ДАЙДЖЕСТ: |
Днем основания Национального музея Чеченской Республики является 7 ноября 1924 года. В этот день отделом народного образования Грозного был открыт окружной музей по истории культуры и религии. Музей располагался в одной из школ, занимая 2 комнаты. В газете «Грозненский рабочий» от 13 декабря 1924 г. была опубликована заметка: «Окружной музей. Ему надо уделить больше внимания». Из содержания заметки видно, что сотрудники окружного музея намерены придать ему, кроме общекультурного направления, еще и краеведческое. В музей перевозятся из разных учреждений коллекции предметов, предоставляющих культурную ценность. В феврале 1925 г. в окружном музее открылся отдел нумизматики. В музей собирались и подбирались экспонаты по истории революционной борьбы в Грозном, по истории материальной культуре Чечни, религии. Намечалось открыть при музее отдел нефтяной промышленности. Одновременно музей приступил к работе по организации при нем общества по изучению краеведения. Работа по созданию музея проводилась с помощью местного коллекционера, страстного филателиста Бориса Скалиотти, который и стал первым его заведующим.
В 30-е годы Чеченский музей из обычного хранилища материальных памятников превратился в научно-исследовательское учреждение.
В 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, а в 1936–м году она была преобразована в автономную республику. С этого времени бывший Чеченский музей получил статус Чечено-Ингушского краеведческого музея.
В годы Великой отечественной войны музей не прекращает свою работу. В феврале 1944г. чеченцы и ингуши вынужденно покидая Родину, оставляют свои жилища с традиционным интерьером и предметами быта, реликвии, связывавшие многие поколения людей, изделия художественного промысла и ювелирного искусства и мн.др. Многие предметы из этих ценностей навсегда потеряны для Чечни. В эти и последующие годы, вплоть до середины 50-х годов, музей существовал как Грозненский областной музей краеведения. Его фонды состояли из 3356 экспонатов.
После восстановления ЧИАССР (1957г.) музей принимал участие во Всесоюзных смотрах-конкурсах, в музее совершенствовались экспозиции отражавшие успехи Чечено-Ингушетии в области экономики, образования и культуры, тем самым способствовавшие реализации его просветительской, воспитательной и пропагандистской деятельности.
В 1967 г. музей был удостоен диплома Министерства культуры СССР.
В 1973 г. музей был награжден дипломом II степени Министерством культуры РСФСР и др.
К 90-м годам Чеченский государственный объединенный музей был одним из крупнейших на Северном Кавказе и насчитывал в своих фондах около 230 тысяч единиц хранения, а Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П. З. Захарова – около 4 тысяч единиц.
К 1994 году на территории ЧР функционировали два региональных музея: 1.Чеченский объединенный музей (краеведческий музей) с филиалами: Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева в с.Надтеречное Надтеречного района, Литературно-этнографический музей Л. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района, Историко-мемориальный музей А. Шерипова в с.Шатой Шатойского района 2.Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. академика П. З. Захарова (основанный в 1961г), в структуре которого имелись филиалы: выставочный зал и студия-школа изобразительных искусств
К началу войны 1994-1996г музеи Чечни достигли наивысшего расцвета, приобрели новое здание, обширные музейные площади, позволявшие экспонировать многие музейные раритеты, лежавшие в фондах невостребованными по идеологическим, политическим и другим конъюнктурным соображениям.
Проблема охраны культурных ценностей, особенно в период войны, давно волнует человечество. Еще более чем два тысячелетия назад греческий летописец Полибий писал: «Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов».
Символично, что именно по инициативе России в 1874 году на конференции в Брюсселе, была принята декларация по правам войны. В ст. 28 этой декларации в вопросе об учреждениях и памятниках историко-культурного значения отмечалось: «всякий захват, а также умышленное разрушение или повреждение подобных учреждений, памятников, художественных и научных произведений, преследуются подлежащее властью. В этой декларации впервые в международно-правовой практике предусматривалась определенная ответственность за причинение вреда культурным ценностям. Декларация не была ратифицирована, тем не менее, она внесла свою лепту в развитие международных принципов и норм о законах и обычаях войны.
В последующем были приняты и другие важные документы, содержащие международные нормы и требования по охране культурных ценностей. Однако во время первой и второй мировой войн воюющие стороны продолжали варварски уничтожать памятники истории и культуры. В период второй мировой войны фашисты на временно оккупированной территории СССР разгромили, осквернили, сожгли, памятники культуры, зачастую используя их для отопления помещений.
После губительных последствий второй мировой войны, приведших к колоссальному ущербу историко-культурному наследию, ЮНЕСКО – международной межправительственной организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры, принят ряд важных документов в области охраны культурных ценностей. Членами ЮНЕСКО являются около 150 государств, в том числе и Российская Федерация.
В Декларации принципов культурного международного сотрудничества, принятой на 14 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 года, в ст. 1 отмечалось: «Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять». Особую важность в современном мире приобретает Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный 14 мая 1954 года. В преамбуле этой конвенции признавалось, «что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества», а государства, участницы конвенции брали на себя обязательство принять «все возможные меры для защиты культурных ценностей».
Военные действия, проходившие на территории республики, имели губительные последствия для историко-культурного наследия чеченского народа, музейной сети и музейного дела в целом в республике. Практически уничтожена материально-техническая база музеев, разграблены и утрачены музейные фонды – бесценные памятники истории и культуры ЧР, стерты с лица земли здания национального музея и историко-мемориального музея А. Шерипова.
В связи с возникшей необходимостью консолидации сохранившихся музейных фондов и в целях проведения единой музейной политики в республике, ранее существовавшие Чеченский государственный областной музей и Чеченский республиканский музей изобразительного искусства им. академика П. Захарова были объединены в октябре 1996г. в единый Национальный музей Чеченской Республики.
В результате сотрудничества Министерства культуры ЧР, Третьяковской галереи и Национального музея ЧР в 2004 г. в Грозном проведены две выставки с участием генерального директора Третьяковской галереи В. А. Родионовым. Впервые в истории музейного дела республики в Грозном провел свое выездное заседание по гранту ЮНЕСКО Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ РФ) во главе с его президентом В. Б. Ремизовым и с участием ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при Министерстве иностранных дел РФ Г. Э. Орджоникидзе. Делегация ИКОМ РФ изучила состояние музейной сети республики и взяла на себя обязательство по обеспечению Национального музея ЧР оборудованием, необходимым для открытия и функционирования сайта в Интернете. «Национальный музей ЧР» с целью выхода в мировое информационное, культурное пространство, просил Российский комитет Международного совета музеев ходатайствовать перед европейским отделением ЮНЕСКО об обращении к музеям мира с просьбой о выделении на восстановление Национального музея ЧР денежных средств, вырученных от однодневного посещения их гражданами.
Национальный музей ЧР – государственное хранилище памятников истории и культуры, научно-исследовательское, научно-просветительное учреждение по исследованию, пропаганде историко-культурного наследия народа Чеченской Республики, по воспитанию гражданственности, художественных, эстетических вкусов, общечеловеческих ценностей на основе историко-культурного наследия народа и задача его восстановления должна стать одной из приоритетных в программе восстановления социально-экономической сферы республики.
Отрадно отметить, что в этом вопросе наметились существенные сдвиги. К маю месяцу 2007 года, на средства Регионального общественного фонда им. А. А. Кадырова практически восстановлены музейные площади и их торжественное открытие состоялось 18 мая в Международный день музеев. Восстановление музейных площадей позволило Национальному музею ЧР активизировать экспозиционно-выставочную деятельность, укреплять межрегиональные и международные связи.
Руководство республики, Министерство культуры ЧР относят к числу приоритетов восстановление Национального музея ЧР, как одного из важнейших средств воспитания национального самосознания.
На период с 2008 по 2011 запланировано строительство нового республиканского музейного комплекса, что создаст условия для эффективной работы по комплектованию музейных фондов, экспозиционной и выставочной деятельности, научному исследованию и популяризации национальной истории и культуры.
Одним из ярких событий в жизни музея явилось его посещение 19 мая 2008 г. президентом Чеченской Республики Р. А. Кадыровым, который ознакомился с экспозициями музея и вынес от этого массу впечатлений. Он заверил музейщиков и общественность в том, что он придает важное значение сохранению и популяризации исторического и культурного наследия народа Чеченской Республики и потому полон решимости всячески помогать в восстановлении и развитии Национального музея ЧР.
Президент Чеченской Республики, Министерство культуры ЧР патронируют вопрос улучшения материально-технической базы Национального музея ЧР. По личному указанию президента Чеченской Республики Р. А. Кадырова на средства из Президентского фонда с начала 2009 г. заново с нулевой отметки отстроено основное здание Литературно-этнографического музея Л. Н. Толстого, реставрированы уже имевшиеся и возведены новые этнографические типологические постройки. Одновременно завершены ремонтно-реставрационные работы на старинном доме-особняке Литературного музея М. Ю. Лермонтова, облагорожена и декорирована территория музея. Названные музеи стали, без преувеличения, лучшими объектами культуры на территории Шелковского района.
По Федеральной целевой программе начато строительство в центре г. Грозного нового здания Национального музея ЧР, которое строится по индивидуальному проекту в национальных архитектурных формах, но с соблюдением всех норм здания музейного назначения.
Одно из основных направлений деятельности Национального музея ЧР – комплектование музейных фондов. За поствоенный период музейные фонды увеличились на более 4 тыс. ед. хранения.
Музейное сознание является частью культурного сознания общества в целом, и чем выше уровень культуры в обществе, тем выше и музейное сознание. Почти 200 лет тому назад емко выразился о значении музея Бестужев-Рюмин, писавший: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музей одно из самых могущественных средств воспитания народного самосознания».
В. А. Асталов, генеральный директор Национального музея ЧР, к.и.н., доцент ЧГУ, Заслуженный работник культуры ЧР.
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы
ГРУЗИЯ. Fabrika в Тбилиси: как заброшенный завод превратился в арт-объект?
ГРУЗИЯ. Кобахидзе: обновлять правительство Грузии не планируется