ЧЕЧНЯ. К Уполномоченному по правам человека в ЧР ранее обращался житель Грозного Хаважи Межидов с просьбой о содействии в защите его права на объективное расследование уголовного дела. По его словам, расследование дела фактически не ведется, меры к привлечению виновных лиц к уголовной ответственности и возмещению ущерба не принимаются.
Еще в 2014 году по его заявлению следственным отделом № 3 СУ УМВД России по городу Волгограду возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий и хищения автомобиля Х.Межидова, марки Ауди А-8 стоимостью 1 800 000 рублей.
Однако, как подчеркивает омбудсмен ЧР Нурди Нухажиев, в течение четырех лет производство по данному делу неоднократно приостанавливалось на основании того, что подозреваемый или обвиняемый якобы скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено и по иным причинам. Вместе с тем, со слов Х. Межидова, за это время один из двух подозреваемых М.Бершадский, был привлечен к уголовной ответственности за очередное мошенничество, осужден и уже отбыл срок наказания. Известно, что потерпевший представил следственному органу расписку Бершадского, который обязался вернуть полагающуюся сумму денег.
Ранее в своем письме Генпрокурору Н.Нухажиев отмечал, что жалобы Х.Межидова на имя прокурора Дзержинского района Волгоградской области на бездействие следственного отдела № 3 СУ МВД России по Волгограду не удовлетворяются, а меры прокурорского реагирования не принимаются. Как уверен омбудсмен, следственным отделом № 3 СУ МВД России по Волгограду грубо нарушено право гражданина на законное, объективное, справедливое судопроизводство по уголовному делу в разумный срок. Тем временем прокуратура Дзержинского района и прокуратура Волгоградской области до сих пор не принимают надлежащих мер прокурорского реагирования для принятия по уголовному делу законного решения. Также известно, что прокурор Волгоградской области М.Ершов проигнорировал указания Генеральной прокуратуры и проверку приведенных в обращении омбудсмена ЧР доводов перепоручил прокуратуре Дзержинского района.
- Хотя в ответе главного надзорного органа было указано, что в соответствии с порядком рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, проверка приведенных в обращений доводов и уведомление меня и заявителя о результатах проверки поручены прокурору Волгоградской области, так как по изложенным вопросам прокуратурой указанного субъекта РФ решение не принималось, - подчеркивает Н.Нухажиев.
Между тем, из ответа начальника ГУ МВД России по Волгоградской области от 28 июня 2017 года на обращение Межидова видно, что по факту ненадлежащего расследования уголовного дела в отношении старшего следователя Н.Алешиной назначено проведение служебной проверки, по результатам которой она должна была быть привлечена к дисциплинарной ответственности.
- Прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда по факту нарушения уголовно процессуального законодательства, допущенных органам дознания при расследовании данного уголовного дела, в адрес начальника СУ УМВД России по г.Волгограду, а также начальника ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области неоднократно выносились акты прокурорского реагирования. Однако действенных мер для окончания расследование уголовного дела в разумный срок в соответствии со ст. 61 УПК РФ ни прокуратурой Волгоградской области, ни прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда, ни СУ УМВД России по г.Волгограду не принято. В течение четырех лет расследование уголовного дела до логического конца не доведено, предполагаемые преступникик уголовной ответственности не привлечены, потерпевшему ущерб не возмещен, - резюмирует Уполномоченный по правам человека в ЧР.
Омбудсмен ЧР добивается от правоохранительных органов Волгоградской области защиты прав потерпевшего уроженца Чечни, и принятия мер к объективному расследованию уголовного дела. Н.Нухажиев заметил, что прокуратура Дзержинского района по г.Волгограду в отдельном случае посчитала, что оценка полноты предварительного следствия, относимости и достаточности собранных доказательств по уголовному делу необходимо проверить в случае его поступления для утверждения обвинительного заключения или принятии по нему иного процессуального решения.
- Таким образом, прокуратура, при очевидности совершения тяжкого преступления, только предполагает, что уголовное дело может поступить с обвинительным заключением, - заключил Уполномоченный.
Н.Нухажиев повторно обратился к прокурору области и начальнику ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области с просьбой принять меры для привлечения к уголовной ответственности виновных лиц и окончания предварительного следствия в кратчайший срок, а также принять действенные меры для защиты прав потерпевшего Х.Межидова.