Ю. ОСЕТИЯ. Слово «парламентаризм» происходит от французского «говорить», а родиной парламента считают Англию, где прообраз нынешнего законодательного органа появился в начале XIII века. По сути парламент – это место, где избранные народом представители обсуждают насущные проблемы общества и государст-ва. Это учреждение в разной форме, под разными названиями, но со схожей сутью известно в большинстве стран мира как одна из самых старых традиций и является противовесом абсолютной власти.
У осетин традиции народо-властия уходят в глубокую древность, в первобытно-общинный строй, когда наши предки собирались на Ныхас и решали насущные проблемы. Об этом красноречиво свидетельствует Нартовский эпос. Во времена Аланского царства, несмотря на наличие верховного правителя, наличествовала военная демократия. А после вхождения Осетии в состав России, помимо Ныхасов, многие вопросы решались народными сходами, общинными судами. Во времена революционных пертурбаций в Осетии и вовсе появился совершенно уникальный орган — Юго-Осетинский Национальный совет.
В советский период, как и по всей стране, в Южной Осетии избирались Советы народных депутатов. Именно этот народный орган на 14-й сессии 20-го созыва 20 сентября 1990 г. принял историческое решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Демократическую Республику — предтечу международно-признанного суверенного государства — Южная Осетия.
Парламент РЮО стал правопреемником Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области ГССР, и, согласно Конституции РЮО, характеризуется как постоянно действующий орган Южной Осетии. Эти характеристики определяют его высокий конституционно-правовой статус и широкий объем его полномочий, в т. ч. в деятельности по защите прав и свобод человека. Она связана, прежде всего, с реализацией полномочий Парламента по принятию Конституции и законов, предусматривающих права и свободы человека и юридические гарантии их защиты.
Первый состав законодателей — в то время Верховный Совет РЮО — сформированный после всенародного голосования 9 декабря 1990 года был достаточно разнообразен, активен, весьма решителен, оптимистичен и плодовит. Его ядро составляли активисты народного движения «Адамон Ныхас», организации, взявшей путь на самоопределение, национальную состоятельность, противодействие грузинскому национализму. Большинство лидеров «ныхасовцев» вошли в состав первого созыва законодательного собрания Южной Осетии, поменяв площадную трибуну на парламентскую. «Первопроходцы» приняли ряд документов, являющиеся основополагающими для нашей государственности. Сейчас идут споры — была ли у нас тогда Конституция? Одни считают, что ее на тот момент не было, обосновывая это тем, что не был проведен референдум. Но, с другой стороны, Конституцию приняли как рабочий документ и ею руководствовались. Что касается лидеров, то первым Председателем ВС РЮО был избран Торез Кулумбегов, а его заместителем — Алан Чочиев. В январе 1991 г. Т. Кулумбегова похитили грузинские спецслужбы и он год находился в плену. На это время ВС возглавлял Знаур Гассиев.
Уже на первой сессии ВС РЮО было принято обращение к VI съезду народных депутатов СССР, где содержалась просьба признать недействительным закон Грузии об упразднении автономии Южной Осетии и признать Юго-Осетинс-кую Автономную Республику субъектом федерации и участником подписания нового союзного договора.
19 января 1992 г. был проведен референдум о независимости и присоединении Южной Осетии к России. Результаты январского референдума до сих пор являются важнейшей политической составляющей при любых политических раскладах. По результатам референдума в мае 1992 г. принят Акт о независимости РЮО — важнейший политический документ современной истории республики. А 26 ноября на одной из последних сессий ВС было принято решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия.
В недрах первого состава депутатов вызрела любопытная инициатива — переименовать Верховный Совет в Государственный Ныхас. Предложение депутата Кромвеля Бязарти приняли с одобрением, хотя первоначальное наименование законодательному органу позже возвратили.
На первый состав законодателей пришелся и первый кризис власти. Подал в отставку Торез Кулумбегов и на его место был избран Людвиг Чибиров. Заняв пост Председателя Верховного Совета, Людвиг Алексеевич впоследствии станет и первым президентом республики.
В марте 1994 г. состоялись вторые выборы в Верховный Совет РЮО. В него вошли 35 депутатов из Цхинвала и всех районов республики. 4 места были зарезервированы за населением грузинских сел, но востребованы они не были. Новый состав законодателей в корне отличался от прежнего, и, прежде всего тем, что в числе депутатов не оказалось активистов «Адамон Ныхас». Ностальгирующий по ушедшему в небытие СССР электорат создал в ВС прочное коммунистическое ядро, к которому примкнули независимые депутаты, политически ориентированные на Л.Чибирова. В корне изменились методы и формы работы. Если первые законодатели определялись в период вооруженной агрессии, и они решали вопросы спасения нации, то новый состав депутатов деятельность строил уже в период перехода от конфронтации к началу процесса урегулирования и созидания. Начался процесс активного государственного строительства.
Первым делом законодатели взялись за Конституцию, создав Конституционную комиссию, а ее проект прошел всенародное обсуждение. Второй созыв принял законы о гражданстве, государственной символике и др. подзаконные акты, шла работа по переходу с парламентской формы правления на президентскую, проведены изменения в Конституции. У этой позиции были противники, считавшие, что нашему обществу исторически не подходит президентская форма правления.
10 ноября 1996 г. на выборах избран первый Президент РЮО — Людвиг Чибиров, набравший 55% голосов. Верховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым Председателем избран Коста Дзугаев.
Третьи по счету парламентские выборы состоялись 12 мая 1999 г. В состав Парламента было выбрано 29 депутатов (грузинские анклавы свою квоту опять не востребовали). 8 депутатов были от одномандатных округов Цхинвала, по три — от Цхинвальского, Дзауского, Знаурского районов, один — от Ленингорского. Казбек Челехсаты представлял всеосетинское движение «Стыр Ныхас», Сослан Тедеев — Союз молодежи, Вячеслав Гобозов и Алымбег Плиев партию «Фыдыбаста», еще семь депутатов выдвинулись во главе со Станиславом Кочиевым от Компартии. Новый председатель выбирался из представителей двух победивших на выборах партий — КП РЮО и «Фыдыбаста», С.Кочиева и В.Гобозова. Победу праздновал первый, что, в какой-то мере, выглядело закономерно, поскольку коммунисты на выборах получили более 50% голосов.
С первых дней велась работа над новым текстом Конституции. После множества компромиссов 8 апреля 2001 г. принята третья, по сути, Конституция. Тот Парламент установил и рекорд по числу проведенных сессий и заседаний Президиума. На время третьего созыва приходятся новые президентские выборы, на которых побеждает Эдуард Кокойты.
23 мая 2004 г. состоялись выборы в Парламент четвертого созыва. Выборы прошли по смешанной системе. Число депутатов осталось прежним — 29 человек. К началу предвыборной гонки подошли четыре политические партии — «ветераны» парламентского движения — Компартия РЮО и социалистическая партия «Фыдыбаста», а также две молодые — политическая партия «Единство» и Народная партия. Число партий вскоре было сокращено до трех — ЦИК отстранил от участия партию «Фыдыбаста». Первенствовала партия «Единство», довольно активно начав деятельность, за год превратившись в политического тяжеловеса. Председателем Парламента стал кандидат от «Единства» Знаур Гассиев. За отведенный период Парламент данного созыва отметился принятием знаковых документов, и напомним, что на период его деятельности пришлись две агрессии против Южной Осетии — в 2004 и 2008 годах. Большинство депутатов влились в отряды самообороны. Среди них были награжденные высшим военным орденом «Уацамонга». В ходе августа 2008 г. было сожжено здание Парламента, уничтожены оборудование, архивы. Некоторое время Парламент не мог нормально функционировать. Ему выделили этаж в Контрольно-счетной палате. Пришлось изрядно потесниться, но основную плановую работу удалось завершить. И это несмотря на то, что депутатам пришлось заниматься несвойственными функциями — работать в комитетах по распределению гуманитарной помощи, входить в различные комиссии по восстановлению, принимать многочисленные делегации. В таких условиях проводить полноценную предвыборную кампанию было затруднительно. И то, что удалось избежать серьезных издержек, уже следует воспринимать как успех.
31 мая 2009 г. состоялись выборы в Парламент пятого созыва. Новый законодательный орган избран в условиях, когда республика получила международное признание и стала суверенным государством.
Впервые выборы полностью прошли по пропорциональной системе. Таким образом, формирование Парламента прошло последовательно — от мажоритарной, через смешанную, к выборам по партийным спискам. Получается, что в плане парламентского строительства в Южной Осетии испробовали все, есть что сравнить, чему отдать предпочтение и на чем остановиться. У каждой выборной системы есть плюсы и минусы, и в этих условиях следует выбирать более всего подходящее для местных условий.
В Парламент пятого созыва было избрано 34 депутата. Половину из них представляла партия «Единство», 9 депутатских мест досталось Народной партии, а восемь — коммунистам. При распределении руководящих функций в Парламенте были отмечены некоторые особенности нового парламентаризма. В результате компромисса Председателем Парламента стал коммунист Станислав Кочиев, хотя партия имела в законодательном органе меньшинство. Им же достался один парламентский комитет. Партия «Единство» заняла посты всех трех заместителей Председателя Парламента, плюс четыре комитета. Оставшиеся четыре комитета возглавили представители Народной партии. Внутри Парламента сформировались три фракции. Поскольку они не всегда имели единое мнение по многим вопросам, принятие консолидированных решений становилось проблемным.
Несмотря на сложности, депутаты осуществили многое. Активизировалась межпарламентская деятельность, прежде всего с Государственной Думой. Депутаты Парламента РЮО вошли в состав различных межпарламентских объединений и активно участвовали в их работе. Принят ряд важных законов. Была дана политико-право-вая оценка агрессии Грузии против РЮО с 2004 по 2008 годы.
Выборы в Парламент РЮО шестого созыва прошли в условиях небывалой политической активности. Впервые желание присутствовать в Парламенте выразили 15 партий, но прошли туда только четыре: «Единая Осетия» (20 депутатских мест), «Единство народа» (6 мест), Народная партия (4 места), «Ныхас» (4 места). Впервые в Парламент не прошли коммунисты.
Не оказалось и представителей партии «Единство», которые имели большинство в предыдущем созыве. Председателем Парламента избран лидер политической партии «Единая Осетия» Ана-толий Бибилов.
Сейчас в Парламенте функционируют девять комитетов: по законодательству, законности и местному самоуправлению, по внешней политике и межпарламентс-ким связям, по обороне и безопасности, по бюджету и налогам, по промышленности, строительству, транспорту и связи, по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству, по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ, по социальной политике и здравоохранению, по делам молодежи, спорту и туризму. Кроме того, созданы парламентские комиссии: мандатная, счетная, по регламенту, по депутатской этике и секретариат. Таким образом, в Президиум Парламента РЮО входят 16 депутатов.
Парламент шестого созыва завершает свою работу и следует свидетельствовать, что ее парламентарии провели продуктивно и качественно. Депутаты принимают активное участие во всех государ-ственных и общественных мероприятиях. На сессии Парламента ратифицирован документ исключительной важности — Договор между РЮО и Россией о союзничестве и интеграции. Приняты законы большой значимости. На большую высоту поднялось межпарламентское сотрудничество.
Нельзя не отметить важный факт — именно этому парламентс-кому созыву посчастливилось вернуться в историческое здание, восстановленное после августа 2008 г. Намечается ряд серьезных преобразований. Прежде всего, прорабатывается вопрос функционирования депутатского корпуса на постоянной основе. Кроме того, следующие выборы в Парламент РЮО пройдут по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе.
Нынешний парламентский созыв характерен еще и тем, что в нем произошла смена Председателя. На место победившего на президентских выборах Анатолия Бибилова пришел его однопартиец Петр Гассиев.
За 25 лет депутатами Парламента всех шести созывов было около 200 человек. Народными избранниками становились люди самые достойные, пользующиеся большим авторитетом и снискавшие гражданскую признательность. Среди них академики, доктора и кандидаты наук, лауреаты самых различных премий. Большинство носят почетные звания, являются кавалерами орденов и медалей. Почти все так или иначе причастны к защите Отечества, обретению Южной Осетией статуса независимого государства. Но прежде всего каждый депутат стремился соответствовать статусу народного избранника, честно выполнять возложенные на него высокие обязательства, повышать авторитет и значимость высшего законодательного органа страны.
9 декабря считается Днем югоосетинского парламентаризма. Ему уже 28 лет. За это время удалось многого добиться. Наша республика за небольшой исторический период прошла путь от самоопределения до международного признания, и в этом весомая роль принадлежит Парламенту Республики Южная Осетия.
Батрадз ХАРЕБОВ
Номер: №№142-143 8 декабря 2018 г
Источник: ugo-osetia.ru
checheninfo.ru