ЧЕЧНЯ. В этой статье представлен собранный в разных источниках материал по действиям ВВС РФ на территории Чеченской Республики (29 ноября 1994 - 14 сентября 1996 года) для ознакомления и углубления понимания конфликта.
Рано утром 1 декабря 1994 г. штурмовики Су-25 провели атаку по двум из трёх действующих аэродромов Чечни: Калиновская и Ханкала. Позже, этим же днём, удар был произведён и по аэродному Грозный-Северный. За один день из строя была выведена вся авиация Чеченской Республики. Указ о начале боевых действий ещё не был подписан, но всем уже было понятно - война началась.
В период с 21 по 24 декабря бомбардировкам подверглись укреплённые районы и военные городки в окрестностях Грозного, танкоремонтные цеха завода "Красный молот", укрепленные позиции боевиков около дворца Дудаева и антенна местного телецентра, с помощью которой осуществлялась связь и координация действий сепаратистов по всей территории Чечни.
21 декабря над Чечней был восстановлен полный контроль воздушного пространства. С этого дня самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 создали в зоне республики и на прилегающих районах целиком контролируемое поле. Также постоянно осуществляли боевое воздушное патрулирование истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27 для того, чтобы исключить создание моста для поставки боевикам по воздуху оружия и подкреплений.
22 декабря 1994 г. две пары бомбардировщиков Су-24М нанесли удары бомбами ФАБ-500 по отрядам боевиков, подтягивавшихся с северо-восточного направления к Грозному по шоссе Старая Сунжа-Беркет-Юрт. Бомбили также мосты через реку Сунжа. Но с 24 декабря Президент Б.Н. Ельцин для "успокоения общественного мнения" наложил запрет на бомбардировки Грозного. Из-за большого резонанса в прессе, созданного, в том числе, за счёт активной работы западных журналистов в стане сепаратного движения самопровозглашенного государства Ичкерия. При этом, конечно, будет глупо отрицать действительные потери среди гражданского населения во время работы авиации: бомбы класса ФАБ-500 вряд ли оставляют кому-то надежду на спасение вне специально оборудованных укрытий. Но воздушные удары по военным целям за пределами города продолжались. В это время для изоляции района боевых действий и препятствования подхода подкреплений к осажденным в городе боевикам, стали применять бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3, которые били по местам скопления и путям выдвижения сепаратистов в районах Аргуна, Гудермеса и Шали.
Несмотря на улучшение метеоусловий 29 декабря, из-за действующего запрета Президента штурм Грозного проводился без авиационной поддержки, что привело к неоправданно высоким потерям со стороны российских войск. П.С. Грачёв в последствии не раз перекладывал ответственность за провальный штурм на плечи "не сработавшей" авиации:
— Павел Сергеевич, а как же ваше печально знаменитое обещание взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка?
— А я и сейчас от него не отказываюсь. Только выслушайте полностью то моё высказывание. А то ведь выхватили из контекста большого выступления лишь одну фразу — и давай муссировать. Речь шла о том, что если воевать по всем правилам военной науки: с неограниченным применением авиации, артиллерии, ракетных войск, то остатки уцелевших бандформирований действительно можно было уничтожить за короткое время одним парашютно-десантным полком. И я действительно мог это сделать, но тогда у меня были связаны руки.
Штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24М стали применяться (в ограниченных приказом масштабах) по целям в городе только с 3 января 1995 г. по вызовам наземных войск для подавления узлов обороны боевиков и блокирования путей подхода подкреплений. Городские условия боя не раз требовали от летного состава и авианаводчиков крайней точности в работе, так как позиции федеральных войск и боевиков располагались крайне близко друг к другу. Были и случаи "дружественного огня", когда под авиационный налёт попадали наши же солдаты.
29 декабря с бомбардировщика Су-24М прямым попаданием КАБ-500Л была разрушена дамба южнее населенного пункта Чечен-Аул. Что примечательно, данное поселение ещё не раз будет мелькать в сводках - в том числе и как один из пунктов сбора и ведения боевых действий представителями УНА-УНСО. В начале января бомбардировщики Су-24М с помощью бомб КАБ-1500Л уничтожили два шоссейных моста через реку Аргун восточнее Грозного, по которым осуществлялась переброска подкреплений боевиков в зону боевых действий. Работа велась и ночью при освещении города осветительными бомбами, которые сбрасывали бомбардировщики Ту-22М3.
В начале 1995 г. было предприянто уничтожение главного штаба дудаевских формирований, расположенного в бывшем здании грозненского обкома КПСС - дворце Дудаева. По не совсем понятным причинам ранее это здание не подвергалось ударам авиации, и в нем разместился главный штаб боевиков. К тому же дворец, построенный с учетом повышенных норм прочности, был превращен экстремистами в мощный опорный пункт с подземным переходом, связывающим один из корпусов с бункером Дудаева. Обстрел здания артиллерийско-минометным огнем не давал желаемого результата. 17-18 января, как только позволили погодные условия, штурмовики Су-25 нанесли по штабу боевиков несколько авиаударов с применением тяжелых бетонобойных бомб БЕТАБ-500. Только в подземельях погибло не менее 130 боевиков. 19 января разведбатальон федеральных войск захватил президентский дворец.
После падения дворца, дудаевцы отошли из центра города за реку Сунжа, а позже начали общий отвод сил из Грозного. Фронтовая и армейская авиация стала выполнять задачи прерывания коммуникаций и изоляции района боевых действий с целью предотвращения отхода крупных сил противника. До февраля самолеты ВВС не имели потерь, хотя 12 штурмовиков имели повреждения от зенитного огня. Все машины вернулись на свои базы - один из самолетов дотянул до аэродрома с разбитым стабилизатором, другой - на одном двигателе.
Первые потери произошли 3 февраля, когда бомбардировщик Су-24, летевший на малой высоте в плотном тумане, врезался в гору юго-восточнее станицы Червленная. Экипаж погиб. 4 февраля во время атаки мощного опорного пункта боевиков южнее Чечен-Аула огнем ЗСУ-23-4 "Шилка" из засады был сбит штурмовик Су-25. Летчик успел катапультироваться, но предположительно был убит боевиками после приземления.
10 февраля по укрепрайону "Черноречье", расположенному юго-восточнее Грозного, в котором находился командный пункт противника, был нанесен массированный удар. Он выполнялся в три волны, с применением артиллерии, ракетных систем залпового огня, самолетов Су-25 и ударных вертолетов Ми-24. Укрепрайон был уничтожен. К началу марта, после освобождения Грозного и его окрестностей, наступило некоторое затишье.
С 1.12.1994 по 17.03.1995 гг. российские ВВС помимо всей авиации Дудаева уничтожили в Чечне 20 танков, 25 БТР, 6 самоходных зенитных установок, до 10 артиллерийских орудий и более 130 автомобилей военного назначения. Разрушено 7 мостов, несколько складов горюче-смазочных материалов и боеприпасов и другие военные объекты противника. За указанный период было потеряно два самолета (Су-25 и Су-24), причем один из них при отсутствии огневого воздействия со стороны противника, 14 самолетов было повреждено зенитным огнем. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации П. Дейнекин так говорил об этих событиях:
В связи с выполнением поставленных боевых задач была создана авиационная группировка Военно-Воздушных Сил. Ее основу составила 4-я воздушная армия, усиленная подразделениями разведывательной, штурмовой, бомбардировочной и дальней авиации. Основная боевая работа велась с нескольких базовых и оперативных аэродромов, расположенных в северо-кавказском регионе. Кроме того, были подготовлены к круглосуточному приему и выпуску самолетов ВТА аэродромы других ведомств (к примеру, Беслан), а после взятия города – и "Грозный-Северный".
Воздушные перевозки военно-транспортной авиацией и боевые действия федеральной авиацией велись в крайне сложных, характерных для северо-кавказского региона в осенне-зимний период года, метеоусловиях. Низкая облачность, обледенение летательных аппаратов в воздухе и аэродромов на земле, снегопады, туманы – все это усложняло выполнение задач.
Недостаточное финансирование ВВС за последние годы не позволило нам совершенствовать аэродромную, сеть, а также создать необходимые запасы материальных средств: боеприпасов, ГСМ, запчастей и продовольствия. К началу операции они составили не более 50% от установленных норм. Восполнение расходов материальных средств в ходе операции в значительной степени осуществлялось не за счет поставок из промышленности, а путем изъятия из запасов других авиа-объединений.
Выйдя на ближние подступы к городу Аргун, федеральные войска вместо штурма предприняли попытки вступить в переговоры с населением, убеждая местных жителей изгонять боевиков из своих населённых пунктов. Вместе с тем, российские подразделения занимали господствующие высоты над селениями и городами. Благодаря этому, 15-23 марта был взят Аргун, 30 и 31 марта были взяты города Шали и Гудермес соответственно. Однако, отряды боевиков не были уничтожены и беспрепятственно покидали населённые пункты. Для препятствования подтягиванию противником резервов фронтовая и армейская авиация нанесла ряд ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения боевиков в районах сел Атаги, Шаами-Юрт, Шали и Мескер-Юрт.
21 марта российские войска перешли в наступление. 22 марта боевики при поддержке танков пытались деблокировать Аргун со стороны Шали и Гудермеса, но вызванные штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 заставили боевиков отступить от города, понеся большие потери. Вертолеты с помощью ПТУР "Штурм" уничтожили 9 танков и бронемашин, а "грачи" атаковали пехоту противника с помощью ракет С-8 с кумулятивно-осколочной боевой частью. 23 марта Аргун пал, а 30 марта был взят второй по величине город Чечни - Гудермес.
В отличие от Грозного при взятии Аргуна и Гудермеса точечным авиаударам подвергались только опорные пункты и позиции бронетехники на окраинах этих городов. С начала апреля погода в Чечне заметно улучшилась, что позволило активизировать действия штурмовиков и вертолетов. Характерной особенностью применения авиации (на примерах боев за Шали и в середине апреля за горное село Бамут) является проведение наступательной операции сухопутных войск без предварительной авиационной обработки линии и очагов обороны противника. Российское командование объясняло подобную тактику (в отличие от классических военных действий) желанием избежать разрушений и жертв среди мирного населения. И только натолкнувшись на ожесточенное сопротивление боевиков и понеся значительные потери, войска вызывали для поддержки штурмовики и вертолеты. От этой тактики отказались только в мае, когда осмыслили происходящее, и боевые действия переместились в горные районы с малой плотностью населения.
Темп боевых действий опять был замедлен мораторием на применение вооруженной силы в Чечне с 28 апреля по 12 мая, провозглашенным Президентом Б.Н. Ельциным в преддверии праздников 1 мая и 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Федеральные силы вынуждены были прекратить боевые действия, ведя только патрульные и разведывательные полеты над чеченской территорией. Боевики, со своей стороны, получили возможность использовать эту передышку для наращивания сил и укрепления своих позиций, не упуская возможности обстрелять блокпосты и автоколонны федеральных войск. В этот очередной "мирный" период 5 мая был потерян один штурмовик Су-25. В этот день пара самолетов выполняла на малой высоте патрульный полет в районе населенного пункта Беной. При огибании ведущим горной гряды внезапно по нему с фланга из засады ударил ДШК со склона горы. Самолет врезался в землю. Летчик погиб еще в воздухе - пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.
В ходе объявленной передышки боевикам удалось скрытно подтянуть значительную часть своих сил к Грозному, и 14 мая 1995 г. они начали массированный минометный и артиллерийский обстрел города. 15 мая федеральные войска при поддержке авиации отбросили сепаратистов от города. В этот же день российские войска начали общее наступление в глубь горных районов. 21 мая бомбардировщик Су-24М с помощью одной КАБ-500КР уничтожил здание, занятое отрядом боевиков, юго-западнее населенного пункта Дачу-Борзой. 24 мая самолетом того же типа был уничтожен склад оружия и боеприпасов, размещенный дудаевцами в пещере южнее населенного пункта Зоны. Данные фотоконтроля подтвердили прямое попадание двух КАБ-500Л с лазерной системой наведения в створ пещеры.
Центром, где сосредоточились различные командные структуры противника после отхода боевиков в горные районы, стал поселок
Ведено, который представлял собой сильно укрепленный пункт. Перед авиацией федеральных сил была поставлена задача ликвидировать командные структуры дудаевцев и средства управления их формированиями. 28 мая Су-24 одиночной бомбой КАБ-500КР поразил левое крыло здания главного штаба боевиков, расположенного в поселке. 31 мая в ходе очередного авиационного налета были уничтожены в первом заходе клуб, в котором размещалась мощная радиостанция боевиков, и сам штаб. Во время других двух заходов были уничтожены здания особого отдела и военной комендатуры. В этот же день "грачи" бомбили позиции чеченских формирований в горловинах Веденского и Аргунского ущелий. После взятия российскими войсками 3 июня стратегически важного пункта Ведено, боевики полностью утратили единое командование и управление боевыми формированиями, а также последнюю тяжелую бронетехнику.
Потеря сепаратистами Ведено завершила изоляцию двух военных группировок противника - шатойской и ножай-юртовской. В тот же день бомбардировщиком Су-24М был уничтожен пункт управления и связи боевиков, расположенный в Шатое. По цели была применена одиночная бомба КАБ-500КР. 11 июня началась операция по захвату Шатоя, последнего из 12 горных райцентров Чечни. 14 июня Шатой был взят федеральными силами. После завершения блокады этого населенного пункта, 13 мая боевики ночью его покинули и ушли в горы. После потери Шатоя организованное сопротивление боевиков было фактически сломлено.
В период с марта по июль 1995 г. потери ВВС составили два штурмовика Су-25 и один бомбардировщик Су-24М, причем потери непосредственно от огневого воздействия понесли самолеты Су-25 - оба "грача" были сбиты зенитным огнем (ЗСУ-23-4, ДШК) из засад. Боевые повреждения получили 24 самолета. После лета 1995 г. боевая авиация в Чечне применялась в очень ограниченных масштабах.
Основным оружием российской авиации в боевых действиях 1994-1996 гг. были НУРС С-5, С-8 и С-24Б, фугасные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500 калибра 250 и 500 кг соответственно, осколочные и осколочно-фугасные бомбы, а также бетонобойные бомбы БЕТАБ-500 против высокопрочных точечных целей. В целом за время боевых действий доля высокоточных боеприпасов составила всего лишь 3% от общего количества примененных авиационных средств поражения.
Практически все
зенитные средства сепаратистов были размещены на подвижной базе: ЗСУ-23-4 "Шилка", ЗУ-23 на шасси "КамАЗов", пулеметы ДШК на джипах, вездеходах и УАЗ-469, гранатометы и стрелковое оружие, перевозимые на легковых машинах. К началу боевых действий дудаевцы располагали около 40 мобильными установками ЗУ-23, более 80 установками с ДШК и 20 ЗСУ "Шилка", часть из которых имела радиолокационное наведение. Кроме того, противник имел на вооружении ПЗРК "Стрела-3", "Игла-1" и "Стингер". Так говорил о противнике Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации П. Дейнекин:
Действовать приходилось против вооруженной до зубов фактически полноценной армии. Армии хорошо обученной, оснащенной и имевшей на вооружении самолеты, бронетехнику, реактивные системы залпового огня и ПВО. Сплошь и рядом танки и орудия устанавливались не в чистом поле, а у школ, детских садов, во дворах жилых домов. Понятно, что при уничтожении таких целей не могли не пострадать строения Если бы ВВС не выполнили своих задач, то количество погибших российских солдат было бы на порядок выше У нас есть все основания гордиться мужеством авиаторов.
За ход событий Первой кампании всего выполнен 17 241 самолето-вылет.
checheninfo.ru