ЧЕЧНЯ. И. П. Рыбкин, будучи секретарем Совета Безопасности РФ, отмечал, что "к концу войны было 56 Героев Советского Союза. Это только среди тех, кто говорил: "я - чеченец, я - ингуш".1.Например, И. П. Рыбкин, будучи секретарем Совета Безопасности РФ, отмечал, что "к концу войны было 56 Героев Советского Союза. Это только среди тех, кто говорил: "я - чеченец, я - ингуш". Но были и чеченцы, которые, чтобы получить высокое звание Героя, называли совсем другую национальность".
В последующие годы, с учетом принятых в 1943–1944 гг. политических решений о судьбах ряда народов Северного Кавказа, стало вдруг "немодным" и даже опасным вслух говорить о тех страницах истории войны, в которых горские народы представали активными участниками антигитлеровского сопротивления.
2. На встрече с участниками форума «Россия на рубеже веков: надежды и реалии» президент страны Владимир Путин сказал: – Не многие знают, что примерно одна треть защитников Брестской крепости состояла из чеченцев. – Это признание стало откровением не только для отечественных журналистов, но и для иностранных гостей, принимавших участие в работе форума. Исторический факт – в октябре 1939 года и в феврале 1940 года более 300 юношей из Чечено-Ингушетии были призваны в Красную Армию и направлены в распоряжение командиров стрелковых полков, входивших в гарнизон Брестской крепости..
3.Известно, что в советские времена сам факт участия чеченцев в военных действиях упорно замалчивался, соответственно никак он не был отражен и в официальных документах. Уже после войны чеченский писатель Халид Ошаев занялся освещением этой темы. Так, в книге «Брест — орешек огненный» опираясь на воспоминания выживших защитников крепости, он установил число чеченцев, принимавших участие в героической обороне – 275 человек.
4.Журналист «Новых известий» Саид Бицоев в статье «Убиты и забыты» писал, что Брестскую крепость обороняли сотни уроженцев Чечни, имена которых преданы забвению, так как большая часть архивов и личные документы красноармейцев сгорели во время пожара, который полыхал над развалинами больше месяца. Среди сохранившихся полуистлевших и выцветших бумаг, по словам журналиста, удалось обнаружить имена 188 уроженцев Чечни. Одна из старейших сотрудниц мемориального комплекса «Брестская крепость» рассказывала, что «в самые тяжелые минуты, оставшись без пищи, боеприпасов и надежды на спасение, чеченцы устраивали в глухих подземных казематах зажигательный танец лезгинку, поднимая дух остальных бойцов».
5.Академик Академии наук Чеченской республики Явус Ахмадов, опираясь на свои источники, пишет, что первыми на себя удар немецкой армии в числе других воинов приняли 230 чеченцев, находившихся в Брестской крепости.
6.Руководитель пресс-службы президента ЧР Сайд-Магомед Исараев сообщил корреспонденту Агентства национальных новостей еще более высокую цифру: «В героической обороне Брестской крепости, ставшей символом стойкости и мужества, принимали участие больше 300 чеченцев и ингушей».
7.Журналист Тимур Алиев в статье «Чеченские герои советской войны» пишет, что «почти 400 чеченцев и ингушей участвовали в героической обороне Брестской крепости». Именно такую цифру чеченцев – защитников Брестской крепости по данным аналитического исследования Министерства ЧР по национальной политике, печати и информации назвало более 61% респондентов – жителей Чечни.