ДАЙДЖЕСТ: |
“Полпред Александр Хлопонин, высказываясь по поводу произошедшего в Нальчике убийства тележурналиста Казбека Геккиева, заявил, что он питает “особое уважение к журналистам, которые работают на Северном Кавказе”. Они, по мнению полпреда, “находятся на передовой” и “не боятся отстаивать интересы российского государства”. “И я думаю, наша задача – помочь им держаться”, – сказал полпред.
По словам Главы Чечни Рамзана Кадырова, “произошедшая в Нальчике трагедия похожа на известные трагические события, происходившие в свое время у нас в республике”
Взлет
Чеченские СМИ сегодня – это в основном молодежь. Особенно много ее на ТВ. Печатные издания составляют ряд, в который входят газеты и журналы, вошедшие в “Золотой фонд прессы России”. В то же время есть и другое мнение, что местными масс-медиа утрачен блеск гражданской мысли, творческих находок, которым они долго отличались.
Республиканская пресса сильно укрепила свои позиции во времена т.н. горбачевской гласности и демократизации. Многократно увеличили в тот период тиражи все республиканские газеты: “Республика”, “Грозненский рабочий”, “Отечество”. Свой, отличный от других голос обрели независимые газеты “Импульс”, “Свобода”…
Чеченские СМИ тех лет в гонке за жанровым разнообразием, новизной и глубиной раскрытия тем шли едва ли не впереди всей страны. Нечто похожее в последнее десятилетие происходит в Дагестане. В Чечне же пресса, наверное, в попытке осмыслить пережитое за последние четверть века несколько застопорила ход, “замкнулась” на внутренних проблемах.
Сквер Журналистов
Небольшой парк перед Домом печати в столице Чечни известен как сквер Журналистов. В нем памятник “Журналистам, погибшим за свободу слова”.
Молодежь любит этот сквер и нередко выбирает его в качестве места проведения своих мероприятий. У меня же до сих пор хранится ключ от кабинета в старом, довоенном Доме печати, разрушенном в ходе боев 26 ноября 1994 года. В тот день здесь, рядом со сквером, погиб Хусейн Гузуев. Незадолго до этого он, режиссер театра, которому прочили большое будущее, возглавил республиканскую гостелерадиокомпанию.
Когда вблизи от Дома печати разгорелся бой, а оператора рядом не оказалось, Хусейн сам взял в руки камеру. И не выпускал, пока не увидел, как на другой стороне улицы падает сраженный пулей человек. Хусейн рванулся к нему и был сам сражен…
Штурм Грозного в ночь на 1 января 1994 года жители Чечни видели в прямом эфире. Из окна в Президентском дворце в центре города камера выдавала на экраны десятков тысяч зрителей “картинку” того, как взрывается и плавится металл, а вместе с ним и человеческая плоть…
За полгода до этого, в июле, когда “спецназ” Джохара Дудаева при поддержке танков штурмовал удерживаемый “оппозиционером” Русланом Лабазановым девятиэтажный дом в окраинном микрорайоне Грозного, газета ”Республика” опубликовала обширный репортаж с места боестолкновения…
Так журналисты Чечни работали всегда…
Расстрелы…
Журналистов в истекающей кровью Чечне убивали и в спину, исподтишка, и открыто, не таясь.
По оператору республиканской гостелерадиокомпании Гелани Чаригову вертолет выпустил НУРСы 14 декабря 1994 года в окрестностях Грозного. Билала Ахмадова, корреспондента той же компании, убили 31 декабря.
Собкора “Российской газеты” Шамхана Кагирова вместе с милиционерами, с которыми он выехал из Грозного в сельский район, расстреляли по дороге в декабре 1995 года.
Ахъята Осмаева 17 апреля 1995 года убили боевики в селе Ножай-Юрт.
В октябре того же года скончался Виктор Елизаров, лучший на тот период фотожурналист республики, жестоко избитый военнослужащими федеральных сил.
По Рамзану Хаджиеву, собкору ОРТ России, бронетранспортер федеральных сил выпустил пулеметную очередь, когда он вечером ехал с работы домой. Произошло это 11 августа 1996 года.
Тогда же, под занавес первой “чеченской войны”, получил тяжелое ранение и скончался в госпитале Иван Гогун, корреспондент газеты ”Грозненский рабочий”.
Среди убитых в этот ельцинский период “наведения конституционного порядка” – журналисты Григорий Крикорьянц, Султан Нураев, Саид Дидаев, Юсуп Бетербиев…
Адама Тепсуркаева, оператора-стрингера телевизионной службы агентства ”Reuters”, 23 ноября 2000 года расстреляли в селении Алхан-Кала.
Под бомбами…
Многие случаи гибели журналистов связаны с массированными обстрелами чеченских сел и городов, мест массового скопления людей.
Так, Малкан Сулейманова, корреспондент газеты “Ичкерия”, получила смертельное ранение в мае 1995 года в райцентре Шатой, подвергшемуся в этот день ракетно-бомбовому удару.
26 марта 1996 года самолет федеральных сил сбросил бомбы на центр села Катыр-Юрт. Они угодили в два жилых дома. Погибли 11 человек – близкие родственники тележурналистки Луизы Хажгириевой.
29 октября 1999 года авиация бомбила центр Грозного. Супьян Эпендиев, корреспондент газеты “Грозненский рабочий”, стал одним из тех, кто получил тяжелое ранение. Через два дня он скончался.
Шамиль Гегаев, оператор чеченского телеканала “Нохчо”, и Рамзан Межидов, оператор московской телекомпании ТВЦ, 29 октября 1999 года оказались в колонне беженцев на федеральной трассе “Кавказ”. В районе села Шаами-Юрт этот поток машин и людей подвергся воздушной атаке. Оба журналиста погибли.
Луиза Аржиева, корреспондент московского издания, погибла 22 марта 2000 года во время бомбардировки села Автуры.
Лиза Бердукаева, сотрудница пресс-службы Правительства ЧР, стала одной из 77 жертв теракта 27 декабря 2002 года на территории комплекса правительственных зданий в Грозном.
Адлан Хасанов, корреспондент агентства “Рейтер”, погиб 9 мая 2004 года на грозненском стадионе “Динамо” в результате теракта, который унес также жизни первого Президента ЧР А. Кадырова и главы Госсовета республики Х. Исаева.
В заложниках…
Захват журналистов в заложники – неотъемлемая часть войны на Северном Кавказе. Истории с “взятием в аманаты” сотрудников федеральных и зарубежных СМИ неизменно попадали в новостные блоки информагентств мира. О журналистах Чечни, попавших в такую же беду, мир мало что узнавал.
Осенью 1994 года редактор газеты “Маршо” Сайди Хожалиев две недели удерживался в подвале дудаевского департамента госбезопасности. В начале 2000 года, выступая по местному ТВ, публично расстрелять его обещал и генерал Наумов, военный комендант Урус-Мартановского района.
Радиокорреспондента Руслана Цебиева похитили в Грозном 14 марта 1995 года. 31 марта нашли его тело. В январе 2000 года отца журналиста, Ахмеда Цебиева, ученого-физика, автора научного открытия, расстреляли в Грозном в подвале дома, куда он перебрался жить после разрушения квартиры. Убийцы не тронули ни денег, ни документов ученого. Унесли лишь его компьютер.
Нину Ефимову, корреспондента грозненской газеты “Возрождение”, вместе с матерью похитили в Грозном 8 мая 1996 года. Нашли журналистку убитой выстрелом в голову.
В августе 1996 года в столице Чечни похитили Наталью Васенину, редактора газеты “Республика”. Ей удалось сбежать и уехать с дочерью в Москву. Там и живет, на съемной квартире. На месте дома, где она жила в Грозном, уже и развалин нет, один пустырь…
Редактора независимой газеты “Импульс” Руслана Караева избили до полусмерти…
Ведущий популярной программы на главном республиканском телеканале Муса Ахмадов провел в заложниках несколько недель…
Газетчик Лом-Али Бетельгириев накрыл собой мину, в которую “уткнулся” вместе со своими товарищами.
В калошах…
Журналистский цех республики никогда не был большим. Все всегда хорошо знали и друг друга, и потенциал каждого. Вернее, мы думали, что знаем. А война заставила взглянуть на все и всех по-новому…
…Редактор музыкальных программ Тамара Ахмадова на своих плечах вынесла всю фонотеку из Дома радио в самый пик боев за стоявший в паре сотен метров Президентский дворец. Ее собственный дом в Грозном между тем расколошматили до основания, и ее супруг, тоже журналист, драматург, писатель Умар Ахмадов в Урус-Мартане, куда они перебрались, направился в редакцию местной газеты… в калошах: ни другой обуви, ни имущества иного у семьи не осталось. За день до своей смерти Умар написал последнюю статью, которую опубликовали вместе с некрологом…
Из этой же старой гвардии чеченских журналистов был Абдулла Садулаев. Геолог по образованию, он в своё время исколесил всю страну. Заведовал отделом промышленности республиканской газеты и писал великолепные стихи. Война лишила его крова, но не изменила, не сломала души. Чуткая, тонко чувствующая грань между жизнью и смертью, живо откликающаяся на всякую человеческую боль, она живет в стихах, которые он успел опубликовать.
Таиса Исмаилова (Тина Брюссель) увезла детей в Европу, работала переводчиком и помощником депутата Европарламента. Встретив не сумевших обустроиться беженцев с Кавказа, размещала их у себя в квартире и уходила ночевать на вокзал. Она тяжело болела, но в очерках и статьях, написанных ею в Брюсселе, другая боль. Боль, тоска по Родине…
“Хайбах. Следствие продолжается” – так называется книга, соавтором которой Тамара Чагаева стала еще до первой войны. В Нальчике, где жила беженкой, нашла выкинутый кем-то “Русско-чеченский словарь” и придумала себе занятие – переводить на чеченский язык сказки народов мира. Они уже увидели свет, и Тамара готовит к изданию новую книгу…
Свой почерк
Журналисты родом из Чечни разбросаны сегодня по всему миру. Султан Ящуркаев, Хасин Радуев, Шерип Асуев, еще несколько человек – в Европе. Лема Шахбулатов (Леонид Шахов) – на Ближнем Востоке. Муса Мурадов, Мансур Магомадов, Саид Бицоев, Руслан Сагаев… – в Москве.
То в одном издании, то в другом встречаю имена Татьяны Гантимуровой, Марии Катышовой…
Всех сразу и не припомнить. Однако каждый, у кого “чеченский почерк”, узнаваем…
Саид Эминов, журналист
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека