>АЗЕРБАЙДЖАН. Сегодня композитору, певцу, послу Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы исполняется 75 лет. Полад Бюльбюль оглы – яркое явление в истории советской популярной музыки, наряду с такими мэтрами эстрады, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Ободзинский.
Детство и юность Полада-"соловьиное горло" (так переводится псевдоним отца Полада, ставший частью его фамилии) прошли в Баку и в городе Шуша, имеющего славу "консерватории Кавказа". Его творческое будущее было предопределено с самого начала: к этому располагали как природные данные, так и перманентная музыкальная среда, в которой жил и воспитывался Полад.
Он с ранних лет занимался музыкой и вокалом, а музыкальную школу окончил по классу фортепиано. В 15 лет уже аккомпанировал своему отцу на больших концертах. Затем была учеба в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова, где с 1963 по 1968 он прошел курс композиции под руководством главного азербайджанского композитора Кара Караева. В консерваторский период уже сформировались черты стиля певца и композитора.
По воспоминаниям Мариам Игнатьевой, эстрадным певцом Бюльбюль оглы стал почти случайно, благодаря Муслиму Магомаеву – его другу со школьной скамьи. Полад, сочинивший для Магомаева несколько песен, пришел вместе с ним на студию звукозаписи, где собрались работники радио и музыканты оркестра. По окончании записи зашел разговор о проблемах сохранности фольклора, бережного отношения к народной речи, богатству средств художественной выразительности в мелодическом рисунке, характерности ритма. Полад сел за рояль и под собственный аккомпанемент спел две песни-баяты (традиционный азербайджанский лирический жанр, - прим. ред.). Собравшиеся горячо зааплодировали, начальство тут же предложило записать их и дать в эфир. После некоторых колебаний автор согласился, песни имели шумный успех.
Среди самых первых песен Полада – "Песня о Москве", "Песня о Сумгаите", "С первого свидания", "С добрым утром". В 1965 году молодой композитор написал песни "Вечерний Баку", "Бакинская осень", "Ты и я", "Фиалки", "Долалай", которые принесли ему первую известность и стали шлягерами. В 1966 году Полад принимает участие в съемках фильма "Сказки русского леса", пишет и сам исполняет песни в детективе "Следствие продолжается" режиссера Али Саттар Атакишиева. В 1967 году на Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия" выходит его первый авторский мини-альбом с песнями "Шейк", "Позвони", "Ты и я", "Долалай". После этого к композитору и певцу приходит слава и народная любовь. А песня "Позвони" на стихи Гаджикасимова оказалась общесоюзным хитом и навсегда осталась своеобразной визитной карточкой Полада.
По вокальным данным Полада Бюльбюль оглы причисляют к типу лирического тенора. Его звонкий и нежный голос по диапазону и характеру исполнения близок к тенору-альтино. Пение отличается виртуозностью, прихотливыми фиоритурами и трелями, свободой в верхних нотах. В вокале Полада очень ярко выражены приемы и мотивы азербайджанской национальной музыки – мугам.
Бюльбюль оглы и писал музыку под себя. Его авторские композиции отличаются сложной нюансировкой тональных высот, нестандартными колоратурами и ориентированы на широкий вокальный диапазон. В своей певческой манере он ловко соединяет национальную традицию с элементами диско, рока и джаза. "Певец, я считаю, понятие не только и не столько профессиональное, сколько прежде всего душевное" – говорил Полад.
Его композиторское наследие весьма разнообразно. Помимо всем известных песен, он писал и крупные симфонические, и камерно-инструментальные опусы, мюзикл, вокальные циклы, музыку к кино (был композитором 20 фильмов) и драматическим спектаклям.
Роль Полада Бюльбюль оглы-композитора во многом магистральна для современной азербайджанской музыки. Он, подобно своему отцу – основоположнику азербайджанского музыкального театра, создал целое направление в советской эстраде, инкорпорировав в современные ритмы и гармонии черты национального мелоса. Эти тенденции впоследствии были подхвачены и активно развиваются до сих пор.
Как пишет музыковед Ф.Агамалиев: "Краски его музыки – это краски родного Азербайджана. Он поёт о нем, и словно бы в самую душу людей вливаются прохлада горных вершин, звон студеных ключей, пенье родных соловьёв. В его музыке блестящим ключом бьет неуловимая фантазия и энергия, ему ведомы самые разные суперсовременные ритмы – все написанные им произведения своими корнями уходят в национальную азербайджанскую музыку".
Александра Пахмутова как-то заметила: "У него есть все, что необходимо композитору для работы во всех жанрах, — яркое, темпераментное дарование, прекрасная профессиональная школа, естественное ощущение народности. Поэтому в огромном потоке современной музыки песни Полада всегда легко узнать".
В свои 75 лет Полад по-прежнему полон своей привычной творческой энергии. На днях в московском Театре мюзикла Полад Бюльбюль оглы дал концерт, где прозвучали знаменитые хиты в сопровождении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки и бигбенда имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. На юбилейном концерте на сцену выходили сын и внучка Полада, также нашедшие себя в музыкальном мире.
Обладатель множества наград и титулов, на сегодняшний день Полад Бюльбюль оглы – единственный представитель азербайджанской культуры, имеющий именную звезду на Площади звезд в Москве.
checheninfo.ru