КРЫМ. Фактический материал, изложенный в учебном пособии «История Крыма для 10-х классов», объективен и исторически достоверен, а негативная реакция по поводу данного издания вызвана эмоциями. Об этом заявил заместитель председателя Экспертно-аналитического совета при Совете министров Крыма, заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук, являющийся одним из соавторов учебного пособия.
Ранее Совет крымских татар обратился к главе Республики Крым Сергею Аксенову с просьбой изъять из всех школьных и публичных библиотек учебное пособие «История Крыма для 10-х классов». Как утверждают авторы документа, крымские татары в учебном пособии представлены как коллаборанты, активно сотрудничающие с германскими оккупационными войсками. Депутат Госдумы РФ от Крыма Руслан Бальбек заявил, что учебное пособие будет подвергнуто ряду экспертиз, в том числе культурологической и лингвистической. По словам парламентария, данному факту будет дана правовая и политическая оценка.
«Безусловно, тема Великой Отечественной войны в Крыму всегда была очень острой. Но обойти тему коллаборационизма, совсем ее замолчать просто невозможно. Фактологическая база учебного пособия выдержана профессионально и соответствует всем имеющимся на данный момент данным историографии. Полагаем, что мы выдержали все рамки профессиональной исторической этики», – сказал Форманчук.
Историк подчеркнул, что авторы издания не обвиняют какой-либо отдельный народ в коллаборационизме в годы ВОВ, поскольку на службе оккупационного нацистского режима находились отдельные представители многих национальностей, проживающих в Крыму. «К сожалению, часть крымских татар очень болезненно реагирует на эту тему. Но авторы не обвиняют крымско-татарский народ. Коллаборационизм был присущ отдельным представителям многих народов, в том числе и русского, армянского, болгарского и других», – отметил он.
Форманчук подчеркнул, что при анализе исторических событий необходимо руководствоваться фактами, а не эмоциями.
«У меня вызывает удивление требования провести расследование, изъять это учебное пособие, принести извинения. Кто и кому должен приносить извинения? Это просто эмоции, которые захлестывают разум. Если руководствоваться здравым смыслом, можно найти здесь взаимопонимание, вести дискуссию. Было бы хорошо подготовить отдельный труд по теме коллаборационизма в Крыму, с привлечением крымско-татарских историков, других специалистов, и окончательно расставить все точки над "i" в этом вопросе. Но это нужно делать на принципах добровольности и неконфронтации", – заключил эксперт.