АЗЕЙРБАДЖАН. В Москве закончился первый Фестиваль "Осенние дары Азербайджана", который посетило более 60 тысяч человек. Почему был выбран именно такой формат и каковы итоги первого подобного эксперимента на стыке маркетинга, культуры и образования, рассказывает научный сотрудник института Экономики РАН Александр Караваев.
На протяжении пяти дней Тверская площадь была отдана в распоряжение традиционной азербайджанской культуры: помимо традиционных для такого формата распродаж аграрной продукции в уникальных по художественному оформлению павильонах прошло 15 мастер-классов по национальным ремеслам и гастрономической культуре, детские спектакли, образовательные мероприятия для всех возрастов. Было интересно всем.
Почему такая форма?
На самом деле это было по сути первое современное мероприятие, где Азербайджан показан городской публике как страновой бренд: то есть совокупность узнаваемых и ярких образов в сфере гастрономии и национальной культуры. Второй немаловажный момент - фактически это был пилотный публичный проект офиса Торгового представителя Азербайджана в РФ, реализованного совместными усилиями с Фондом Гейдара Алиева, посольства Азербайджана в РФ и Департамента торговли и услуг города Москвы. Показана эффективность такой связки, и, таким образом, можно ждать продолжения опыта.
Форма ярмарки имеет более глубокую задачу, чем обычный маркетинговый ход. Стоит задача расширить "круг друзей" Азербайджана среди обывателей и потребителей розничной продукции. Поэтому организаторы попытались создать атмосферу настоящего праздника, сопоставимого с тем значением ярмарки, которое она имела первоначально, в средневековье, когда на них собирались представители разных регионов, национальностей, в игровой и веселой форме они устраивали обмен опытом и информацией. Разница только в том, что гадалок, трубадуров и ремесленников сегодня заменяют мастер-классы. Каждый шестой житель стран ЕС ежегодно посещает ярмарку. При этом Германия, например, располагает примерно 2 млн квадратных метрах ярмарочной площади, что позволяет принять около 7 миллионов посетителей в год. Самый известный бренд подобного рода - "Октоберфест". Россия также активно развивает такой формат, с конца 1990-х годов. В данном случае, вклад Азербайджана важен как пример продвижения в России здоровой и качественной продукции с национальным колоритом.
На самом деле Азербайджан уже заслужил доверие россиян. Достаточно сказать, что в рамках голосования премии National Geographic Traveler Awards 2018 по туристическим направлениям отдыха в странах СНГ, Азербайджан в тройке лидеров, за Страну огней - отдано 15% голосов, и это больше чем за Францию.
В этом процессе нельзя остановиться и сказать - всё достигнуто. Создание атмосферы лояльности, попросту говоря близости современному потребителю, достигается сегодня только на языке здорового питания и развития. В условиях полифонии различных форм культуры и национальных традиций, достучатся до сердец возможно только сочетанием разных практик: городского развлечения, доступной и увлекательной школы искусств и ремесел, мастер-классом по национальной кулинарии… Все вместе, мы видим в качестве важнейшего формата в деле создания узнаваемого образа Азербайджана.
Бренд узнаваемости
Возьмем, к примеру, логотип фестиваля. Орнаментированная вышивка в виде креста, не что иное как один из традиционных узоров ковроткачества школы Карабах. А таких уникальных узоров и оригинальных техник в традиционном ремесле страны едва ли не в каждом крупном регионе. Бакинские, Карабахские, Иреванские, Нахчыванские, Губинские, Гянджинские, Ширванские, Тебризкие ковры - все эти азербайджанские ковры включены в список образцов нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Но традиция не остается лишь экспонатом музея - Азербайджан вкладывает средства в становление ковроделия как экспортной отрасли. "Государственная программа по сохранению и развитию коврового искусства в Азербайджане на 2018-2022 годы" призвана обеспечить как массовое производство ковров в нашей стране традиционным народным способом, так и превратить его в ведущую сферу ненефтяного сектора.
И это возможно, учитывая новые способы организации бизнеса и выхода производителей напрямую к покупателям через порталы электронной торговли azpromo.az и azexport.az. Достаточно скоро наступит момент, когда платформы электронной торговли позволят индивидуальному покупателю заказывать товар непосредственно в стране-производителе, в Азербайджане. Кроме того, национальные узоры стали уникальной частью современного художественного дизайна в текстиле, мебели, предметах быта. Ряд азербайджанских компаний уже продвигают этот бренд на мировой рынок. Скажем дизайнерская мастерская Chelebi
И, наконец, непосредственно аграрная продукция.
Первоначально, организаторы хотел сделать хурму брендом узнаваемости азербайджанской продукции - провести "Фестиваль Хурмы". Хорошая идея, но она не отражала всю палитру азербайджанского аграрно-гастрономического колорита. К примеру, вы знаете, что в Азербайджане выращивается около 300 видов яблок? На фестивале можно было узнать, что самые крупные яблоневые сады расположены в Губе и Хачмазе. Российский рынок пока знаком с традиционным ассортиментом: поставщики массово завозят "Голден", "Ренет", "Семеренко", "Гренни смит". А вот самый дорогой - сорт "Гызылахмеди", его используют как лекарство, данный сорт яблок богат железом, помогает при низком гемоглобине. Таковы, казалось бы, малозначительные нюансы, но они могут стать ключевыми для создания большого узнаваемого образа Азербайджана, что несомненно отразится на увеличении товарооборота наших стран.
По большому счету, подобный фестиваль ставит задачу дружеского диалога и честных оценок азербайджанских достижений на уровне "лицом к лицу" с потребителем, чтобы вместе стать полноценными партнерами в здоровой и успешной жизни наших стран, которая начинается не только с мегапроектов, а непосредственно с семей, в кругу близких и знакомых людей.