ДАЙДЖЕСТ: |
1 мая 1893 года к станции Грозный из Беслана подошел первый пассажирский поезд. Этот день и считается началом работы городского вокзала. Прокладка пути от Беслана до Грозного, все железнодорожные и инженерные сооружения на ней были построены за два года четыре месяца акционерным обществом Владикавказской железной дороги.
Когда-то давно вход на перрон железнодорожного вокзала был платным. Перронный билет стоил рубль в ценах до реформы 1961 года, покупали его в специальной кассе в кассовом зале вокзала,так что встречать и провожать приходилось за плату.
В те годы ещё не было здания прижелезнодорожного почтамта (так он официально называется - ПЖДП) рядом с вокзалом, слева от него. На этом месте был скверик с цветниками и скамейками для отдыха. Этот скверик существовал ещё в 1968 году.
Интересно отметить, что строительство дороги немного задержала … жадность городского головы Грозного Куликова, потребовавшего оплаты за отчуждение городской земли в юго-восточной части города для строительства станции. Он просил по 60 рублей за квадратную сажень (или 15 рублей за квадратный метр). Для размещения станционного узла - вокзала, паровозного депо с мастерскими, товарной станции и подъездных путей - понадобилась бы неимоверная сумма. Тянулись торги, споры.
Тогда влиятельные лица станицы Грозненской, учитывая будущие выгоды от железной дороги, предложили акционерному обществу для строительства станции в юго–западной стороне города свою землю бесплатно. Здесь и был построен Грозненский железнодорожный узел, который вскоре определил расположение нефтеперегонных заводов, жавшихся к дороге. Город оказался в тяжелых санитарных условиях. Заводы, построенные выше города по течению реки Сунжи, во время юго-западных ветров засоряли воздушную среду города.
Первоначально здание вокзала представляло собой небольшую одноэтажную постройку, такие тогда строились на отсталых, захудалых окраинах России. Быстрое развитие грозненской нефтяной промышленности и связанное с ней увеличение населения города и грузовых перевозок заставили акционерное общество дороги расширить здание вокзала пристройкой большого зала ожидания и первоклассного ресторана с фойе.
Немаловажную роль в победе над бичераховской контрреволюцией в 1918 году сыграл Грозненский железнодорожный узел с вокзалом. Он защищался в течении ста дней созданной из рабочих и служащих железнодорожной ротой в 160 человек. Здесь, в депо, был построен броненосец «Борец за власть и свободу трудового народа». Создали дружину и организовали постройку бронепоезда машинист И.М. Зейликович и весовщик станции Н.М. Харьковский. Машинистом паровоза стал В.С.Коростылев. Позже оба были повешены белыми на центральном рынке.
В последние дни августовских боев основная часть вокзала сгорела от обстрела вражеской артиллерией. После гражданской войны и установления в Грозном Советской власти сгоревшее здание вокзала было реставрировано.
Говоря об истории станции Грозный, нельзя не упомянуть о роли грозненских железнодорожников в революционном движении пролетариата. Это, в первую очередь, паровозный машинист С.Ф. Старжинский, секретарь стачечного комитета станции Грозный во Всероссийской декабрьской забастовке железнодорожников 1905 года. Это таксировщик коммунист С.И. Тымчук, организовавший и возглавивший партийную организацию станции, избранный в 1917 году председателем Грозненского горкома РСДРП (б). Нельзя забыть железнодорожников, отдавших свою жизнь в борьбе с контрреволюцией, защищавших Грозненский узел в 1918 году. В сентябрьских боях был убит первый комиссар железнодорожной роты А.Ф. Рязанцев. В особо ожесточенных, кровопролитных боях за вокзал и депо 14 октября сложили головы многие бойцы роты и бронепоезда. Тогда же погибли командир бронепоезда «Борец за власть и свободу трудового народа» В.Ф. Воликов, комиссар поезда Филимонов, а в последние дни боев - бесстрашная дочь чеченского народа сестра милосердия Петимат Арсанова. Им, героям гражданской войны, поставлен обелиск на братской могиле рядом с теперешним Дворцом культуры имени Н.К. Крупской.
Завтрашний день вокзала видится пока в макете. В ближайшие годы, в соответствии с генеральным планом реконструкции Грозного, современное здание станции будет воздвигнуто рядом с нынешним.
Л. Гудаев
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
СЕВАСТОПОЛЬ. Житель Симферополя вымогал деньги под предлогом помощи ВСУ
Команда-финалист лиги "Кавказ" выступит на фестивале КВН в Сочи
АБХАЗИЯ. Путин пригласил президента Абхазии на 80-летие Победы в Москву
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе внесли изменения в правила землепользования и застройки
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе простились с капитаном 1 ранга Валерием Николаевичем Транковским
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе внесли изменения в государственную программу развития образования
СЕВАСТОПОЛЬ. Правительство Севастополя утвердило отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев