Гордали.«Г1оьрдала (г1ордалой) — селение расположено в 3-х км. к северу от Ц1оьнтара и 6 км. к западу от Энгана, на левом берегу реки Яьсси. Жители Г1оьрдала считают себя отдельным этническим обществом и говорят о генетическом родстве с энгенойцами. Что легло в основу этнонима, остается непонятным, но г1орда, г1урда (древненахское) - меч, т.е. меченосцы». Ахьмад Сулейманов, «Топонимия Чечни» (Грозный, 2006 г., стр.313.). Сильно пострадал после двух военных компаний 1994-1997 гг., 1999-2004 гг.
Село, согласно «Паспорту Веденского района», основано в 913 году. Гордали является родовым центром тейпа Гордалой. Могильники их предков также находятся в Моцкара и Хинда. В Гордали находится зиярт Асанчи и Асандара. Отсюда писатели и журналисты: Чалаев Билал, Махмаев Жамалдин, Адам Духаев, Дакаев Саидбек,Талхадов Хамзат, Гудаев Лёма, художники Воздингов Махаш и Ясханов Мохмад.
В 17-18 веках, в начале 19 века Гордали был одним из самых больших аулов Ичкерии (до 2000 дворов и 20 тысяч населения), где в избытке производились ковры, одежда, домашняя посуда, ювелирные изделия из золота и серебра, предметы домашнего убранства, орудия сельскохозяйственного значения, холодное оружие, огнестрельные ружья, порох, и даже были зачатки фармацевтики, а так же в огромном количестве здесь заготовлялись сушеные фрукты, мясо, сыры, и зерно, работали 3 мельницы,27 кузниц, в достатке производилась кровельная черепица, производился обожжённый кирпич и негашеная известь, в ауле с начала 18 века была открыта мусульманская школа-медресе, и множество молитвенных домов. Коннозаводчики Гордали могли похвастаться своими табунами и рысаками редких кровей. Для отпора врагу аул мог выставить от 300 до 500 хорошо вооруженных всадников и до 500 пеших воинов. Именно здесь в старину производились всемирно известные клинки «Г1урда», воспетые М. Лермонтовым, Л. Толстым.
Русский ученый Ф.Ф. Торнау, побывавший в 1869 году в нашем крае, отмечал в своих записках, что некоторые места в Ичкерии -Нохчмахке, например, аул Гордали, славились на всю округу своими отличными грецкими орехами, где было принято за срубку фруктового дерева проклинать человека. Здесь также были хорошие мастера по производству черепицы, гончарных изделий, пошиву одежды и т.д. В Кавказскую войну 19 века Гордали, к огромному сожалению, стал одним из самых пострадавших аулов Ичкерии. За весь период Кавказской войны русскими войсками против села было предпринято 15 карательных экспедиций.
В период наместничества на Кавказе кровавого генерала Ермолова, в 1819-м году, после истребления богатого притеречного чеченского аула Дади-Юрт, было в очередной раз разорено и село Мелчхи (Исти-Су), уроженцы которого, в массе – гордалинцы и саясанцы, оказали царским войскам яростное сопротивление и постепенно, с семьями, начали отступать в горную часть Чечни, в свои родовые селения Гордали и Саясан, чтобы не покориться врагу. По рассказам стариков, семья эвлия Кунта-Хаджи Кишиева, после разорения Мелчхи, также переезжает жить в Илсхан-Юрт. А еще ранее, до своего водворения на местожительство в Мелчхи, Кишиевы проживали в древнем ауле Гордали, куда их предки переселились в прошлые времена из высокогорного аула Г1умха Андийского округа. Дедушка эвлияа Кунта-Хаджи был похоронен в селе Гордали.
Некоторые известные наибы, шейхи и мюриды, прославившиеся в период Кавказской войны 19-го века, наряду с другими приближенными имама Шамиля, являлись представителями тайпа г1ордалой. Уди-Мулла, Байсолтин Malca, Ойшин Акбар, Джаммалтан Алхот и многие другие до конца находились в авангарде борьбы с царской экспансией на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне, служили верой и правдой «Имамату» горцев. Они же, наряду с другими известными личностями Чечни и Дагестана, являлись участниками Мехкан-Кхеташо (Совета страны), что собирался, как сказано выше, на горе Кхеташ-Корта, на окраине селений Гордали и Центорой, где в 1840 году имамом Чечни и Дагестана был избран аварец Шамиль Гимринский.
В 1868 году в Тбилиси (Тифлисе) увидело свет 3-томное издание «Сборник сведений о Кавказских горцах», где в 1-м томе, в разделе статистики написано, что центром Даргинского наибства, после пленения имама Шамиля, под управлением русского военно-гражданского командования, являлось село Гордали. Однако в Гордали царское укрепление просуществовало недолго. Оттуда администрация была перенесена в бывшую столицу Имамата - Ведено, что на правом берегу реки Хулхулау, где власти утвердили новое положение о Веденском округе и центром прежнего Ичкерийского округа (наибства) стала крепость Ведено. Местность эта под свою резиденцию царскими ставленниками была выбрана не случайно - Ведено и окружающие его селения были самым сердцем мятежной Чечни, главной опорной базой национально-освободительного движения горцев под предводительством имама Шамиля. Именно здесь был наголову разбит граф Воронцов, который с позором проиграл печально знаменитый для русского оружия Даргинский поход 1844 года.
В годы Гражданской войны (1918-1921) многие гордалинцы были в близких отношениях с эвлием Чиммирзой Майртупским и переняли у него ритуал битья в бубен (жирг1а тохар) при исполнении религиозного обряда зикр, похоронных процедур и других мероприятий. Сотни самых отчаянных из них полегло в боях с «красными безбожниками» - большевиками, навеки покрыв себя неувядаемой славой воинов газавата.
Умар-Али Аткаев
checheninfo.ru