за самое страстное и актуальное произведение;
Лучший актерский дуэт (образ Бей-Булата Таймиева созданный Б.-А.Вахидовым)
Лучший актерский дуэт (образ г-ла Ермолова, созданный А.Марисултановым»
Диплом участника фестиваля
Диплом за преданность театральному делу
По числу наград авторское и режиссерское полотно М.Солцаева получило первое место. Это была очередная победа Мималта Солцаева…
Еще одной победой стало приглашение театра на фестивальную площадку театра «Балтийский дом» в г. Санкт-Петербург. Организаторы фестиваля «Встречи в России» были удивлены смелости театра, который дерзнул принять участие на международной площадке «Северной Венеции». К сожалению, в Петербурге нет ни Учителя, ни Кирилла Лаврова, но есть те, кому не безразлична судьба выдающегося Мастера, имя которого Мималт Солцаев…
Фатима Абдурзакова - руководитель литературно-драматической части Государственного русского драматического театра им. М.Ю.Лермонтова
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство