ДАЙДЖЕСТ: |
Россия, Иран и Индия заложили основу проекта в 2000-2002 годах. Впоследствии к проекту присоединились Армения, Азербайджан, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Болгария. Благодаря присоединению стран Кавказа, Южной Европы, Западной Азии и Центральной Азии к МТК, Север-Юг можно рассматривать как одну из самых важных инициатив в транспортной сфере Евразии.
Север-Юг не конкурирует с китайской инициативой "Один пояс - один путь". За исключением Индии, все страны, участвующие в МТК, уже вовлечены в китайскую инициативу. У них также гораздо более прочные торговые связи с Китаем, чем с Индией. Север-Юг был задуман задолго до того, как Си Цзиньпин стал председателем КНР в 2012 году. Придя к власти, он запустил "Один пояс – один путь" (в 2013 году), а затем расширил его, и теперь в проекте участвуют более 65 стран.
Введенный в эксплуатацию в январе 2018 года - благодаря новой железнодорожной секции в Иране, заполняющей существовавшие пробелы - Север-Юг может соединить Южную и Западную Азию с Кавказом, Южной Европой и Центральной Азией, а также с Персидским заливом и индийской железнодорожной сетью. Это позволит сократить время и стоимость транспортировки грузов. Поскольку маршрут МТК проложен с севера на юг через Евразию, он может дополнить "Один пояс - один путь", проходящий с востока на запад.
6 марта 2019 года в Тегеране прошли переговоры иранских представителей с Индией, Россией, Турцией, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Омана, Киргизии, Казахстана и Сирии для координации работы в рамках МТК Север-Юг. Все эти страны расположены вдоль маршрута коридора. 16-километровый железнодорожный участок, связывающий два иранских города Казвин и Рашт, был запущен президентом ИРИ Хасаном Рухани. Линия Казвин-Рашт заполняет пробелы в МТК.
МТК Север-Юг представляет собой сеть судовых, железнодорожных и автомобильных маршрутов длиной 7200 км для перевозки грузов между Индией, Ираном, Афганистаном, Арменией, Азербайджаном, Россией, Центральной Азией и Европой. Вовлеченные страны надеются, что коридор расширит торговые связи между такими крупными городами, как Мумбаи, Москва, Тегеран, Баку, Бендер-Аббас и Астрахань. Эта транзитная сеть позволит обходить Суэцкий канал на пути в Европу и может стать основой для расширения российского влияния в Центральной и Южной Азии. Коридор является кратчайшим транспортным маршрутом, связывающим Индийский океан и Персидский залив с Россией и Европой через Иран. Коридор поможет снизить затраты на поставку товаров из Индии в Россию и Европу через Иран. Одновременно станет альтернативным маршрутом, соединяющим страны Центральной Азии и Южного Кавказа.
Центральным звеном Север-Юга будет железнодорожная линия из России в Иран через Азербайджан. Торжественное открытие МТК в январе 2018 года было ознаменовано первой отправкой груза из Индии в Россию через иранский порт Бендер-Аббас, не являющийся глубоководным портом. Иранский порт Чабахар, который в настоящий момент развивают при поддержке Индии, сможет принимать очень большие и сильно загруженные суда.
Россия особенно заинтересована в развитии коридора. Находясь под экономическими санкциями Запада, введенными в 2014 году, Москва сможет улучшить экономическую ситуацию, развивая торговые связи с прикаспийскими государствами. 12 августа 2018 года лидеры Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Все эти государства являются участниками МТК Север-Юг, а каспийское соглашение связывает их интересы на Каспии с коридором.
5 февраля 2019 года Индия и Россия подписали Меморандум о взаимопонимании по МТК. Обе страны заинтересованы в ускорении реализации проекта для расширения связей с другими районами через Иран. Индия также надеется получить определенное преимущество в Центральной Азии и в регионе Индийского океана перед своим главным конкурентом - Китаем.
Тем временем Индия и Иран рассматривают возможность присоединения к европейской сети через Центральную Азию. Развитие Индией иранского порта Чабахар знаменует собой один из наиболее важных проектов в Евразии. Чабахар представляет интерес не только для Индии, которая хочет использовать его для преодоления транзитного барьера в Пакистане и для поставки продовольствия в пострадавший от войны Афганистан. Прикаспийские и центральноазиатские страны также проявляют большой интерес к Чабахару, поскольку он может открыть для них новые торговые возможности. Фактически, Чабахар мог бы стать отправной точкой МТК Север-Юг.
Для Ирана, который хочет построить несколько торговых коридоров, Север-Юг служит кратчайшим путем в Европу и Турцию. В настоящее время коридор не находится в непосредственной близости от региональных конфликтов, таких как армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт. Поскольку МТК проходит через Россию, Иран сможет легко перевозить грузы на рынки Западной Европы через Центральную Азию. Иран уже строит железнодорожный коридор с Россией и Азербайджаном. Север-Юг мог бы помочь Ирану и Азербайджану стать региональными транзитными и торговыми центрами.
Отчасти из-за своего геополитического положения, отчасти из-за порта Чабахар, Иран может стать крупнейшим игроком в МТК Север-Юг. Одна из причин заключается в том, что Индия и Афганистан также выиграют от Коридора из-за их хороших связей с Ираном. Чабахар - это надежные ворота в Афганистан и Центральную Азию для Индии. Чабахар и Север-Юг могут помочь Индии увеличить объем торговли с Центральной Азией, который в настоящий момент составляет $11,9 млрд. МТК также будет способствовать увеличению индийского импорта полезных ископаемых, металлов, нефти и газа из стран Центральной Азии для стимулирования экономики.
Индийский железнодорожный проект, связывающий Чабахар с Захеданом на иранской границе, будет продлен до Заранджа в Афганистане. МТК откроет Индии доступ к богатому ресурсам и не имеющему выходу к морю Афганистану и государствам Центральной Азии.
Афганистан граничит с Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном, но проблемы с поставками привели к снижению объемов торговли между этими странами. Новые железнодорожные линии позволят Афганистану стать мостом между Центральной Азией и мировыми рынками. Железнодорожное сообщение Афганистана с Чабахаром станет огромным прорывом в евразийском железнодорожном сообщении. Это даст толчок экономическому прогрессу и политической стабильности региона.
Север-Юг столкнулся рядом проблем. Многие вовлеченные страны не имеют общих границ. Даже те, кто стоял у истоков проекта - Россия, Индия и Иран - не являются соседями. Этот факт сам по себе затрудняет строительство коридора. Также между участниками есть разногласия по поводу того, как его развивать. Тот факт, что все больше стран присоединяются к проекту, только усугубляет эти две проблемы. Коридор не был полностью запущен из-за международных санкций против ядерной программы Ирана.
Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Индия и Оман подписали Ашхабадское соглашение о создании международного транспортного и транзитного коридора, который мог бы облегчить перевозки грузов между Центральной Азией и Персидским заливом.
Чабахар и МТК открыли много возможностей для стран Евразии. Если все ожидания будут оправданы, Север-Юг может полностью изменить ситуацию в Южной, Западной, Центральной Азии и Европе.
ИНГУШЕТИЯ. Работающих в Запорожской области специалистов поощрили в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Боксер из Ингушетии - в финале Всероссийских соревнований
ИНГУШЕТИЯ. В населенных пунктах Ингушетии улучшают качество электроснабжения
ГРУЗИЯ. Драка в ЦИК Грузии - подведение итогов выборов стартовало в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Илия II поздравил "Грузинскую мечту" с победой на выборах
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет