Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чечня. История грозненского железнодорожного вокзала


Просмотров: 5 266Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Чечня. История грозненского железнодорожного вокзала

1 мая 1893 года к станции Грозный из Беслана подошел первый пассажирский поезд. Этот день и считается началом работы городского вокзала. Прокладка пути от Беслана до Грозного, все железнодорожные и инженерные сооружения на ней были построены за два года четыре месяца акционерным обществом Владикавказской железной дороги.

 

Когда-то давно вход на перрон железнодорожного вокзала был платным. Перронный билет стоил рубль в ценах до реформы 1961 года, покупали его в специальной кассе в кассовом зале вокзала,так что встречать и провожать приходилось за плату. 

 

В те годы ещё не было здания прижелезнодорожного почтамта (так он официально называется - ПЖДП) рядом с вокзалом, слева от него. На этом месте был скверик с цветниками и скамейками для отдыха. Этот скверик существовал ещё в 1968 году. 

 

Интересно отметить, что строительство дороги немного задержала … жадность городского головы Грозного Куликова, потребовавшего оплаты за отчуждение городской земли в юго-восточной части города для строительства станции. Он просил по 60 рублей за квадратную сажень (или 15 рублей за квадратный метр). Для размещения станционного узла - вокзала, паровозного депо с мастерскими, товарной станции и подъездных путей - понадобилась бы неимоверная сумма. Тянулись торги, споры.

 

Тогда влиятельные лица станицы Грозненской, учитывая будущие выгоды от железной дороги, предложили акционерному обществу для строительства станции в юго–западной стороне города свою землю бесплатно. Здесь и был построен Грозненский железнодорожный узел, который вскоре определил расположение нефтеперегонных заводов, жавшихся к дороге. Город оказался в тяжелых санитарных условиях. Заводы, построенные выше города по течению реки Сунжи, во время юго-западных ветров засоряли воздушную среду города.

 

Первоначально здание вокзала представляло собой небольшую одноэтажную постройку, такие тогда строились на отсталых, захудалых окраинах России. Быстрое развитие грозненской нефтяной промышленности и связанное с ней увеличение населения города и грузовых перевозок заставили акционерное общество дороги расширить здание вокзала пристройкой большого зала ожидания и первоклассного ресторана с фойе.

 

Немаловажную роль в победе над бичераховской контрреволюцией в 1918 году сыграл Грозненский железнодорожный узел с вокзалом. Он защищался в течении ста дней созданной из рабочих и служащих железнодорожной ротой в 160 человек. Здесь, в депо, был построен броненосец «Борец за власть и свободу трудового народа». Создали дружину и организовали постройку бронепоезда машинист И.М. Зейликович и весовщик станции Н.М. Харьковский. Машинистом паровоза стал В.С.Коростылев. Позже оба были повешены белыми на центральном рынке.

 

В последние дни августовских боев основная часть вокзала сгорела от обстрела вражеской артиллерией. После гражданской войны и установления в Грозном Советской власти сгоревшее здание вокзала было реставрировано. 

 

Говоря об истории станции Грозный, нельзя не упомянуть о роли грозненских железнодорожников в революционном движении пролетариата. Это, в первую очередь, паровозный машинист С.Ф. Старжинский, секретарь стачечного комитета станции Грозный во Всероссийской декабрьской забастовке железнодорожников 1905 года. Это таксировщик коммунист С.И. Тымчук, организовавший и возглавивший партийную организацию станции, избранный в 1917 году председателем Грозненского горкома РСДРП (б). Нельзя забыть железнодорожников, отдавших свою жизнь в борьбе с контрреволюцией, защищавших Грозненский узел в 1918 году. В сентябрьских боях был убит первый комиссар железнодорожной роты А.Ф. Рязанцев. В особо ожесточенных, кровопролитных боях за вокзал и депо 14 октября сложили головы многие бойцы роты и бронепоезда. Тогда же погибли командир бронепоезда «Борец за власть и свободу трудового народа» В.Ф. Воликов, комиссар поезда Филимонов, а в последние дни боев - бесстрашная дочь чеченского народа сестра милосердия Петимат Арсанова. Им, героям гражданской войны, поставлен обелиск на братской могиле рядом с теперешним Дворцом культуры имени Н.К. Крупской. 

 

Завтрашний день вокзала видится пока в макете. В ближайшие годы, в соответствии с генеральным планом реконструкции Грозного, современное здание станции будет воздвигнуто рядом с нынешним. 

 

Л. Гудаев




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"