Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Удины и Азербайджан.


Просмотров: 1 265Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Удины и Азербайджан.
Удины на богослужении в церкви в селе Нидж, Габалинского района Азербайджана. Иконы, как можно заметить, у них православные.Удины - небольшой народ, живущий в Азербайджане (историческая родина), а также в России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах. Численность их около 10000 человек. Они потомки жителей одного из древнейших государств Закавказья - Кавказской Албании (Алвании, Алуанка, не путать с европейской Албанией на Балканах), географически занимавшей территорию Северного Азербайджана и Южного Дагестана. На своей исторической родине они ныне проживают преимущественно в большом селе Нидж, Габалинского района, Азербайджан.

Собственно удины - потомки древнего населения (племени утиев) исторической области Утик, у античных авторов известной как Отена или Сакасена, примерно со II века до н.э. бывшей одним из гаваров (округов) Великой Армении, а в 387 году после раздела Армении между Римской и Персидскими империями, вошедшей в состав вассальной персидским Сасанидам Кавказской Албании.

Отдельно хотел бы рассказать об религиозной принадлежности удин. Кавказская Албания - одно из первых в мире христианских государств, на минуточку - одно из первых христианских государств в мире (после ассирийской Осроены и Армении) и первое христианское государство на территории нынешней России, так как в состав Кавказской Албании, как я уже написал выше, входили земли современного южного Дагестана вместе с городом Дербентом.

По древнему преданию, зафиксированному у историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского),христианство на землях Кавказской Албании впервые проповедовал святой Елисей, ученик апостола св. Фаддея, и основал церковь в селе Киш (ныне Шекинский район Азербайджана).

Церковь в селе Киш. Когда-то там жили удины, но с 19 века село населяли закавказские турки (азербайджанцы). Алванский царь Урнайр принял крещение от святого Григория Просветителя.  Церковь Кавказской Албании находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью. Вместе с армянами алванцы отвергли Халкидонский собор - на Вагаршапатском (491 год) и Двинском (527 год) церковных соборах. Правда, среди алванского духовенства были поползновения (под влиянием греков и грузин) отложиться от единства с ААЦ и принять халкидонизм. Последняя такая попытка была предпринята алванским католикосом Нерсесом I Бакуром (688—704), который склонил к греко-православию царицу Спарам, некоторых иереев и аристократов. В ответ алванское духовенство, сохранившее верность миафизитству, настучало на Бакура и на царицу арабскому халифу, от которого Кавказская Алвания находилась в вассальной зависимости, дескать католикос "продался ромеям". По приказу халифа Нерсеса и Спрам заковали в цепи и отправили в ссылку. А алванские миафизиты, собрали собор, на который пригласили армянского католикоса, в очередной раз прокляли "ереси греков и иверов" и постановили, что впредь, во избежание рецидивов халкидонизма, католикос Алванской Церкви будет рукополагаться католикосом ААЦ.

Подробнее об этих перепетиях можно почитать у албанского историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского) в "Истории страны Алуанк" (Книга III, глава 3-9)

Позднее, под влиянием сначала арабов, а потом тюрок, большинство алванцев приняло ислам и ассимилировалось, приняв таким образом участие в этногенезе современных азербайджанцев. Из тех же кто сохранил верность христианству, многие арменизировались. Этому способствовало то, что со времён утраты Арменией своей независимости ААЦ стала чисто этноконфессиональным сообществом. Соответственно письменным и богослужебным языком Алванского каталикосата был армянский язык (алванская письменность, изобретённая св. Месропом Маштоцем благополучно забылась).

И только очень небольшая группа алванцев умудрилась одновременно и сохранить верность Христу и не раствориться в армянах. Это и были удины. Надо отметить, что С XI века, в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, и какая-то часть удин в средние века всё же стала халкидонитами.

Последний удар по их относительной религиозной самобытности был нанесён после уничтожения властями царской России (понижения до статуса митрополии при Александре I и упразднение в правление Александра I) Алванского Каталикосата, в юрисдикции которого находились удины. Почему относительной? Да потому, что сам этот католикосат был к тому времени давным-давно армянским по богослужебному языку (албанская письменность была благополучна забыта ещё в раннее средневековье) и национальной принадлежности паствы и даже центром своим имел монастырь Гандзасар в армянском Арцахе (Хаченское княжество). Но тем не менее...

В настоящее время из-за армяно-азербайджанской войны, по понятным причинам, все церковно-религиозные связи удин с Армянской Апостольской Церковью оказались прерванными. Но исламизации они не подверглись. Во-первых, потому, что современный Азербайджан - светское государство, а большинству азербайджанцев чужд исламский фанатизм (в отличие от фанатизма националистического), а во-вторых азербайджанские власти и обслуживающие её интересы идеологи и пропагандисты носятся с идеей "воссоздания Церкви Кавказской Албании", что позволит, как им кажется, ещё более убедительно обосновать свои притязания на Карабах, который, как я сказал выше, был центром упразднённого в XIX веке Алванского католикосата. И ничего страшного, что удины разговаривают на языке нахско-дагестанской языковой группы (близок к языку лезгин), а не на языке закавказских турок-огузов, проживающих на территории нынешнего Азербайджана и бывшей Кавказской Албании со времён динозавров и Лемурии.

В отличие от удинов, жителей Варташена (нынешнего Огуза), в большинстве своём вместе с армянами, переживших погромы и изгнание, жителям села Нидж, Габалинского района, властями Азербайджана было милостиво позволено жить в этнографическом заповеднике и даже восстановили для них сельскую церковь (попутно уничтожив там все надписи на стенах на грабаре), хотя в том же несчастном Варташене-Огузе албанские церкви лежат в руинах и (или) служат загонами для скота.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"