ДАЙДЖЕСТ: |
Здесь ежедневно и ежечасно гремят выстрелы, льется кровь, безжалостной рукой войны люди брошены в пекло огня, едва ли не каждую минуту обрывается чья-то жизнь — женщин, детей, стариков, младенцев. В поисках спасения люди бегут из страны, они готовы оставить Отечество, лишь бы сохранить себя, свое потомство, веру, которой они жили…
Знакомая нам, чеченцам, во всех ужасающих подробностях картина, не правда ли?..
Это происходит в Сирии, а до этого происходило в Ливии, Египте, других арабских странах. Для политиков это – «арабская весна», для простых жителей Сирии – горе и страдания.
Брызгами алой крови, миллиардами капель мутных от горя слез расцветшая в странах мусульманского Востока «арабская весна» стала водоразделом понимания человеческих нравственных ценностей, восприятия ислама немусульманами и мусульманами.
Сирия с предельной ясностью обнажила весь клубок моральных, нравственных, идейных и религиозных проблем, сведенных в политические устремления государственных деятелей, экстремистских организаций, а часто и отдельных личностей, которыми движет жажда власти.
И мы просто обязаны разобраться в хитросплетениях большой политики «арабской весны», чтобы раз навсегда решить для себя: осуждаем ли мы это братоубийство или поддерживаем его? Скорбим ли мы по поводу трагедии народов, цинично названной «арабской весной», или равнодушно относим смерть и слезы к необходимой атрибутике очередного фарса?
И в этом нам помогут наши собеседники, не понаслышке знакомые с перипетиями «революций», облеченных в тогу народного движения, подхватываемого аферистами всех мастей и понукаемого шефами социальных сетей, за которыми непременно проглядывает мурло политических экспансионистов, любителей глобального передела мира. Для того, чтобы это мурло увидеть, надо пристально всмотреться в происходящие события.
В данной публикации на наши вопросы отвечают директор Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР Бай-Али Тевсиев, заместитель директора департамента, политолог Абдулла Истамулов, начальник отдела по работе с религиозными и общественными объединениями Министерства по национальной политике, внешним связям, печати и информации ЧР Ислам Сайдаев.
– Бай-Али Шидаевич, почти с самого начала вооруженного сирийского конфликта раздаются голоса о священном джихаде в этой арабской стране. В некоторых кругах даже утверждается, что в Сирии чуть ли не решается судьба ислама. Как к ним относиться, и что говорит по этому поводу священный Коран, что говорят хадисы Пророка (до благословит его Аллах и приветствует)?.
– Боевики и в Сирии, и в других странах, где идет войны, под знаменем ислама убивают других людей и называют себя «шахидами». «Шахид» в переводе с арабского – «свидетель» приверженности исламу. Это мученик за веру, павший в битве с врагами ислама. Но нигде – ни в Коране, ни в хадисах Пророка (до благословит его Аллах и приветствует) – не упоминаются шахиды, убивающие детей, стариков, женщин. Человеческая жизнь священна, и над ней властен только и исключительно Всевышний. Если кто-то идет против этого закона, значит, он – нарушитель закона Аллаха.
– И все же в среде политиков, а с их легкой руки и в умах обывателей прочно утвердились понятия «исламский радикализм», «исламский экстремизм» и тому подобные штампы. Как Вы прокомментировали бы существование этих и других выражений?..
– Клише «исламский радикализм», «исламский экстремизм» вкупе с выражением «исламский фундаментализм» используются только в приложении к исламу, как будто этих проявлений нет в других религиях. Насилие, замешанное на религиозной нетерпимости – проблема не одной России. Экстремизм в открытой форме существует в Ольстере, чистейшей воды радикализм – в Израиле. Но мы не пользуемся выражениями «христианский радикализм» или «христианский экстремизм». Внутригосударственные перевороты и братоубийственные войны на их основе происходят не из-за религиозности, а из-за того, что есть безбожность. Террористы, а скорей всего, стоящие за ними политические силы, хотят диктовать свой вариант развития общества, навязать свои ценности, свою культуру, свое понимание мира и происходящих в нем процессов. В Сирии, где в одну кучу свалены различные по духу и смыслу деятельности религиозные и не религиозные организации, это наглядно проявляется каждый день и каждый час. Послушайте высказывания лидеров так называемых ведущих мировых стран – США, Франции, Германии, Испании, чьи интересы якобы решаются в Сирии, и вы увидите, что идет обыкновенная драка за власть, за господство влияния и установление их собственного взгляда на государственное устройство в Сирии.
– А как же «джихад», ведь молодые люди именно из-за него и скрещивают копья…
– Джихад – это, прежде всего, усердие, священное усилие. Оно может быть и при строительстве дома в тяжелых условиях, и при ведении боевых действий. Люди должны вести борьбу со своими внутренними недостатками, пороками, воспитывая себя внутренне и избавляясь от всего, что Аллах запретил как харам. Очень легко надеть так называемый пояс шахида и сеять смерть и горе по велению того, кто тебе хорошо заплатил. Плата за убийство и пропаганда насилия ничего общего с исламом не имеют. Пусть молодые запомнят это…
В этом же контексте важна, безусловно, и оценка происходящего в Сирии с политологической точки зрения, которой с читателем делится наш следующий собеседник.
– Абдулла Лукманович, очевидно, под прикрытием религиозных лозунгов, в том числе и джихада, в Сирии решается целый комплекс задач по обслуживанию интересов, преследуемых явно и скрытно присутствующими в этом регионе внешними силами. Можем ли мы заглянуть под эту таинственную вуаль околополитических и надполитических устремлений?..
– Вопросы, которые решаются сегодня в Сирии, далеки от чисто экономических интересов какой бы то ни было стороны. Это – не восточный базар. Вашингтон добивается смены режима в Сирии и снятия полномочий с Башара Асада. Но опирается при этом Америка на законы джунглей. Другие участники конфликта, несомненно, также преследуют свои интересы – территориальные, политические, экономические. Первым и едва ли не единственным государственным лидером, осудившим сирийский конфликт и его организаторов, стал президент России Владимир Путин. Он предостерег также от военного решения конфликта в Сирии. Согласно заявлению министра иностранных дел России С. Лаврова, Москва защищает в этом регионе существующее международное право. Ведь если оно будет попрано, уничтожено, мир погрузится в хаос и станет руководствоваться только правом силы. Твердая позиция Москвы по сирийскому конфликту – это главный тормоз американскому произволу на Ближнем Востоке. Об этом надо помнить, когда речь идет об интересах стран – участниц сирийского вооруженного конфликта. Ближний Восток – это территория, которая принадлежит исламу. Здесь, согласно провиденциальным замыслам Аллаха, творится судьба человечества. И Вашингтон, который пытается изменить эту фундаментальную истину, будет погребен под еще страшной лавиной, им же вызванной…
Воздерживаясь от собственных комментариев и суждений, мы предоставляем слово тем, кто может судить о событиях в Сирии с профессиональной точки зрения, притом, опираясь на свой опыт участия в подобных событиях. И с этих позиций, думаю, интересна проекция сирийского конфликта на военные и предвоенные события в Чечне 1990-х начала 2000 годов.
- Ислам Вахаевич, как, на Ваш взгляд, проецируются события в Сирии на те же события в Чеченской Республике 90-х годов. Можно ли говорить о каких-то параллелях в плане движущих сил, целей и задач движения там и здесь, организаторов и участников движения?.. – Нет никакого сомнения в том, что события в Сирии инспирировались третьей стороной или несколькими сторонами при молчаливой, но, во всяком случае, активной поддержке изнутри. Эти события подогревались, в необходимых случаях снабжались финансами, эти события вели к конкретному результату, нужному для третьих сторон или стороны. Поводом для организации подобных событий, как нетрудно заметить, обычно служит социальное неблагополучие, идейные разочарования, политическая разобщенность или религиозные противоречия в том или ином обществе. И всякий раз, заметьте, подобные события базируются на политической неграмотности, недальновидности, неразборчивости населения той или иной страны. В Чечне 90-х годов почти все перечисленные противоречия были налицо в полном составе, их разожгли, население взбудоражили призывами и декларациями, взвинтили обстановку слухами и домыслами, а тут грянул и знаменитый клич первого президента России Б. Ельцина: «Берите суверенитета, сколько сумеете переварить!» А ведь в этом призыве, на который пошел глава государства – или его толкнули на такой шаг извне – содержался призыв к мятежу, возможному и желаемому опять же извне. Советский строй настолько прогнил и дискредитировал себя, что его можно было развалить одним легким толчком. Таким толчком, по мнению организаторов событий, и явился парад суверенитетов, на который толкнули Ельцина организаторы развала мощнейшей ядерной державы по имени Советский Союз.
– Однако возникает вопрос – при чем здесь чеченцы, и почему все началось с нас?..
– Мы, чеченцы, решили пойти дальше, чем умный и осторожный Татарстан. Или так решили за нас. Во всяком случае, почва для противостояния России и Чечни была активно взрыхлена «доброжелателями» чеченского народа, она созрела, набухла, образовался злокачественный нарыв, который непременно должен был лопнуть, извергая кровь, смрад, гибель и страдания. И он лопнул. Остальное мы знаем. В республику стали стекаться якобы представители различных исламских группировок, авантюристы, искатели приключений, денег и даже преступники.
То же самое было и в Сирии. Едва ли не главенствующую роль взяли на себя «Ихвани муслимини» («Братья-мусульмане»), за ними последовали вначале жидковатые, а затем и массовые выступления жителей, пролилась первая кровь, желанная для организаторов, а там пошла и цепная реакция. Однако решать какие-либо глобальные задачи они не могут. Они могут расчистить путь для тех, кто вскоре сместит их и установит тот порядок, который и замышлялся с самого начала. Как, например, в Египте их сместили, и военные взяли власть в свои руки. А перед всем миром мусульмане предстают этакими религиозными извергами, экстремистами, кровожадными радикалами. Однако настоящие цели и задачи движения известны лишь узкому кругу лиц, организующих парады суверенитетов или беспорядки. Широкие же массы, вовлеченные в них, видят лишь то, что показывает фокусник из рукава. Согласен, лидеры движения могут и не отдавать себе отчет в том, к каким последствиям может привести и ведет их якобы патриотическая приверженность идеалам свободы, независимости. Но, вовлекая в этот бурный военно-политический водоворот тысячи людей, соотечественников и соплеменников, они должны осознавать и последствия своих действий. Предлагая миллионам пациентов новое лекарство, врач обязан предусмотреть его последствия. Не так ли?..
Ислам Сайдаев рассказал о позиции и заявлении доктора Салиха-ас-Саудина, профессора университета в Саудовской Аравии, который обвинил «Братьев-мусульман» в работе на западные спецслужбы и в стремлении развалить Саудовскую Аравию. Он открыто сказал о том, что они являются частью большого, хорошо организованного заговора против арабского мира.
Все, кто оправдывает действия сирийской оппозиции, боевиков, действующих в угоду и в интересах внешних для Сирии сил, тем самым в какой-то мере содействует продолжению трагедии в Сирии, превратившейся, если говорить искренне, в военно-политический фарс…
В Сирии ежедневно гремят выстрелы, льется кровь, едва ли не каждую минуту обрывается чья-то жизнь – женщин, детей, стариков. В поисках спасения люди бегут из страны, они готовы оставить Отечество, лишь бы сохранить свою жизнь и жизнь своих детей…
Абдула Катаев №193 (2126) 9 октября 2013г.
ЧЕЧНЯ. В Толстой-Юрте прошли мастер-классы для нового IT-клуба
СЕВАСТОПОЛЬ. В семи учреждениях СПО Севастополя прошел День открытых дверей
Прокуратура Азербайджана не позволила международному адвокату Рубена Варданяна посетить Баку
На следующий год впервые поеду в Армению, поближе познакомиться с культурой моих предков
В Госдуме РФ заявили об увеличеним с 1 февраля 2025 года маткапитала до миллиона рублей
Покорение арктической сцены Степанакертским русским драматическим театром
В Москве 29 ноября состоится II Общественный форум «Россия-Армения»
Каков уровень владения английским языком в Армении, Грузии и Азербайджане? Составлен рейтинг