Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Они сошлись ... саляф и суфий


Просмотров: 2 810Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

автор: Алихан Амрахов

 

Важнейшее событие, недавно произошедшее в Дагестане, на наш взгляд не получило должного информационного сопровождения в СМИ, как региональном так и на федеральном уровне. Впервые за годы продолжительного религиозно-идеологического противостояния в республике, в Махачкале в центральной соборной мечети на обеденную общую молитву собрались представители так называемого «традиционного» и «нетрадиционного» ислама.В коллективной молитве приняло участие около 500 мусульман, и по окончании которой, обеими общинами была достигнута предварительная договоренность о просвещении жителей республики о различных направлениях ислама.

 

Модератором коллективной молитвы в центральной соборной мечети выступил имам центральной мечети г. Махачкалы Магомедрасул Саадуев. Открыл мероприятие муфтий Дагестана, председатель Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Ахмад-хаджи Абдуллаев. На мероприятии с напутствующими словами выступило по пять человек с каждой общины. По заверениям сторон мероприятие носило плановый характер, и подготовка к ней длилась более двух месяцев.

 

Комментируя событие, руководитель «Ахлю Сунна» Халилурахман Шаматов отметил, что результаты встречи дадут о себе знать в ближайшее время. «Очертили круг проблем, теперь будем постепенно решать их», — заявил Шаматов. На встрече также была достигнута договоренность о паритетном выходе на информационное пространство. Хотя сейчас сложно сказать, что скрывается за терминам «паритетный выход в информационное пространство», но можно предположить, что речь идет о создании каких-либо совместных религиозно-просветительских телепередач на государственных и прочих подконтрольных ДУМД медийных ресурсах. Возможно также с учетом значительного дагестанского сегмента интернет-ресурсов религиозного направления, на форумах, на которых к слову на сегодня главным образом и происходит идеологическое противостояние между сторонниками общин, речь также может идти о совместном информационном портале в сети Интернет.

 

«Еще с конца прошлого века власть напугала дагестанцев призраком так называемого „ваххабизма“, салафизма. Термину нет ни законодательного, ни лингвистического, ни прочего определения, но каждый в республике знает, что это что-то страшное и опасное, которому чуждо исламское и человеческое и которое нужно немедленно уничтожать. Власть, развешивая ярлыки, преследовала свои цели, а обыватель, к сожалению, пошел на поводу у нее. Дагестану сегодня срочно нужен новый ликбез. На встрече была достигнута договоренность о просвещении земляков по этой части», — говорит другой участник встречи Абу Умар Саситлинский. По мнению имама центральной мечети Магомедрасула Саадуева, встреча поможет преодолеть внутриконфессиональные разногласия. «Во взаимоотношениях между мусульманами республики наблюдались определенные противоречия. Все проблемы были подняты на этой встрече. Мы договорились, что будем выступать сообща, чтобы в Дагестан наконец-то пришел мир, порядок и процветание», — заявил имам.

 

Точка отчета

 

Говоря о причинах, подвигнувших власти к активному процессу примирения враждующих сторон, то первое событие, которое приходит в голову, конечно же, это массовый митинг в ноябре прошлого года в столице Дагестана, с участием мусульман, большинство из которых соотносили себя к носителям идей салафитского толка. Надо признаться, сам митинг не на шутку встревожил республиканские власти. Некоторые эксперты в этих событиях даже разглядели повторение событий «арабской весны» в Дагестане. По общему мнению, митинг был направлен, в первую очередь против «работы силовиков», нежели конкретных должностных лиц в органах исполнительной власти. По этому поводу эксперт Константин Казенин подмечает, что «в Дагестане «власть» и «силовики» — понятия раздельные, и протест против одних не переносится автоматически на других.

 

«Что касается работы правоохранительных органов, то она стабильно волнует дагестанское общество уже более десяти лет. Меняется власть в республике, меняется руководство МВД, радикально меняется ситуация в соседних регионах — а эта проблема как была, так и остается дагестанским проклятием. Но сейчас градус общественного недовольства вокруг этого слишком велик, и подобные митинги можно ждать в будущем не раз», — утверждает он. Однако запланированный следующий митинг был сорван, и как объясняли сами его организаторы, митинг не удалось организовать из-за разногласий внутри самого оргкомитета.

 

Вместе с тем, на прошедшую массовую акцию протеста обратили внимание в ДУМД. Спустя пять дней, после известных событий, был созван Совет алимов Дагестана. Где на внеочередном заседании была обсуждена ситуация, «которая в последние дни складывается в республике с митингами и протестами против незаконных действий со стороны правоохранительных органов», по итогам ее работы было принято специальное обращение. В частности в обращении отмечается обоснованность и законность требований митингующих, Совет также призывал органы власти к скорейшему удовлетворению законных требований митингующих «для снятия напряжения в обществе».

 

Формально поводов для принятия подобных обращений в адрес мусульман в республике и раньше было предостаточно. Однако ни убийство известного богослова Максуда Садикова, ни убийство влиятельного шейха в Южном Дагестане Сиражутдина Хурикского не стало предметом схожей озабоченности «ситуацией в республике», что в свою очередь лишний раз подтверждает неординарность данного события в глазах ДУМД и его сторонников. При детальном ознакомлении с адресатами обращения — правоохранительные органы, правительство республики, и участники митинга — становится очевидным, что ДУМД, будучи одной из активных сторон религиозного противостояния в республике, попыталось абстрагироваться от «противоборствующих сторон». Чуть позже состоялась встреча мэра Махачкалы Саида Амирова со священнослужителями, на которой присутствовали имамы 42 крупнейших мечетей столицы, среди них также были представители салафитского течения. На этой же встрече мэр столицы призвал влиятельных имамов махачкалинских мечетей не использовать религию для организации массовых беспорядков.

 

Обращение муфтия Дагестана

 

В конце марта было обнародовано очередное обращение муфтия Дагестана ко всем мусульманам — жителям республики. В обращении муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев призвал к единению мусульман независимо от догматических различий. Абдулаев также осудил существующую практику деления мусульман на «суфиев» и так называемых «ваххабитов».

 

«Будьте осторожны в высказываниях, в обвинениях, ибо ярлык повесить на человека легко, а снять намного труднее. И сегодня я ещё раз хочу донести до вас всех этот призыв: видя мусульман с длинной бородой или мусульманок в платках, неважно в чёрных или белых, не называйте их „ваххабитами“, не оскорбляйте друг друга даже взглядом!».

 

Муфтий воспринимает как оскорблением в свой адрес слухи о том, что имамы готовят и сдают списки «ваххабитов» силовикам. «Мы в это не верим, и слышать об этом нам неприятно, более того — такие разговоры оскорбительны для нас. Тем не менее, раз слухи в народе распространяются, мой долг — предупредить каждого: не занимайтесь сплетнями или доносами», — отметил он.

 

Значительная часть обращения была адресована правоохранительным структурам, которые, по мнению муфтия Абдуллаева, находятся в зоне риска, одновременно он предостерег от неправедных действий силовиков поступающих так исходя из чувства мести в связи с утратой кого-то из своих близких.

 

«Наверное, среди вас немало тех, кто потерял своих друзей, близких, однако злость и агрессия — не выход из сложившейся ситуации. По Шариату, чтобы наказать человека, нужны веские доказательства его вины, и если наказание справедливое, то судью ждёт вознаграждение от Аллаха. Но если наказание несправедливое, если, пользуясь властью, пытками выбивать из людей признание, применять к ним насилие, то Аллах непременно накажет насильника», — подчеркнул муфтий Дагестана.

 

Ликвидация «экспертного отдела»

 

Другим немаловажным событием последних месяцев стала ликвидация в структурах ДУМД экспертного отдела. Напомним, что в функции этого отдела входило «рецензирование» религиозной печатной, аудио- и видеопродукции, которая в свою очередь вызывала большое количество нареканий со стороны мусульман республики, и в первую очередь со стороны салафитских джамаатов, так как основной «информационный удар» наносился именно по ней. Помимо прочего в ее функции входила проверка исламской литературы и прочих пропагандистских материалов, представляемых правоохранительными органами республики и соседних регионов с целью выявления «ваххабитской», экстремистской литературы. Как правило, на книги салафитского толка накладывался гриф «не рекомендовано», при этом делились они на две категории несоответствия: одни с «ваххабитскими идеями», другие — с «каноническими ошибками».

 

Большинство забракованных книг были выпущены российскими издательствами на русском языке, начиная с 90-х годов прошлого века. Они касаются как самой религии, так и многочисленных предписаний мусульманам, от хаджа до похоронных обрядов. Есть среди названий в этом списке и оккультные брошюры, типа «Как оберегать себя от джинов и шайтанов» или «Колдовство, снятие колдовства», «Параллельный Мир или многое, но не все о джинах». В списке было несколько сотен названий, и по количеству запрещенных мусульманских пособий он превзошел списки экстремистской литературы, которые составляет Минюст России. Были также случаи, когда результаты экспертиз экспертного совета ДУМ Дагестана становились предметом рассмотрения в судах.

 

Многие дагестанцы считали работу отдела предвзятой, а сотрудников, занимающихся проверкой, некомпетентными. На работу именно этой структуры муфтията поступало больше всего нареканий и претензий со стороны дагестанских мусульман. Косвенно, работа отдела вносила свою лепту в продолжающееся вооруженное противостояние в республике. Вместе с тем ликвидация отдела «рецензирования» религиозной литературы можно толковать как частичное признание со стороны ДУМД права на существование и распространение в республике идеологии салафийи «умеренного» толка. И в тоже время, признанием этого права со стороны власть имущих является первым крупным успехом салафитских джамаатов Дагестана. С 3 апреля этого года по решению муфтия республики экспертный отдел ДУМД перестал функционировать.

 

«Силовое» сопротивление

 

Миротворческий процесс в Дагестане сталкивается и с серьезным «противодействием» со стороны правоохранительных органов, которое связано, прежде всего, с инертностью их работы и практически диаметрально противоположным отношением к задержанным (плененным) в спецоперациях боевикам. На целое десятилетие заточенное на физическую ликвидацию салафитского подполья руководство силовых структур, в нынешних условиях, сложно «перепрофилировать» на более «снисходительное» отношение к задержанным боевикам. В этом смысле прошедшее в конце апреля под руководством главы республики Магомедсалама Магомедова заседание Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую деятельность, «случайно» скандальным кажется лишь на первый взгляд. Напомним, тогда между главой республики Магомедсаламом Магомедовым и руководителем Следственного управления СКР по Дагестану Алексеем Саврулиным произошла невиданная по дагестанским меркам словесная перепалка. Отметим также, что за полтора года работы Комиссии было проведено 15 заседаний, рассмотрено 37 дел (удовлетворены ходатайства 32 обратившихся) и более 100 обращений граждан в связи с нарушениями их прав со стороны правоохранительных органов.

 

По логике происходящих событий в последние месяцы в Дагестане следует ожидать в ближайшее время серьезных дискуссий по поводу отмены принятого не без активного лоббирования ДУМД, закона «О запрете ваххабитской деятельности». В свою очередь отмена которого, видимо, визуально могла бы говорить об окончательном формировании в Дагестане «умеренных» салафитов, легитимизаця которых в свою очередь не может нести угрозу существующему конституционному строю страны. Но, здесь очевидно одного желания ДУМД уже будет недостаточно — возможно будет необходима отмашка «сверху». Не исключено также, что закон отменен и вовсе не будет. Федеральный центр может посчитать, что достаточно будет внести в него «корректирующие» изменения на определенный «переходный» период. По крайней мере, такая точка зрения уже озвучивалась ранее, на слушаниях в ОП РФ посвященных теме «Республика Дагестан: религиозно-политический конфликт и поиск путей национального примирения», прошедшей 17 июня 2011 года. Тогда при обсуждении «антиваххабитского» закона высказывались и представители ДУМД. Заместитель муфтия Дагестана Магомед Магомедов, в частности, заявил, что «сейчас этот закон требует доработки, но в 1999 году «он был необходим, так как люди взялись за оружие. Пусть совет алимов Дагестана предложит изменить или отменить этот закон», — сказал Магомедов.

 

«Умеренные салафиты»

 

В то же время, как показывает соцопрос, проведенный в республике, 20% респондентов соотносят себя именно к «умеренным» салафитам, выступающим за развитое гражданство страны и республики, но с применением шариатских норм по модели государственного устройства и управления развитых султанатов Ближнего Востока. Такая позиция ярко выражена у наиболее образованной части молодежи, которая считает, что в России в рамках отдельных субъектов возможна реализация данных моделей, если государство будет более открыто в отношении верующих мусульман. Напомним, что опрос проводился в ноябре прошлого года в Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, Дербенте, Избербаше, Кизилюрте. В нем приняли участие около 6 тысяч респондентов — студенты 1-3 курсов десяти вузов и колледжей, учащиеся 8-10 классов восьми общеобразовательных школ, воспитанников 16 спортивных учреждений. В группы опрошенных респондентов вошли мусульмане-сунниты, представляющие почти 95% населения Дагестана: 12% опрошенных выступили за радикальные методы, практикуемые «лесными»; 10% опрошенных — сторонники суфизма, тарикатских вероучений; 18% считают себя мусульманами, но не относят себя ни к одному из течений ислама.

 

Нам интересна последняя «категория» мусульман (18% опрошенных), которую, как правило, эксперты в своих ситуативных анализах «не замечают», ошибочно рассматривая ее как «пассивно-индифферетную» общину к религиозному противостоянию в республике. Между тем она во многом склонна к симпатии именно к салафитам, нежели к сторонникам суфийской интерпретации ислама. Не последнюю роль в этом играет ореол мистицизма вокруг суфийских братств, с просматривающимся, в связи с их закрытостью для непосвященных, элементами «сектантства».

 

Эксперты также подчеркивают, что если ещё два года назад возраст участников вооруженного подполья составлял 25-40 лет, то сегодня их средний возраст 18-30 лет. Отметим, что ранее аналогичный опрос также проводил журнал «Дош»- в сентябре-октябре 2011 года. Согласно его результатам, многие жители Дагестана считают, что их земляки «уходят в лес» из-за произвола силовиков. По мнению старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Ахмета Ярлыкапова в Дагестане религиозный фактор стал главным идеологическим знаменем, объединяющим под своим крылом широкие группы населения недовольных властью.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


ЧТО ЧИТАЮТ. BEST:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"