ЧЕЧНЯ. Прежде всего защитное вооружение вайнаха заключалось в нем самом - в его стойкости., крепости духа., самообладании, готовности защитить свою честь, свободу родной земли, семьи, очага и женщины. Самым верным и надежным его защитным оружием было высокое мнение женщины о нем, мнение врагов и друзей, мнение общества.
Отступи он хоть на шаг перед угрожающей опасностью, покажи он спину Брагу, уклонись от удара меча или кинжала, он будет всеми отвергнут как трус и предатель, отвергнут обществом, если не физически, то морально. Он лишится права называться мужчиной, права носить оружие, присутствовать в общественных местах. Предателя или изменника убивали сами же близкие родственники. Отверженный, он, если избежал казни, то сам уходил к соседнему племени и добровольно становился рабом или холопом.
Тарг, тарч, парг, пар, пхьарс, туре, кхалкх (кхалкъ), пхо. пезарг, п1елзарг. дарг1 - все эти термины обозначают один и тот же предмет - защитное вооружение вайнаха-воина, т. е. боевой щит. Каждый из этих боевых щитов имел свое назначение, определенную форму н размер. К ним же можно причислить и г1аг1а -кольчугу, по-современному - бронежилет, который изобрели предки вайнахов, как только появились лук и стрелы.
Tlapr - щит, прикрывающий правую грудь девушки-амазонки. Вначале такой щит делали из обработанной кожи зубра.
Немного истории. Как только девочка появлялась на свет, ее осматривал врач - ц!у и определял степень ее здоровья: будет или не будет жить. Если ребенок здоров, то по согласию родителей с первых же дней жизни девочку посвящали в амазонки - мехкарий, т. е. в защитницу родной земли вайнахов. Она должна была вырасти в отличную наездницу, стать отличным стрелком из лука. Через две-трн недели после рождения тот же врач прижигал ей правую грудь нагретой медной, серебряной или золотой пластиной. После такой операции правая грудь не развивалась, а левая наоборот развивалась лучше и щедрее. Для чего нужно было прижигать правую грудь? Для того, чтобы она не мешала натягивать тетиву лука и прицеливаться, стрелять, для того, чтобы правая грудь не мешала правой руке ловко владеть мечом, копьем, дротиком, ведению боевого коня правой рукой. А хорошо развитая левая грудь вполне была пригодна для того, чтобы кормить ребенка, если он родится. Позже, когда человечество узнало бронзу, еще позже -железо, такой щит на одну левую грудь стали ковать из меди, бронзы, железа. Кстати, в основу термина "т1арг" легло общеизвестное слово "т1ар" - грудь. (Ср. с др.-рус. перси -грудь, перстень - золотое колечко с щитком, перс - щит, наперсток (защита для пальца швеи), персты - пальцы.
Туре - боевой щит. Название закрепилось в чеченском языке. Щит делался из лозы молодых побегов породы дерева туре, так называемого "железного дерева" - тиса, негноя и обтягивался кожей. Позже, как и другие щиты: его стали ковать из меди.
Пирг - так назывался щит который надевался на боевое копье, когда войско шло в атаку на врага. Пирг - назывался и щит; приделанный к рукоятке меча, шпаги, который защищал руку от ранения оружием. Название заимствовано из зап.-европ. языков.
Пар, парс, пхьарс - боевой щит или выдвинутая амбразура на крепостной башне, в основу легло слово в знач. щит, защита. (Из праязыка). Сохранилось оно в первозданном виде и смысле только в чеч. языке: пхьарс - плечо, локоть (рука от плеча и до кончиков пальцев).
Кхалкх, кхалкъ - в рус. языке сохранился термин калкан -в значении щит, защита, толстая кожа на шее у дикого кабана. В чеч. языке оно немного "смягчилось", начальный и конечный «кх» превратились в «г1». Ср. г1алг1а- от кхалкхан. Сохранившееся в рус. языке тюркоязычное кхалкхан превратилось в чеч. г1алг1а -по аналогии: кхабакх - в г1абакх, кхум - в г1ум и т. д. Таким образом, этническое название г1алг1а ингушам дано чеченцами. Точно так же кумык (кхумукх) - в чеч. языке трансформировалось в г1умкий. Подчиняясь законам произношения, в чеч. яз. «кх» превращается в «г1». Но есть и другая версия: г1алг1а - башенный страж.
Къай - пуля, снаряд.
Хьалика, хьалкха - означает не только боевой щит, но и заслон, преграждающий путь к противнику.
Зарг - боевой щит круглой формы.
Зарговза - сложилось из двух компонентов: зарг - боевой щит, гоеза - умелая мастерица, владеющая щитом. Такой титул-звание в древности присуждался амазонке -защитнице земли вайнахов, когда она выделялась среди других в умении владеть щитом, мечом, луком. За эти качества амазонка награждалась от имени всего народа и племени золотым щитом и вместе с наградой ей присуждалось высшее воинское звание - Зарговза.
Мехкарий - самое высокое звание, которое присуждалось группе девушек-защитниц страны (земли), отличившимся в военном деле, в боях и сражениях за родину. Термин сложился из двух компонентов: мохк - страна, земля и ари - Арес (имя бога войны и далеких предков вайнахов, скифов, алан, сарматов и древних греков). Звание (термин) мехкарий, как известно, не имеет формы ед. числа и всегда употребляется во множ. числе. (Сравнимо с др.-греч. амазонки - всадницы, наездницы, защитницы земли).
Пезарг - защита, щит (ноговицы). До наших дней дошло пезаг - без «р», который из-за ненадобности утратился.
П1елзарг - защита для пальцев лучника: большого, указательного и среднего, которыми натягивалась тетива боевого лука. Это была особая "персчатка" (обратите вним. на звук «с» в середине слова), кожаными футлярчиками для пальцев, которыми натягивали тугую тетиву боевого лука, - большого, указательного и среднего, от которых шли кожаные тесемочки и перевязывались у запястья. Это была защита для пальцев -п!елзарг, где первая часть nleлг - палец, вторая - зарг - щит. Таким образом, мы насчитали е чеченском языке 13 названий боевого щита. Нет языка, в котором присутствовало бы столько вариантов названий боевого щита!
Баргол - наручники из железных колец.
ГIоьмаш, гоьмаш- наручники; они были соединены с оковами ног при помощи цепей, иначе - кандалы.
Йийсаран гIоьмаш - оковы для пленника, ошейник на цепи из тяжелых колец.
Саж - мисюрка, боевой шлем округлой формы в виде фески со спускающейся на шею, уши и лицо кольчатой сеткой.
Таж - шлем боевой, корона.
Цхьар, цхар - сетка, которой закрывали лицо воина, является частью боевого шлема - сажа и тажа, т. е. мисюрки и шлема.
Г1аг1 - кольчуга, сравнима с современным бронежилетом, собирали ее из отдельных железных колечек.
Туьйдаргаш - связывающее звено защитного комплекса тIарч - щита, которым для защиты от удара оружия прикрывали грудь девушки-амазонки. В наши днитуьйдаргаш, давно потерявшие свое значение как защитное вооружение амазонок, служит нагрудным украшением к праздничному костюму - национальному женскому платью -гIабали.
Туьйдаргаш - застежки из цветного металла, от шеи и до пояса.
ГIала - крепость, укрепление, жилая башня.
БIов, бIав - боевая башня.
Берд - укрепление, крепость
Гермчига - от перс, "укрепление".
ЧIа, чIагIо - укрепление.
БIа, бIо, бIаьхо - в основу названия легло "бIав!" - призыв к сражению, круговая оборона. Оно созвучно и имеет единую основу со славянскимбой,боец, с аварским бо-воин. Предки вайнахов, приблизившись к противнику, на виду у него начинали неистовыепляски с возгласами: "Арс-вай!" "Арс-тох!" "БIав!" "БIав!"
Г1ера - дружина, отряд, подготовленный для дальнего похода с запасом пищи и фуража не менее чем на три-семь дней.
Ковра - ватага, отряд для совершения дальнего похода, летучий отряд.
Эскар - войско, армия.
Маза - связист, человек, осуществляющий связь.
Пхей - хевсуры (лучники). Живут у истоков Аргуна и его правого притока, между Главным и Боковым Кавказскими хребтами.
Лаьшкарой - отменные воины, от груз, лашкари, лашари. Чеченская этническая группа, локализовавшаяся в прошлом на правом берегу р. Шаро-Аргун, рядом собществом Саьрбала.
ЧIагаран хелхар - кругообразная боевая пляска древних вайнахских воинов, пляска крепости духа. ЧIагаран хелхар исподнялся на виду у противника. Своего рода подготовка к психической атаке противника.
Турпал нахчо - перс, рыцарь великолепный. Воин, вооруженный защитными доспехами (барзакъ) и наступательным вооружениемтур + пал(араб, меч + щит). Турпал Нахчо - звание,которое в древности присуждалось выдающимся воинам, мужественным людям.Заимствовано из перс, языка. Чечен, чеченец, чеченцы- этническое назв. чеченцев. Этот термин присутствует вдоговоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. Исходит из др. санскрита-праязыка, основы индоевр. языков.
Чечен, шатан, сасан -в значении дипломат,красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложноедело без применения оружия.Шешен, чачан- в знач. красноречивый человек сохранилосьи в тюрк, языках.
А.С. Сулейманов. Топонимия Чечни. 2997 г. Республиканский комбинат им. Революции I905 г. КБР. г.Нальчик
checheninfo.ru