ДАЙДЖЕСТ: |
На Кавказе люди тоже живут с самого начала каменного века. Как и по всей земле, кавказские первобытные люди жили племенами в несколько десятков человек, происходящих от одного предка, занимались охотой и собирательством, община была матриархальной. Об их обычаях, конечно, тоже нет никаких документальных свидетельств. Однако кавказцы, жившие из-за сильной расчлененности рельефа довольно изолировано друг от друга, лучше, чем многие другие народы, сохранили родственную консолидацию (людям, жившим, к примеру, в одной долине, из-за окружавших ту высоких гор было нелегко сняться с привычного места и отправиться попытать счастья в другие земли, поэтому они жили в одной местности из поколения в поколение, тесно связанные родством).
До XIX века у кавказских народов не было частной собственности на землю, и полями, пастбищами сообща владело целое селение, в котором жили, как правило, члены одного рода. В Чечне, например, многие населенные пункты до сих пор называются по именам основавших их родов (Борзой, Беной, Дай), хотя там уже давно живут люди и другой родовой принадлежности. Вместе с прочной родовой сплоченностью у кавказских народов долго сохранялись и некоторые другие пережитки первобытнообщинного строя или хотя бы устные (в сказках, легендах) свидетельства о них.
Путешественники, посещавшие Кавказ в эпоху Средневековья и в XVIII – XIX веках: Георг (в других источниках – Джорджио) Интериано, Арканджело Ламберти, Эвлия Челеби, Ян Потоцкий (автор романа, состоящего из новелл «Рукопись, найденная в Сарагосе»), Александр Дюма, сообщали о широко и повсеместно распространенном на Кавказе обычае похищать скот у жителей других селений. По ночам мужчины из одного селения подбирались к другому и, отвлекши внимание собак, пока пастухи спали, угоняли часть стада. Об этом же есть многочисленные свидетельства в документах российских колониальных властей XIX века. Однако если воры оказывались обнаруженными, и их догоняли, они должны были признать свой проигрыш и безоговорочно вернуть все, что успели забрать.
Сегодня у ряда племен, живущих по первобытным законам, в частности, на Новой Гвинее, есть обычай в случае нужды – когда со своего огорода овощей не хватает, идти собирать овощи на соседний огород. То есть, существует представление о том, что если у кого-то чего-то много, он непременно должен поделиться с нуждающимися (пережиток эпохи палеолита, когда собственности как таковой вообще не существовало, и все, чем пользовалось племя, было общим, так называемый «первобытный коммунизм»).
На Кавказе, по-видимому, этот обычай тоже существовал в первобытную эпоху, а затем, с укреплением представления о частной собственности, перешел в традицию, согласно которой воровство (в чужом селении) не считалось чем-то дурным, и если вор был настолько удачливым, что мог обмануть сторожей и собак, то считался вполне достойным владеть тем, что выращено чужим трудом.
Другой пережиток первобытной эпохи, встречающийся в некоторых кавказских регионах и по сей день, это – кровная месть. Многие считают, что данный пережиток входит именно в обычаи кавказцев, но «вендетта» (vendetta по-итальянски – мщение) существует и в южных районах Италии, в Албании, странах Ближнего Востока и других. На Руси в древности тоже прибегали к кровной мести. Как уже говорилось, каждая первобытная община состояла из людей, связанных между собой кровным родством. Она управлялась сама по себе, сама себя обеспечивала пропитанием и сама себя обороняла. Каждый мужчина был защитником, который оберегал свою общину, свой род от чужих посягательств. Если кто-то из одной родовой общины в стычке, например, из-за охотничьих угодий, убивал человека из другой, та могла воспринять это как агрессию. И тогда, если дело не удавалось решить миром, мужчины из двух родов начинали убивать друг друга как солдаты враждующих армий.
Хотя теперь родовой общины не существует, отношения в обществе регулируются государственными законами, и каждый сам, а не сообща с родом, владеет своим имуществом и хозяйством, у некоторых кавказских народов не считается очень уж предосудительным убийство кого-нибудь из родственников-мужчин убийцы твоего родственника. Если, конечно, наиболее авторитетные люди из обоих родов не договорятся жить в мире.
О том, как жили кавказцы в первобытную эпоху, рассказывают и некоторые легенды. Например, западнокавказская аналогия древнегреческого мифа о Прометее. В этой легенде рассказывается о том, что живший на горе Эльбрус злой дух похитил у людей огонь, от чего люди зимой стали страдать от холода. Когда один уважаемый вождь пришел к этому духу и воззвал к его справедливости, тот приковал мужественного посланца к вершине Эльбруса и напустил на него огромного орла, который пил его кровь. Но на помощь вождю пришел храбрый воин. Он убил орла, освободил пленника и, изгнав злого духа, вернул людям похищенный огонь. В сходном греческом мифе говорится, что Прометей тоже был прикован к скале на Кавказе, то есть, этот миф древние греки, вероятно, у кавказских народов и заимствовали, когда ими проводилось заселение Кубани, основание поселений на Черноморском и Азовском побережье Кавказа.
Как бы там ни было, в легенде отчетливо прослеживаются тяжелые условия быта людей каменного века: лишившись огня, который они были вынуждены постоянно поддерживать и хранить в специальных емкостях, сделанных из подручных средств, люди не смогли легко добыть его заново (ни спичек, ни огнива у них еще не было). Им пришлось развернуть целое рискованное предприятие, чтобы вернуть огонь обратно, иначе зимой племя просто не выжило бы.
О подобной ситуации рассказывает повесть известного французского писателя Жозефа Ронни (старшего) «Борьба за огонь», хотя и изобилует грубейшими историческими ошибками.
Другой, с нашей точки зрения, жутковатый обычай, свойственный первобытной общине – геронтицид, также зафиксирован в фольклоре разных народов Кавказа. Документального же подтверждения этому нет, следовательно, он ушел в небытие очень давно. Это – убийство престарелых людей, которые в силу возраста уже не могли принести пользу общине, а превращались в лишних едоков.
У некоторых народов Севера геронтицид сохранялся вплоть до XX века: старики, почувствовав немощность и посчитав, что уже достаточно пожили и повидали на этом свете, приказывали кому-нибудь из своих сыновей задушить себя (у чукчей, например, это было обязанностью младшего сына, и геронтицид существовал еще и в первые годы Советской власти).
Кавказский фольклор сообщает, что в древние времена стариков сбрасывали с высоких скал. Но есть легенды, рассказывающие и об отмене этого обычая. Согласно одной из них, сын престарелого отца должен был сбросить того со скалы, но сам еще был настолько молод и неопытен, что побоялся остаться без отцовской поддержки. Чтобы не опозориться перед родом, он спрятал отца в пещере, а сам вернулся в свое селение, и всем сказал, что исполнил обычай как положено.
Когда усовершенствование орудий труда сделало основой жизни производительную деятельность: скотоводство, земледелие, – быт людей стал менее труден, но более усложнен. Если в эпоху палеолита, да и в неолите тоже, племя обеспечивалось за счет физически тяжелой, но простой по сути работой (добыть зверя на охоте, собрать съедобные растения, соорудить завал из веток при входе в пещеру для защиты от непогоды), которую люди быстро осваивали с юного возраста, то для охраны посевов и стад домашних животных от стихии и хищников или от врагов уже требовались более сложные технические знания, надежный опыт, накапливавшийся в течении жизни.
Понятно, что с окончанием первобытной эпохи, развитием производительного труда старые, опытные люди стали цениться. Пусть они сами не могли работать, зато могли подсказать молодым и сильным, как выполнить дело наилучшим образом.
Известно, что обычаи сохраняются в том случае, когда они приносят практическую пользу общине. То же касается и самых живучих пережитков первобытнообщинного строя на Кавказе. Кавказцы издревле страдали от малоземелия по причине сильной расчлененности рельефа. Но и на своих малых кусках земли они не могли трудиться в полной мере: связывающий Европу и Азию Кавказ всегда привлекал всякого рода завоевателей, и местное население постоянно отвлекалось от хозяйствования на борьбу с ними. Часто люди страдали от неурожаев и голода. Поэтому обычай, о котором рассказывалось в самом начале статьи, воровать скот и зерно у более успешных соседей сохранялся вплоть до советской эпохи, когда государство само начало распределять доход от земель равномерно между населением.
ЧЕЧНЯ. В регионе представлен новый начальник пограничного управления
ЧЕЧНЯ. Министр культуры региона поручил устранить технические недочёты в Центре народного творчества
ЧЕЧНЯ. Гудермес победил во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
ЧЕЧНЯ. Чеченский ФК «Драго» стал победителем Лиги чемпионов СКФО
ЧЕЧНЯ. Чечня и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в сфере онкозаболеваний
ЧЕЧНЯ. Для обеспечения жильем детей-сирот в регион направят 1,3 миллиарда рублей
ЧЕЧНЯ. Ахмед Хазбулатов стал чемпион мира по универсальному бою
ЧЕЧНЯ. Фонд Кадырова премировал победителей фестиваля-конкурса «Орфей- 2024»