В преддверии Дня Победы энтузиасты из села Калининаул Казбековского района Республики Дагестан решили увековечить память своих односельчан – участников ВОВ, установив их фамилии на гранитных плитах на обелиске славы, воздвигнутом в центре села.
Село Калининаул до высылки чеченцев в 1944 году называлось Юрт-Аух и входило в ликвидированный в том же году Ауховский район Дагестана. Впоследствии оно вместе еще с двумя селениями - Акташ-Аух и Бурсун - было передано Казбековскому району и заселено аварцами из близлежащих хуторов. Чеченцам, выходцам из села, с 1957 года гласно и негласно препятствуют в возвращении к родным очагам, поэтому они составляют в селе значительное меньшинство. Согласно решению 3-съезда депутатов Народного Собрания Дагестана от 1991 года, принятого на основе ФЗ «О реабилитации репрессированных народов», село подлежит восстановлению в составе Ауховского района с возвращением ему своего исторического названия Юрт-Аух при гарантированном соблюдении законных интересов всех лиц, проживающих в нем, независимо от национальной принадлежности.
Фамилии участников войны были тщательно сверены с данными военкомата и архивными материалами. Вопрос о занесении их был согласован с главами сельской и районной администраций. Надо с благодарностью заметить: они с пониманием отнеслись к этому, более того сельская администрация взяла на себя все расходы, связанные с этой процедурой. 9 Мая общественность села совместно с сельскими и районными представителями власти приняла участие в торжественных праздничных мероприятиях.
Но вот уже на второй день националистически настроенные авторитеты аварской части населения начали будоражить жителей села, возбуждая националистические чувства и провоцируя молодежь на противоправные действия. Они стали открыто призывать к демонтажу обелиска под разными надуманными предлогами.
Вот уже несколько дней они упорно шантажирует главу сельской администрации и районные органы, требуя от них демонтажа обелиска, угрожая в противном случае прибегнуть к массовым акциям неповиновения.
Похоже, власть не готова привлечь провокаторов к ответственности и, скорее всего, пойдет на их уговоры, поощряя их тем самым и дальше осуществлять свои националистические устремления.
Россия очень болезненно воспринимает действия по демонтажу памятников советским воинам в зарубежных странах, принимая это за осквернение памяти ее граждан, отдавших свои жизни за освобождение мира от фашистской чумы, и акт вандализма. А как быть, когда в собственной стране активизируются силы, разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь, готовые ради достижения своих узкокорыстных целей разжечь пожар в стране?