ДАЙДЖЕСТ: |
- Близится к окончанию процесс создания учебного пособия по истории стран СНГ. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Какие трудности были?
- Вы хорошо сказали ”близится к окончанию”. События в Казахстане, которые произошли на прошлой неделе, требуют продолжения этой работы. (Имеется в виду отставка первого президента республики Нурсултана Назарбаева, - прим. ред.) Постсоветскому пространству как участнику международной политики еще мало лет, хотя история народов, живущих на этой территории, насчитывает тысячелетия. Все постсоветские республики бурно развиваются, поэтому нам, создателям учебника, будет трудно остановиться.
Мы уже достаточно давно читаем на истфаке МГУ курс истории стран ближнего зарубежья, а в РГГУ - курс истории постсоветского зарубежья, причем не только историкам, но и международникам. У нас уже накоплен материал. Когда мы планировали это пособие, понимали, что оно должно состоять хотя бы из двух частей: должны быть главы, касающиеся отдельных стран, а также главы, касающиеся процессов, протекающих на всем пространстве. Из второго раздела мы выбрали пока два ключевых момента.
Первый раздел посвящен интеграционным процессам на пространстве бывшего СССР. Речь идет как об интеграционных процессах внутри самого пространства, так и о тех, в которых участвуют отдельные страны или группы стран. Эти интеграционные объединения шире, чем постсоветское пространство. Причем даже те объединения, которые в какой-то степени замышлялись как противодействие части постсоветского пространства, тоже не надо забывать. Клубок этих организаций, их становление, развитие, тенденции мы и рассматриваем это в разделе. Второй раздел посвящен экономическому взаимодействию стран между собой.
Кроме того, мы хотим подготовить главы обо всех странах постсоветского пространства. У них совершенно разная судьба, они представляют разные цивилизационные модели, имеют разные истории вхождения в отдельные империи, в отдельные государства. Почему они вообще могут рассматриваться как какая-то общность? Потому что они все на определенных этапах входили в единое государственное образование - это или Российская империя, или СССР. Благодаря этому они имеют общее прошлое, что позволяет нам рассматривать эти государства в комплексе.
- Кто работает над учебным пособием?
- Авторами являются, прежде всего, сотрудники кафедры истории стран ближнего зарубежья истфака МГУ и сотрудники Института постсоветских исследований нашего университета, РГГУ. Мы работаем достаточно долго и упорно. Сейчас я стал перечитывать учебное пособие, и понял, что оно нуждается в дополнениях. Сложность работы состоит также в том, что нет аналогов, с которыми можно было бы сравнить его. Возможно, когда-нибудь оно превратится в учебник, но уже в другом составе, в другом качестве. А пока это пособие, которое будет полезным и студентам, и тем, кто занимается этими проблемами в научном плане.
- Есть какие-то временные рамки?
- История стран с древнейших времен до наших дней. Мы хотим показать и культурные достижения народов, и географические факторы, и такие сюжеты как диаспоры, внешняя политика, внутренняя политика. Понятно, что нельзя охватить необъятное. Мы знаем примеры многотомников по каждой стране, но это почти энциклопедии. Конечно, очень сложный вопрос, что включать, а что не включат в пособие, поскольку материала гораздо больше, чем мы можем себе позволить включить в него.
-По вашему мнению, какое значение для исторической науки имеет выход пособия?
- Не мне судить о значении. Мы выполняем задачу, которую обязаны выполнить, поскольку курс уже читается. Пособие пригодится и преподавателям для подготовки лекций, и студентам для подготовки к экзаменам. Мы хотели создать базу, с которой можно было бы начинать движение. Понятно, что процесс этим не закончится, он только начинается. Наша сфера не имеет длительного классического периода исследования, она молода, как и сам объект. Практически до нулевых годов такой проблематики вообще не существовало, как и кадров, которые могли бы этим заниматься. А сейчас уже есть десятки кандидатов наук, есть доктора наук, которые по этой теме защитили диссертации. Так что этот процесс идет по нарастающей. Тем не менее практически любая тема – казахстановедение, азербайджановедение, украинистика, белорусоведение - не является направлением, в котором все решено и все исследовано.
- Если говорить о российском обществе, насколько сегодня тема СНГ востребована?
- Ее значение возрастает. Во-первых, мы все больше понимаем, что в многополярном мире значение определяется не размером страны, не только экономическими показателями или достижениями в науке или культуре, но и тем местом, и тем географическим положением, в котором та или иная страна развивается. Во-вторых, все большее значение имеют взаимоотношения с соседями. Географию изменить нельзя. Можно, конечно, поругаться с соседями, но это ни к чему хорошему не приведет. Соседей поменять нельзя, в истории так не бывает. Мне кажется, общество все больше понимает значение плодотворных взаимовыгодных отношений России с ее соседями: и для формирования рынков, и для формирования рабочей силы, и для формирования культурных обменов с учетом общего прошлого, которое все равно проявляется в настоящем и будет проявляется в будущем. Мы обречены, в хорошем смысле слова, все большее уделять внимания соседям и тем, с кем имеем общее прошлое. Все в мире взаимосвязано, все страны, все народы, но связи с соседями особенно важны.
КРАСНОДАР. Один из районов Кубани подвергся массовой атаке БПЛА
АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку осудили отказ Франции участвовать в COP29
КРАСНОДАР. На Кубани увеличили срок заключения блогеру-сыроеду Лютому
С. ОСЕТИЯ. Старшеклассников Северной Осетии начнут бесплатно готовить к ЕГЭ в специальных центрах
КРАСНОДАР. Суд вынес решение о домашнем аресте жены экс-мэра Сочи
АЗЕРБАЙДЖАН. УЕФА разрешил Азербайджану продать лишь 40% билетов на матч с Эстонией