ЧЕЧНЯ. В США играет чеченец с паспортом Франции. Его история очень неординарна. ... Рассказ 22-летнего полузащитника американского клуба "Своуп Парк Рейнджерс" Рассамбека Ахматова.
Знакомьтесь:
Рассамбек Ахматов Гражданство: Россия/Франция Клуб: "Своуп Парк Рейнджерс" (США) Амплуа: центральный полузащитник Дата рождения: 31.05.1996 Место рождения: Ачхой-Мартан, Чеченская республика Рост: 170 Вес: 68 Любимый игрок: Лука Модрич
Рассказ 22-летнего полузащитника американского клуба "Своуп Парк Рейнджерс" Рассамбека Ахматова от первого лица.
Когда я договаривался с Рассамбеком об интервью, он сразу извинился за свой русский и попросил вести беседу на английском. По ходу общения Ахматов периодически переходил на русский язык (в тексте эти слова выделены транслитом), но почти сразу возвращался обратно, когда понимал, что не может выразить мысль. При этом английский у хавбека тоже неидеальный: еще два года назад он боялся на нем даже давать интервью и изъяснялся исключительно на французском – этот язык Рассамбек знает настолько хорошо, что иногда учит словам англоговорящего канадца из команды. "Вообще в семье мы говорим на чеченском", – с явным кавказско-французским акцентом добавляет Ахматов.
Рожденный во время войны
Рассамбек родился в Чеченской республике в 1996 году в разгар первой чеченской войны. Место рождения будущего футболиста – село Ачхой-Мартан недалеко от Грозного, которое тоже пострадало во время боевых действий. Сам Ахматов говорит, что плохо помнит ужасы 1990-х, а в семье не принято поднимать эту тему. "Все, о чем думали родители в то время – это светлое и безопасное будущее для меня и моей младшей сестры, – говорит Рассамбек. – Папа работал водителем, мама продавцом на… Как это по-русски? Bazar! И они не решились бы на эмиграцию, если бы не война. В 2003-м, когда мне было семь, вся семья улетела во Францию подальше от боевых действий. Причем сначала Париж должен был стать для нас транзитным пунктом – мы готовились к эмиграции в Норвегию. Но решили остаться там".
Чеченская диаспора во Франции велика: ее численность достигает 30 тысяч человек. Большинство уехало на Запад на стыке веков, когда на Кавказе гремели войны. Семья Ахматовых – в их числе. Рассамбек вспоминает: "Первое время мы жили под Парижем, а затем государство дало нам квартиру в Шатору – 200 километров от столицы. Там наша семья пробыла пару лет, а в 2006-м мы отправились в окрестности Страсбурга. Почему? Просто в тот год из других стран в Эльзас переехали и наши друзья".
Из борцов в футболисты
Правительство Франции предоставляло мигрантам жилье и пособие, но при этом многие из них не могли найти работу – из-за нежелания и высокой конкуренции на рынке труда. Однако отцу Рассамбека повезло – он устроился в аварийно-ремонтную службу, а мать стала домохозяйкой и сидела с детьми. "Я пошел в школу, но поначалу было трудно, – продолжает футболист. – Языка я не знал и начал изучать его только во Франции. Но со временем освоился, сейчас уже свободно владею французским. Вообще в школе я учился хорошо – и по matematika, и по istoriya у меня высокие оценки. Я даже защитил диплом на тему мирового потребления энергии (во Франции такие правила – к концу учебы необходимо написать дипломную работу). Но футбол быстро занял первое место".
Папа Рассамбека был борцом, пусть и непрофессиональным. Сам мальчик еще в Чечне начал заниматься единоборствами, не бросал увлечение и во Франции. Но футбол гораздо популярнее, о чем свидетельствует рассказ Ахматова: "Под Страсбургом во дворе у нас находилось небольшое поле, и я часто выходил на улицу поиграть с мячом с соседскими мальчишками. Французский я знал очень плохо, поэтому первое время не общался с ребятами. Но в футбол играл с ними регулярно".
Один из восьмисот
Когда Рассамбеку исполнилось 11, он оказался в местном футбольном клубе "Агно" из одноименного города. Сейчас эта команда выступает в четвертой по силе лиге Франции, в прошлом сезоне выиграла свою группу в пятом дивизионе. Полноценной академии в "Агно" нет, дети просто несколько раз в неделю играют в футбол под присмотром тренера, иногда выступают на турнирах. Рассамбек понимал, что из таких условий нужно выбираться, если он хочет стать большим футболистом.
Сделать шаг к мечте ему помогли соцсети: "Однажды я случайно увидел в Фэйсбуке новость. В ней говорилось, что клуб "Майами Сити" устраивает в Париже просмотр для всех желающих. Мне было 20, и я решил, что пора сделать поворот в карьере. Самостоятельно взял билет до Парижа, приехал, а там – 800 человек! Vosemsot! Несколько дней мы занимались под руководством тренеров "Майами", и в итоге они объявили имена 12 футболистов, которые выиграли стажировку в США на dve nedeli. В их числе оказался и я!"
Из футболистов в монтажеры
Спустя 14 дней интенсивных тренировок с основой "Майами Сити" Ахматов подписал полноценный контракт с клубом. Это не МЛС – всего лишь четвертая по силе лига США, но для эмигранта из Чеченской республики и этот шаг равнялся прорыву. Тем более что и этого права нужно было добиться: только половина из дюжины французов осталась во Флориде. "В США я уехал один, bez roditeli, – продолжает Рассамбек. – Я и сейчас живу один, нынешний клуб снимает мне квартиру. В "Майами Сити" была сильная команда, мы проиграли только в одном матче регулярного чемпионата, а перед финалом конференции я получил травму – и мы не смогли в нем победить. Затем я вернулся в Страсбург, а в начале прошлого года подписал новый контракт с "Майами". Но состав был намного слабее, так что я решил снова что-то поменять".
Сейчас у Рассамбека есть агент, но год назад он сам строил свою карьеру. И сам занимался даже теми вещами, которые не должен делать футболист. "В начале 2018-го я решил сделать видео с нарезкой своих лучших моментов, – признается Ахматов. – Моя позиция – центральный и опорный полузащитник, так что мне необходимо было собрать кадры со своими отборами, перехватами, выигранными дуэлями. Я скачал программу, просмотрел матчи со своей игрой, вырезал что-то, наложил музыку, титры и склеил в одну запись. Сам. Я sozdat kanal на YouTube, загрузил туда видео и отправил ссылку на него абсолютно во все клубы второй лиги США".
Расмо и Расса
На запрос Рассамбека откликнулись только три адресата – "Нэшвилл", "Орандж Каунти" и "Своуп Парк Рейнджерс". Но первые два предлагали просто приехать на переговоры, и только третий был готов предложить двухнедельный просмотр и контракт. Полузащитник отправился на сборы, потренировался и полгода назад подписал соглашение до конца 2019-го. О своей нынешней команде Ахматов рассказывает так: "Своуп Парк" – это фарм-клуб "Спортинг Канзас-Сити" из МЛС. В Америке у каждого представителя высшей лиги есть дочерний клуб. Теоретически, если в главном клубе травмируются все центральные хавбеки, то меня подтянут к основе. Я уже тренировался с ней на сборах, но игры еще не проводил. На матчи "Своуп Парк" обычно приходят несколько тысяч зрителей, но на важные встречи собираются и 20 тысяч – столько же все время ходит на игры "Спортинга".
Имя Ахматова сложно выговорить иностранцу, так что за рубежом его называют сокращенно. Во Франции – Расмо (с ударением на последний слог), в США – Расса. В "Своуп Парк" играют футболисты из Камеруна, Бразилии, Венесуэлы, Марокко, Мартиники – и со всеми Ахматов отлично общается. Хотя на поле он суров. "У меня небольшой рост, но я неуступчив. Обожаю вступать в единоборства и предпочитаю раздавать передачи больше, чем забивать. Мой любимый игрок – Модрич, еще я ориентируюсь на Верратти из "ПСЖ".
Дрогба и Хабиб
В прошлом сезоне в одной лиге со "Своуп Парк" играл "Финикс" с Дидье Дрогба в составе. В октябре они встретились в полуфинале Западной конференции, а Ахматов объявил охоту на звезду. "Финикс" победил со счетом 4:2, а Дрогба забил четвертый мяч, когда его опекун уже ушел на замену. "Был отличный матч, – вспоминает Расса. – После игры мы с Дрогба пообщались на французском языке. О чем? О соккере. Ой, о football. Он спрашивал, как я тут оказался. Сказал, что я хороший футболист, агрессивный, и мне нужно продолжать прогрессировать – тогда меня ждет удачная карьера. Кстати, в первом тайме я на нем сфолил, а затем он срубил меня – и ему показали желтую карточку, а мне нет! Так что я победил, ха-ха".
Ахматов месяцами не видит родню, так что в свободное от тренировок время общается с ней по видеосвязи. Разница во времени между Страсбургом и Канзас-Сити – семь часов, приходится ее учитывать. Еще Расса смотрит сериалы (среди любимых – "Каратель", "Власть в ночном городе" и "Побег"), не обходится и без спортивных трансляций. "Мне нравится UFC, – признается футболист. – Хочу как-нибудь сходить на бой. Поддерживаю многих бойцов: например, Магомеда Бибулатова из моего города и, конечно, Хабиба Нурмагомедова. В "Своуп Парк" до моего прихода никто не говорил о единоборствах, но я всех подсадил. Только и говорим об этом в раздевалке! Перед боем Макгрегора с Нурмагомедовым я оказался в меньшинстве – все были за Конора. Мне говорили: "Да Хабиб ляжет, Конор его убьет…" Наутро после боя я зашел в раздевалку как tsar! Молчали все!"
Стук в ПФЛ
Футбол Рассамбек тоже смотрит, но признается, что предпочитает ему UFC. За чемпионатом России Ахматов не наблюдает по той же причине, что и многие иностранцы – в США его просто не транслируют. "Но я всегда слежу за результатами моей команды – "Ахмат", – добавляет однофамилец грозненского клуба. – Иногда мы переписываемся в Инстаграме с Магомедом Митришевым, а зимой я смотрел товарищеский матч "Ахмата" по YouTube-каналу. Игры российской премьер-лиги не смотрю – мне неинтересны встречи, например, Arsenal Tula с каким-нибудь Amkar. Но я знаю, кто сейчас лидирует в премьер-лиге. "Зенит" же?"
Российские клубы с Ахматовым никогда не связывались по простой причине – он не так давно начал профессиональный путь. "Думаю, в России даже никто не знает о моем существовании, – предполагает Рассамбек. – Хотя три-четыре года назад я пытался найти работу в вашем vtoroy division – посылал в некоторые клубы видео со своей игрой. Правда, та запись была очень низкого качества, так что мне не ответили. Может, если разошлю прошлогоднее видео, кто-нибудь откликнется. Но прямо сейчас мне это не надо, да и агент у меня теперь есть".
Россия или Франция?
В России чечено-француз в последний раз был три года назад – прилетал в теперь уже мирный Ачхой-Мартан. О нашей национальной сборной Ахматов отзывается хорошо, но подчеркивает, что никого не поддерживает: "На чемпионате мира я симпатизировал Бельгии, потому что она показывала красивый футбол. Но я, конечно же, был рад и тому, что Франция победила. В сборной России мне понравился Golovkin. Ой, Golovin, извините. Хороший футболист: невысокий, но с хорошим пасом. Мы в чем-то с ним похожи по манере игры. Знаю, что он сейчас в "Монако" – может, когда-нибудь встретимся с ним на поле".
У Рассамбека два гражданства – французское и российское. Он верит, что сыграет за кого-нибудь на чемпионате мира, но осознает объемы предстоящей работы. "Я много раз думал над тем, что будет, если и Россия, и Франция предложат мне играть за их сборные, – опережает меня с вопросом Ахматов. – Со сборной Франции больше шансов выиграть что-нибудь, но в ней тяжелее пробиться в состав. А я не такой сильный игрок. В России у меня больше шансов выйти на поле, так что прямо сейчас я выбрал бы и ее. Кем я больше себя чувствую? Чеченцем! Ну а раз чеченцем, то и россиянином".