ДАЙДЖЕСТ: |
В VI – VIII вв. степи между Сибирью и Средней Азии входили в состав огромного по территории государства, созданного кочевыми племенами: Тюркского каганата. Его верховный правитель – каган (от китайского слова «ке-киан – великий правитель»), объединял своей властью разные племена, говорившие на похожих агглютинативных языках, в которых слова изменялись путем простого присоединения к их основам суффиксов и окончаний. В VIII в. каганат распался на множество племенных владений, и тюркские народы стали все больше отдаляться друг от друга по культуре и языку. В восточной части описанного нами обширного степного региона – у подножия гор Алтая и Тянь-Шаня, в X в. сложился в результате объединения племен сиров, кыргызов, корлуков и кимаков новый тюркский этнос – кипчаков, известных в древнерусских летописях как половцы. Еще через столетие из области своего этнического формирования кипчаки стали расселяться на запад и юго-запад, охватывая все степные районы к северу от Средней Азии и вытесняя прежде кочевавших в них тюрок-огузов. Постепенно они заселили весь указанный степной регион и продолжили расселяться дальше по степным районам Юго-Западной Сибири, Восточной Европы. Кипчаки были отважными и очень искусными воинами. Жили они родоплеменным строем, занимаясь кочевым скотоводством. Разводили коров и овец, лошадей, верблюдов. Каждый род имел в степях свои пастбищные угодья, называвшиеся «кош». Род состоял из нескольких семей, каждая из которых вместе со своим хозяйством называлась «аул» или «аил». Родом управлял представитель наиболее уважаемой в нем семьи. Иногда несколько родов создавали объединения, во главу которых избирали общего предводителя – хана (от древнетюркского «каган»). Хан назначал в каждый род своих представителей – кошевых. Жилищем всех кипчаков была юрта – переносной шатер, разбивавшийся на кочевых стойбищах. Во время перекочевок мужчины ехали верхом на лошадях, а женщины и дети – в маленьких юртах, установленных на повозки.
В XI – XIII в. кипчакские племена практически безраздельно господствовали на огромных степных пространствах от Карпат до Алтая, от русских лесов до Азовского моря и Кавказских гор, от Южной Сибири до пустынь Средней Азии и гор Тянь-Шаня. Они наводили настоящий трепет на всех своих соседей, в том числе богатые и имеющие древнюю развитую культуру государства Средней Азии. Среднеазиатским, русским, византийским войскам всегда большого труда стоило остановить набег родоплеменных ополчений кипчаков – прирожденных воинов. В то же время все правители государств, соседствовавших с территорией этнического расселения кипчаков, называемой Дешт-и-Кипчак, охотно брали тех к себе на службу. Много кипчаков было среди везиров цветущего государства хорезмшахов в Средней Азии. Но кипчаки, высоко ценившие свободу и демократические начала в своем управлении, приверженные древним неписаным законам, в то время не сумели создать ни одного централизованного государства. Каждый род жил по своим порядкам, хотел – вступал в союз с другими, не хотел – оставался полностью самостоятельным. Нередко кипчакские роды враждовали и сражались между собой. Совершая нападения на соседние страны, кипчаки только грабили их, но не могли и не стремились подчинить своей власти. Будучи совершенно раздробленными в политическом плане, кипчаки не смогли противостоять неожиданно выросшей в степях Центральной Азии новой могущественной державе со строгим централизованным управлением и совершенной военной организацией – Монгольской империи. Монголы не уступали кипчакам в храбрости и боевом искусстве, а по слаженности проведения боевых операций и единоначалию далеко их превосходили. К 40-м гг. XIII в. монгольские армии завоевали все огромное географическое пространство, заселенное кипчаками, и принудили кипчакские роды принять подданство монгольского великого хана и его наместников.
Территория Дешт-и-Кипчака вошла в состав северо-западного улуса Монгольской империи, которым правили потомки Джучи – старшего сына основателя той Темуджина (Чингисхана). По сути Улус Джучидов, который на Руси, тоже покоренной монголами, называли Ордой, был огромной самостоятельной империей. Монголы, создавшие его, через некоторое время ассимилировались в гораздо более многочисленной тюркской среде, к которой принадлежало большинство подданных Улуса. Происхождение имело значение только для правителей – ханов, державы: они могли быть только из числа потомков Чингисхана (Чингизидов), прочие подданные были равны, независимо от того, предками их были монголы, тюрки или представители иного народа. Вхождение кипчакских степей между Сибирью и Средней Азией в состав единого с теми и с Юго-Восточной Европой государства способствовало подъему их населения на гораздо более прогрессивный уровень культурного и социального развития. Древние обычаи, долго препятствовавшие полноценному политическому объединению кипчаков, были потеснены издаваемыми ханом и его наместниками писаными законами, отвечавшими требованиям времени. Через бескрайние сухие степи пролегли дороги, по которым из Средней Азии в Сибирь и Европу потянулись купеческие караваны с богатыми товарами. По указанию хана и его наместников на пути торговых маршрутов рылись колодцы, возводились постоялые дворы для путников – караван-сараи. Была учреждена заимствованная в Китае, тоже покоренном монгольскими завоевателями, система почтового сообщения. На дорогах через определенное расстояние организовывались пункты отдыха и питания, где содержались также свежие лошади. Это позволяло путникам и, в особенности, правительственным курьерам быстро преодолевать длинные расстояния. Возле важных торговых и стратегических пунктов вырастали красивые восточные города. Улус Джучидов продолжал и далее свое экономическое и культурное развитие, достигнув наивысшего расцвета и могущества в правление хана Узбека (1313 – 1341) и его сына Джанибека (1342 – 1357). При хане Узбеке в качестве официальной религии державы был принят Ислам, к тому времени уже очень широко распространившийся среди ее подданных. Вскоре практически все населявшие Улус Джучидов кочевые народы стали мусульманами, оставив древнюю тенгрианскую религию, основанную на поклонении небесному богу, почитании сил природы и духов предков, и первобытные верования вроде анимизма (поклонения животным). Вместе с Сибирью степи, простиравшиеся от южных границ той до Средней Азии, составляли так называемое «правое крыло» (высшую административно-территориальную единицу) Улуса Джучидов, известное как Синяя Орда (Кок-Орда).
После смерти хана Джанибека Улус Джучидов постепенно начинает приходить в упадок. То и дело его захлестывали жестокие внутренние войны за власть между разными потомками Чингисхана и другими влиятельными лицами в государстве. В 90-е гг. XIV в. правитель древнего города Самарканда в Средней Азии Тимур (Тамерлан), создавший на Востоке новую (правда, оказавшуюся недолговечной) обширную империю, нанес Улусу Джучи ряд жестоких поражений, в том числе захватив и разграбив его столицу Сарай-Джадид в Нижнем Поволжье, изгнав его хана Тохтамыша. От опустошительных походов Тимура пострадали и степные земли между Сибирью и Средней Азией. Хотя вскоре после смерти грозного полководца Востока его держава распалась на отдельные владения, Улус Джучидов полностью оправиться от причиненного войной с Тимуром ущерба так и не смог и через некоторое время в ходе продолжавшейся внутренней борьбы за власть между разными Чингизидами тоже стал распадаться.
К тому времени населенные кочевыми потомками кипчаков Южный Урал, Западная Сибирь и обширные степи между нею и Средней Азией входили в вассальное владение Шибанидов – потомков Шибана – пятого сына Джучи и внука Чингисхана. В 1395 г. амбициозным и властным военным эмиром (главнокомандующим) Едигеем – союзником Тимура, вместо изгнанного хана Тохтамыша на джучидский престол был посажен Чингизид Тимур-Кутлуг. Шибаниды не признали Тимур-Кутлуга законным правителем и не захотели повиноваться ему. Так, хотя о государственном отделении их владений от Улуса Джучи речь еще не шла, фактически бывшая Синяя Орда обрела независимость. В начале 20-х гг. XV в. старший Шибанид Хаджи-Мухаммад был провозглашен своими сторонниками ханом Улуса Джучидов. На самом деле, конечно, за пределами шибанидских владений, в том числе в Сарай-Джадиде, его ханом не признавали, и в столице распадавшегося государства правили другие Чингизиды. Однако по сути это означало, что Шибаниды теперь считают себя единственными законными наследниками Джучи, а значит, не признают больше никакой верховной власти над собой. То есть, де-факто бывшая Синяя Орда официально объявила о своей государственной независимости. Во владениях Шибанидов стало складываться самостоятельное государство, известное как Узбекское ханство. Основная теория связывает его название с именем хана Узбека: Шибаниды как бы провозглашали себя преемниками самого яркого из правителей Джучидского Улуса. Но некоторые исследователи склонны считать, что слово «узбек» составлено из двух тюркских слов, означающих «сам (себе) господин», и отражает отказ Шибанидов признавать над собой какую-либо верховную власть. Столицей Узбекского ханства поначалу был город Чинги-Тура в Западной Сибири.
Наивысшего расцвета и могущества Узбекское ханство достигло в правление хана Абулхайра (1428 – 1468). Абулхайр активно вмешивался в междоусобные войны правителей Средней Азии, и его войска захватывали такие древние и богатые среднеазиатские города как Хорезм и Самарканд. В 1446 г. он перенес столицу своей державы из сибирской Туры в город Сыгнак близ среднеазиатской реки Сырдарьи. Но и в этот период обстановка в ханстве не была стабильной: Абулхайр то и дело сражался с родственниками, пытавшимися оспорить у него ханскую власть, а в 1457 г. южные владения ханства подвергли погрому монгольские племена ойратов, едва не захватив и Сыгнак, в котором хану пришлось укрываться. В 1460 г. против Абулхайра восстали предводители другой ветви Чингизидов Жанибек и Керей. Со своими сторонниками они покинули свои родовые владения и откочевали в земли Семиречья за озером Балхаш, находившиеся тогда под властью Могулистана – тюркского государства Средней Азии. Себя мятежники стали называть узбек-казаками: в то время казаками тюрки-кипчаки называли людей, лишившихся своего постоянного кочевья и скитавшихся, выпасая скот на чужих землях или промышляя охотой. В Семиречье недовольная правлением Абулхайра оппозиция узбек-казаков вступила в союз с ханом Могулистана и создала собственное государство: Казахское ханство (написание буквы «х» вместо «к» в конце слова было принято в русской традиции для отличия казахов от русских казаков). Первым казахским ханом был провозглашен Керей. В 1468 г. Абулхайр выступил в поход на Семиречье, чтобы подавить этот оппозиционный альянс, но во время этого похода умер возле города Алматы. После его смерти Узбекское ханство погрузилось в междоусобицы: разные родственники хана претендовали теперь на его место, ханские вассалы стемились проводить в своих владениях самостоятельную политику. Тогда Керей и Жанибек – предводители Казахского ханства, собрали войска сторонников и повели из Семиречья наступление на Узбекское ханство. К 1470 г. им удалось объединить под своей властью всю территорию того, кроме городов по реке Сырдарья и сибирских земель. Узбекское ханство прекратило свое существование как политическая структура, хотя на его месте в тех же основных границах возникло новое единое государство – Казахское ханство. Столицей его стал все тот же город Сыгнак. После смерти в 1473 г. Керей-хана ханский престол очень недолго занимал Жанибек. Вскоре он тоже умер, и в 1474 г. ханом стал сын Керея Бурундук. Он сумел присоединить к ханству и присырдарьинские города.
Кочевавшие в обширных степях между Сибирью и Средней Азией племена и народности кипчакского происхождения, объединенные под властью Казахского ханства, не сразу осознали себя единым этносом. Но постепенно, из поколения в поколение принося подати одному хану, торгуя в одних и тех же городах, вместе выступая в военные походы под предводительством одних и тех же ханских военачальников, они перенимали друг у друга элементы культуры и языковые заимствования. В конце концов преимущественно кочевое тюркоязычное население Казахского ханства стало противопоставлять себя как народ населению соседних государств и этнически идентифицировать себя по признаку подданства. Так сформировался казахский этнос, и с тех пор сначала соседние тюркские народы, а уже в XX в., после установления в степях между Сибирью и Средней Азией советской власти, и жители остального мира стали называть обширную область его расселения Казахстаном, то есть, «Страной казахов».
В правление хана Касыма (1511 – 1521) в Казахском ханстве были проведены реформы, упорядочившие управление им, издан общий для всего государства свод законов. Своей дифференциацией на пять тематических разделов, каждый из которых включал в себя установления относительно определенной области государственной жизни (имущественных отношений, уголовного права, организации войска и воинской повинности и т.д.), он приближался в структурном плане к современным правовым актам, что свидетельствовало о высоко развитом уровне казахской государственности, сложности государственного устройства. Касым значительно расширил и без того обширные границы своей державы, в основном за счет завоевания восточных земель у Ногайской Орды – государства, образовавшегося в 40-х гг. XV в. в результате распада Улуса Джучидов. Касым установил дипломатические отношения с Московским государством, образовавшимся на крайнем востоке Европы в ходе объединения и выхода из джучидского подданства земель Восточной Руси. Об объединении Руси и ее выходе из вассальной зависимости от Орды мы на history-thema говорили в посвященной этому статье. Тогда же о Казахском ханстве стало известно в европейском мире. После смерти Касыма Казахстан долго сотрясали внутренние смуты, приведшие к его политическому ослаблению. В результате Ногайская Орда отвоевала у Казахского ханства захваченные им прежде свои территории, а на казахский север совершал походы сибирский хан. Восточную часть казахских степей захватили ойраты. В 1538 г. ханом стал Хак-Назар, который навел внутренний порядок в государстве и принялся как отвоевывать утраченные территории, так и завоевывать новые. Казахами был разгромлен Могулистан, в результате чего казахские ханы установили прочную власть над Семиречьем.
В то же время казахские ханы продолжали враждовать с Шибанидами, с которыми у них были фамильные счеты. В конце XVI в. шибанидская опасность для Казахского ханства исходила как с юга, где набрало силу основанное в Средней Азии внуком Абулхайра Мухаммадом Бухарское ханство, так и с севера – из Сибири, разрозненные феодальные владения которой сумел объединить под своей властью Шибанид Кучум.
В 70-е гг. XVI в. Хак-Назар-хан установил прочные дипломатические и торговые связи с Московским государством (Россией). В 1554 г. изгнал из Казахстана ойратов. Ему присягнула на верность часть киргизских племен гор Северного Тянь-Шаня. В 80-е гг. XVI в., уже после смерти Хак-Назара, Казахское ханство вело ожесточенную войну с Бухарой и ее союзниками. Война шла с переменным успехом, основным ее итогом стало принятие казахского подданства правителем среднеазиатского города Ташкент. Во время правления Есим-хана (1598 – 1628) столица Казахского ханства была перенесена из Сыгнака в другой присырдарьинский город Туркестан. Поначалу Есим заключил мир с Бухарой, однако после пятнадцати лет затишья между Казахским и Бухарским ханствами вновь вспыхнула война. В ходе нее казахи захватили крупные среднеазиатские города Самарканд, Андижан и Фергану. Есим-хан также ликвидировал вассальную автономию Ташкентского ханства, установив в Ташкенте и его землях прямое правление. Есим дополнил изданный Касым-ханом свод законов новыми статьями, наиболее важными из которых были регламентирующие судопроизводство и пределы судебного ведения. Они ограничили власть феодальной аристократии и способстовали усилению влияния биев – народных судей, разбиравших дела на основе шариата – исламского закона, и адата – неписаных народных обычаев. Была упразднена улусная административно-территориальная структура ханства, в основе которой лежало феодальное право. Вместо улусов, в которых правили ханские вассалы, было сформировано три обширных провинции – жуза («сотни»), в пределах которых кочевали определенные роды и племена: Старший жуз (Улы жуз) в Семиречье, Южном Казахстане, землях Ташкента и части современного Северо-Западного Китая; Средний жуз (Орта жуз) в центре, на севере и востоке Казахстана, Младший жуз (Киши жуз) на западе. Жузом называлась как территория, так и кочевавшие по ней казахские общины. Таким образом, Есим-хан, расширяя возможности народного самоуправления, искал в народе опору своей власти. Жузы возглавлялись биями, происходящими из наиболее сильных и уважаемых родов. Своих биев выбирала сама община. Каждый жуз посылал своих делегатов в Совет биев, который имел полномочие отклонять даже ханские постановления. Раз в год осенью казахские общины посылали своих делегатов на Маслихат – общенародный съезд, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни Казахского ханства, в том числе вопросы объявления войны и заключения мира, избрания хана, принятия законов. Еще больше казахское народовластие укрепилось при Тауке-хане (1680 – 1718), издавший новый свод законов ханства – Жеты Жаргы («Семь Установлений»). В то же время сохранили свою силу и многие положения кодекса Касыма и Есима
Однако расширение народного представительства во власти, хотя удовлетворяло большинство населения и давало хану мощную поддержку в лице всего казахского народа, затрудняло принятие оперативных решений во внешней политике. Противоречия во мнениях разных народных общин затрудняли своевременную мобилизацию в случае военной угрозы. Практически сразу после смерти Есим-хана Казахское ханство начинает приходить в необратимый упадок. В 1635 г. в Западной Монголии ойратами – давними противниками казахов, было создано сильное Джунгарское ханство, подданных которого стали называть джунгарами. Вооруженные огнестрельным оружием, которого у казахов почти не было, джунгары начали вторжение в Казахстан. Казахи оказали очень ожесточенное и упорное сопротивление. После изнурительной и жестокой войны, длившейся почти сто лет, казахам, наконец, удалось нанести решительное поражение джунгарам в битве при Анракайских горах на юго-востоке Казахстана зимой 1729 – 1730 гг. Но Казахское ханство уже было глубоко ослаблено многолетними войнами, и в течение XVIII в. его жузы все меньше придерживаются единства во внутренней и внешней политике. К концу столетия жузы превращаются фактически в независимые государства, провозглашают собственных ханов, хотя по-прежнему избирался и наделенный номинальной властью верховный хан. В таких условиях усилилась военная экспансия в Казахстан враждебных соседей, в особенности среднеазиатских государств. Среди самих казахов усиливались противоречия между жузовой и племенной знатью и простым народом, обремененным тяжелыми налогами.
ЧЕЧНЯ. Чечня и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в сфере онкозаболеваний
ЧЕЧНЯ. Для обеспечения жильем детей-сирот в регион направят 1,3 миллиарда рублей
ЧЕЧНЯ. Ахмед Хазбулатов стал чемпион мира по универсальному бою
ЧЕЧНЯ. Фонд Кадырова премировал победителей фестиваля-конкурса «Орфей- 2024»
ЧЕЧНЯ. Продолжается фестиваль студенческого творчества «Золотая осень»
ЧЕЧНЯ. Чеченский студент вышел в финал XV Международной цифровой олимпиады «Волга-IT'2024»