ЧЕЧНЯ. Многолетняя Кавказская война славится широким распространением перебежчиков со стороны царской власти на сторону горского неприятеля. Многие уходили и не только беглый русский солдат. Феномен получил заметную огласку в описании исторических событий Кавказской войны, но до конца так и не изучен. Можно было бы детально остановиться на особенностях участия казаков и русских солдат в боях против своих же, занимая сторону горцев.
Кто же такие инородцы? Думается, представители негорского народа, перешедшие на сторону имама Шамиля. С точки зрения обоснования термина «негорский народ», однозначно утверждать, что они были некоренными северокавказскими народами, нельзя. Казаки и русские селились на предгорьях Кавказского хребта, начиная с XVI века. Но, как мы указали выше, кроме русских под крыло Шамиля перебегали поляки и татары.
Война на Кавказе длилась практически полвека, и она не могла не оказать влияние на мышление граждан России, включая психологическое обличье участников боевых действий. Одни преданы царю, Отечеству, вере — особый типаж, описанный Лермонтовым в «Кавказце». Это военные профессионалы, знают горную местность, быт местных жителей, нюансы войны в горах, но, невзирая на уважение горцев, все же ставшие их врагами. Другие, отнюдь, бежали в горы, возможно, попали в бою в плен, почему то, заняв сторону неприятеля.
Допустим, известен исторический факт о приближенном переводчике Шамиля Идрисе, его русское имя Андрей Мартин. А бывшему солдату Родимцеву Шамиль вручил орден за храбрость. Известен перебежчик терский казак Яков Алпатов, прославившийся регулярными дерзкими рейдами в тыл русских. Бывший прапорщик Залетов, отличившийся во время штурма Ахалчи и Гоцатля…
Что их толкало сражаться на стороне горцев?Любопытно, что дезертиры воевали до конца, предпочтя умереть в плену. Они прекрасно знали, что их ожидало и какого это, — встретить смерть не на поле боя, а на каторге, куда ссылали изменников. В лучшем случае каторга, в худшем — позорный расстрел.
Последний оплот имама Шамиля, расположенный на стыке территорий Чечни и Дагестана аул Гуниб, взятый русскими штурмом в 1859 году. И что же обнаружили после захвата крепости? С имамом кроме его родственников и четырехсот мюридов были русские и польские беглецы, причем дезертиры дрались до последнего, погибнув в Гунибе.