ДАЙДЖЕСТ: |
В результате конфликта более миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами, 20 тыс. человек были убиты в ходе боевых действий, 50 тыс. человек стали инвалидами, около 4 тыс. азербайджанцев пропали без вести; в Карабахе были разрушены целые населенные пункты, мечети, исторические памятники, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, мосты и другие объекты инфраструктуры. Одним из последствий войны стал глубочайший экономический кризис. Однако сегодня горстка людей продолжает греть руки на человеческой трагедии, прикрываясь национальными лозунгами и опираясь на внешнюю поддержку со стороны тех, что руководствуется средневековым принципом "разделяй и властвуй".
Вчера на британском радиоканале BBC был опубликован очередной выпуск передачи Hard Talk, в ходе которого ведущий Стивен Сакур уличил своего гостя, главу МИД Армении Зограба Мнацаканяна в непоследовательности и лжи, когда тот рассказывал об армянских подходах к нагорно-карабахскому конфликту. Интервью показало, что на Западе не так уж плохо осведомлены о происходящем вокруг Нагорного Карабаха. Так, Сакур заявил: "Когда премьер-министр говорит "Карабах – это Армения. Точка", он знает, что это противоречит международному законодательству, позиции ООН и всех независимых международных организаций, мне сложно представить, каким образом это может быть движение к миру". Ведущий также напомнил, что за последние два с лишним десятилетия армянская армия несла ответственность за очень серьезные преступления, что было признано и ООН, Европейским судом по правам человека, и Human Rights Watch, и Amnesty International.
Так или иначе, но своей деструктивной политикой Армения препятствует поэтапному решению конфликта, посредством политических и военных провокаций стремится нарушить переговорный процесс, сохранив статус-кво, основанный на оккупации территорий Азербайджана. И в этих условиях особенно несерьезно выглядят выборы представления марионеточного режима на оккупированных территориях.
Тем не менее подготовка к ним идет. О предполагаемых кандидатах на пост главы самопровозглашенной республики рассказывает обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.
Говоря о политических особенностях оккупированного Карабаха, необходимо учитывать три момента.
Во-первых, это относительно закрытый регион, в котором господствует карабахская элита (нынешние военные и участники карабахского конфликта), и никакой политической оппозиции там нет в принципе.
Во-вторых, так называемая политическая элита не заинтересована в реформировании действующей системы управления. Все изменения, происходящие здесь, исключительно внутрикорпоративные, хотя и носят публичный характер.
В-третьих, политическая система непризнанной республики завязана на Ереван, который обеспечивает долголетие самопровозглашенного режима. В период президентства Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна (выходцев из Карабаха, активных участников карабахской войны) эта проблема не вызывала никаких вопросов, однако после событий "бархатной революции" сепаратисты начали проявлять беспокойство.
Действующий глава самопровозглашенного Карабаха Бако Саакян, ставленник тандема Кочарян-Саргсян, не будет участвовать в предстоящих выборах. Эксперты отмечают, что встать у руля оккупационного режима может бывший премьер-министр самопровозглашенной республики, а ныне советник Саакяна по особым поручениям, экономист Араик Арутюнян, родившийся в Степанакерте (Ханкенди). В 1990 году он окончил физико-математическую школу и поступил в Ереванский институт народного хозяйства, но в 1994 году вернулся в Карабах, где 1995 году окончил экономический факультет "Арцахского государственного университета", который (до оккупации в 1992 году носил название степанакертского отделения Кироваканского пединститута). Зная, что сделать карьеру в самопровозглашенной республике невозможно без воинских заслуг, Арутюнян уже с 1992 года начал воевать на стороне сепаратистов.
После подписания бессрочного перемирия Арутюняна ожидал взлет по карьерной карьере. В 1995-1997 годах он работает в структурах экономики самопровозглашенной республики в должности помощника министра, возглавляет отделение "Армагробанка". Арутюнян – банкир и финансист клана, незаменимый управляющий, который ведает всей его хозяйственно-материальной частью. За его плечами организаторская работа по обеспечению и проведению практически всех круглых столов и встреч между сепаратистами и их инвесторами. Именно на нем лежит обязанность привлекать финансовые средства для поддержания жизнедеятельности режима. Арутюнян знаком со многими известными армянскими меценатами из-за рубежа.
При этом Арутюнян - человек не новый в политике карабахского клана. Большинство должностных лиц, главы практических всех сельских общин в Нагорном Карабахе обязаны своими назначениями лично ему. Большинство чиновников тоже было назначено по его рекомендациям, а их отпрыски благополучно трудоустроены. Арутюнян скромен, готов сотрудничать с Ереваном, по крайней мере, выдерживает с ним дипломатическую дистанцию. Наконец, за ним внушительный ресурс ведущей политической партии "Свободная родина", и его горячо поддерживает Бако Саакян.
Но в то же время армяне Карабаха припоминают ему политическую трусость, которую Арутунян проявил в период "бархатной революции". Опасаясь повторения революционного сценария на территории самопровозглашенной республики, Арутюнян весной 2018 года заблаговременно подал в отставку с поста премьер-министра, а когда старости улеглись, вернулся во власть в должности советника "президента". Тем не менее именно политическая фигура Араика Арутюняна способна обеспечить непоколебимость устоявшихся традиций карабахской элиты, что делает его кандидатом номер один от режима.
Однако у Арутюняна нет внятной программы реформ. Есть лишь набор лозунгов, который позволяет гарантированно сорвать аплодисменты и восторженные крики на митинге. А самое главное - у него нет своей команды; есть лишь сформированный Бако Саакяном коллектив служащих, который будет передан Арутюняну по наследству. Если Арутюнян станет главной "НКР", то смена власти будет носить не более чем церемониальный характер.
Второй кандидат на пост главы самопровозглашенной республики – "министр иностранных дел" оккупационного режима Масис Маилян. Реформатор по духу, талантливый политик и дипломат Маилян считается фаворитом прогрессивных армянских политиков, а также соратников премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который откровенно симпатизирует Маиляну.
Масис Маилян не является типичным для самопровозглашенного Карабаха "фронтовиком". В 1986-1988 он служил в рядах советской армии, как и Арутюнян окончил физико-математический факультет степанакертского отделения Кироваканского пединститута, получил престижное образование. Но в отличие от многих будущих бизнесменов и олигархов самопровозглашенной республики Маиляна ожидала судьба пропагандиста и дипломата. Он даже проходил стажировку в дипломатической академии в Вене.
По возвращении в оккупированный Карабах занимался созданием в глазах мировой общественности благоприятного представления об оккупационном режиме. Маилян сообщал о ситуации в Карабахе без упоминания о каких-либо порочащих репутацию режима фрагментах периода войны и послевоенной оккупации, в том числе отрицал факты совершения военных преступлений со стороны сепаратистов. Не обладая талантом и харизмой народного трибуна, Маилян умело оставался в тени большой политики, но довольно долго занимал ответственный пост.
В отличие от Араика Арутюняна Маилян не был замечен в политических махинациях. Но многие думают, что он сможет заявить о самопровозглашенном режиме как о равноправном участнике переговоров по карабахскому урегулированию. Зарубежная стажировка не прошла даром, на сегодняшний день Маилян располагает наиболее прочными и многочисленными зарубежными связями с влиятельными спонсорами диаспоры за рубежом. Сам Маилян опирается, прежде всего, на свой дипломатический опыт и поддержку влиятельных представителей армянской диаспоры. Об этом он недавно сообщил на своей странице в Facebook.
"Ахиллесова пята" Маиляна в том, что он не имеет опыта работы в управленческих структурах "НКР", поэтому неизвестно, сможет ли он обеспечить стабильность в самой самопровозглашенной республике и не допустить волнений среди карабахского армянства, недовольного жизнью. Это, кстати, важно и для Никола Пашиняна, который опасается каких бы то ни было акций гражданского неповиновения в проблемном регионе.
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии
АБХАЗИЯ. Отключения электричества в Абхазии вернулись в прежний график
Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
КРЫМ. Стало известно, сколько времени займет разбор завалов обрушившегося в Крыму моста