ДАЙДЖЕСТ: |
В Интернет-пространстве продолжается процесс обливания грязью чеченского руководства из-за того, что оно в 2012 году наконец-то решилось заговорить об установлении границ между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Ингушские политики, историки, общественники и все кому не лень обвиняют чеченскую сторону в неких притязаниях «на исконные ингушские земли»…
Редакция газеты сочла необходимым ознакомить читателей с некоторыми документами по истории вопроса. И первое слово … Председателю государственной комиссии Чеченской Республики по уточнению и согласованию административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, Председателю Парламента Чеченской Республики Дукувахе Абдурахманову.
…Вопрос стоит о подтверждении границ по 1934 году, других границ на сегодняшний день просто нет. Руководство Чеченской Республики не говорит об изменениях каких-либо границ.
Ингушская сторона, ратуя сегодня за то, что они якобы не хотят менять границы, желают удержать чеченские земли, фактически передвинув к нам линию межевания. То, что Ю-Б. Евкуров сегодня говорит – «устоявшиеся границы», это как раз передвижение границы на нашу территорию – на целые полтора района. Мы же лишь говорим: давайте, как объединились в 1934 году, так и разойдемся.
Когда ингушская сторона создавала комиссии по определению границ между ЧР и РИ, чеченцы молчали, как молчали и ингуши. Но когда Р. Кадыров сказал, что, да, действительно, надо устанавливать границу, ингуши подняли шумную истерию. Почему? Почему чеченцы не должны делать то, что уже давно делают ингуши, и почему с нашей стороны это неправильно, а со стороны ингушей – правильно?
Чеченская и Ингушская области в 1934 году сошлись в определенных границах и в 1992 году разошлись, не определив свои границы. И поэтому действующее законодательство, о котором так много говорит ингушская сторона, логика мышления, сложившаяся ситуация – политическая, общественная, экономическая (в плане хозяйствования) – все это говорит о необходимости решения этого вопроса.
Глава ЧР Р. Кадыров никогда не говорил об изменениях границы, он всегда отмечал необходимость определения границы. А если ингушским властям не нравится определение границ, почему они инициировали этот вопрос? Подтверждаю, что чеченцам, как и многим ингушам, понравится, что будет определена граница их республики хотя бы потому, что их больше не будут втягивать в провокации по этому вопросу.
Это ингушская сторона хочет передвижения границы, то есть проведения ее по мнимой сегодняшней, якобы устоявшейся линии. Ингушская сторона в одностороннем порядке провела описание муниципальных образований на территории Сунженского и Малгобекского районов – фактически на территории чеченских земель. Это было сделано там, где не были подтверждены границы, и ингушская сторона просто не могла знать, их это земля или территория другого субъекта. Односторонние действия на территории с неопределенными границами – это просто юридический бандитизм.
Ингуши, прожив на чеченских землях 20 лет, возомнили, что они там хозяева. Да, если мы проживаем в единой вайнахской республике, они там хозяева; если мы в разных республиках, они – жители этой республики, граждане РФ. Но если мы проводим границы, мы их должны проводить там, где они существовали. А что они существовали, доказывает документ 1929 года – последний исторический, письменно подтвержденный. И 1934 год – год объединения Чеченской и Ингушской автономных областей.
Мы никому не предлагаем уезжать – это наши братья. Но если вайнахи создали две республики, надо определяться с границами. Если Ю-Б. Евкуров отдал свои земли другой стороне и ему как руководителю надо решать вопрос своей репутации и политической карьеры перед ингушами и таким образом закрыть брешь в своем авторитете, это не означает, что он должен устраивать провокации между братскими чеченским и ингушским народами.
Сегодня ситуация дошла до абсурда. Спортсмены – чеченцы и ингуши, которые выступали на единых подмостках, помогали друг другу, начинают по-иному смотреть друг на друга. Работники культуры – артисты, художники, музыканты – которые демонстрировали наше общее искусство на российских и международных площадках, втягиваются в эту нездоровую ситуацию. Историки – чеченцы и ингуши – пишут разные истории одного вайнахского народа. Депутаты парламентов двух республик, которые вместе учились, дружили и работали, отстаивали на российской и международной арене интересы Кавказа и России, тоже втянуты в склоки. Сотрудникам правоохранительных органов – чеченцам и ингушам, несущим службу в федеральном МВД, отдающим свои жизни за нашу родину, тоже вбивается в голову «ваша территория», «наша территория». А они, между прочим, погибают за единую территорию – Россию. И при этом они – вайнахи.
Многие чеченцы и ингуши имеют одних устазов, у них одни шейхи и овлияи. Что им теперь, из-за провокации, начатой отнюдь не чеченской стороной, тоже разойтись на религиозном пути? А в это время наши соседи – одни нас упрекают за эту земельную возню, другие над нами смеются. Уважения нам это, конечно, не добавляет.
Мы ни на какие земли не претендуем, ни у кого ничего забирать не собираемся, в планах этого не имеем, но при этом территория Сунженского района – это чеченская территория, часть Малгобекского района – тоже чеченская территория (в районе Вознесенской). И у нас есть все основания так утверждать и отстаивать свою позицию. Орстхоевцы, на которых они ссылаются, это чеченцы. Когда им нужно – в политических, земельных или в других, судьбоносных дня народа вопросах – ингуши «записывают» в свою национальность и аккинцев, и галай, и мелхи, хотя всем известно, что в быту, в религиозных и других традиционных обрядах и ритуалах они (ингуши) их таковыми не считают.
Другой момент. В период Кавказской войны эти территории назывались Малой Чечней и входили в состав имамата Шамиля, в советский период, точнее – в 1929 году верховной властью РСФСР были включены в состав Чеченской автономной области, в 1934 году на момент объединения чеченской и ингушской автономных областей эти земли входили в состав Чеченской автономной области. А в 1936 году, как известно, Чечено-Ингушетия была провозглашена республикой.
И если я после встреч с ингушской стороной сказал, что пока мы работаем над документацией, не будем делать громких заявлений по этому вопросу, это действительно означало сдержанность. Но сдержанность не означает неуверенность. Я абсолютно уверен в том, что мы правы, что это территория чеченского народа, и она должна быть закреплена как территория Чеченской Республики – в точности по границам 1934 года. А люди, которые там проживают, могут там жить столетиями, речь идет об установлении административной границ.
Сегодня в Ингушетии, наверное, никто не должен стремиться стать патриотом ингушского народа больше, чем генерал и Герой Советского Союза Руслан Аушев. Обратное никто не докажет, потому что основы ингушской государственности заложил именно он, а не болтуны и ходоки от политики. При этом всегда в постановках этого вопроса он был сдержан и корректен.
Р. Аушев, как честный перед историей ингушского народа человек, был более автономен в своих действиях и высказываниях, что не может себе позволить сегодняшнее руководство Ингушетии, которое свои провалы в управлении республикой решило закрыть громкими заявлениями о необходимости установления границы в желаемом для обывателя варианте. Это не государственный, тем более, не дружественный и не братский подход в разрешении ситуации между субъектами и сохранении братских отношений между народами. Это самая настоящая провокация.
Руководители парламентов и правительств при М. Зязикове тоже не раз имели устные обсуждения этого вопроса, в особенности в период проведения муниципальных выборов на территории двух республик. Но не было ни одного случая, чтобы мы неправильно выразились по отношению друг к другу, чтобы мы дошли до официоза или неуважения друг к другу. Ни разу между нами этого не было. Мы тогда общались друг с другом напрямую, за столом переговоров или за чашкой чая, а сейчас – через Интернет, прессу или почту. Не кавказский это вариант.
XIX и XX века генералы и политики России только и занималась тем, чтобы разъединить единый вайнахский народ, передать вайнахские земли другим народам и субъектам. Неужели сегодня, когда в ХХI веке чеченцы и ингуши еще раз решили, что они – составная часть Российской Федерации, что они – граждане и патриоты этой страны, когда они в борьбе и труде доказали, что это так, есть еще в России силы, которые хотят держать на Северном Кавказе очаг напряженности, которые хотят стравливать между собой не только чеченцев и ингушей, но и другие народы, которые подталкивают федеральную власть к принятию ненужных решений, чтобы отдельные люди продолжали получать досрочно и незаслуженно звания и награды, а чеченцы и ингуши продолжали умирать в их непонятных играх? Хватит! Спекуляции по вопросу установления границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия пора закончить, решив этот вопрос, а чеченцы и ингуши, идейно объединившись, должны достичь новых высот в науке, бизнесе, спорте, культуре, в вопросе защиты интересов Российской Федерации на международной арене».
ЧЕЧНЯ. АО «Чеченэнерго» призвал потребителей к платежной сознательности
ЧЕЧНЯ. РОФ им. А-Х. Кадырова закупил оборудование для школ Наурского района
ИНГУШЕТИЯ. С 18 по 24 ноября неделя борьбы с антимикробной резистентностью
ИНГУШЕТИЯ. В школах Ингушетии в 2024 году открылись шесть центров «Точка роста»
ЧЕЧНЯ. В Шелковском районе прошел конкурс народного танца имени Махмуда Эсембаева
ЧЕЧНЯ. В с.п. Знаменское прошел турнир по футболу «Кубок Надтеречного района» .
ЧЕЧНЯ. В аэропорту Грозного встретили участников финала «Большой перемены»