ЧЕЧНЯ. Спланированный теракт, губительная халатность или предательство? Окунемся в историю ужасающей катастрофы и сделаем выводы!
ПЗРК и война в Чечне. Еще со времен афганской войны считалось, что основным средством борьбы против авиации являются ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы). Их эффективность подтвердилась и в ходе обеих "чеченских кампаний", часть потерь авиации была связана именно с ПЗРК. Причем в отличии от Афганистана, в Чечне применялись прежде всего комплексы советского производства "Стрела-1/2" и "Игла", доставшиеся от разграбления оставленного в 92-93 годах военного имущества при бегстве частей из Чечни. Хотя имело место быть и применение американских "Стингеров".
17 сентября 2001 года погибла высокопоставленная комиссия из Министерства Обороны РФ. Командующий Объединенной групировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Валерий Баранов заявил, что пусков из ПЗРК в Чечне на тот момент было зафиксированно всего 5, в том числе 2 из них с попаданием в цель. Тем не менее, соответствующих выводов сделано не было, и в итоге произошла трагедия, превзошедшая по масштабу нашумевшую катастрофу подводной лодки "Курск". 19 августа 2002 года при заходе на посадку на аэродром Ханкала после выполнении четвертого разворота в 16 часов 54 минуты в вертолет-гигант Ми-26, пилотируемый экипажем майора О.В. Батанова, из ПЗРК "Игла" была выпущена ракета, которая попала в правый двигатель и взорвалась. В результате этого, согласно официальному отчету "произошло разрушение трубопроводов подвода топлива к расходным бакам, агрегатов гидросистемы, что привело к остановке двух двигателей, отказу основной и дублирующей гидросистем, прорыву в салон грузовой кабины горящей топливовоздушной массы и термическому поражению пассажиров".
Экипаж пытался посадить вертолет с отказавшим управлением. При пробеге по грунту вертолет столкнулся с остатками кирпичной стены, в результате чего разрушилась передняя стойка шасси и произошел обрыв хвостового винта с хвостовым редуктором, а затем главный редуктор провалился в грузовую кабину. Члены экипажа, покинув горящую машину пытались оказать помощь пассажирам, по трагическому совпадению посадка была осуществлена прямо на минное поле, защищающее базу в Ханкале от вылазок боевиков. По этой причине тушение горящего вертолёта было невозможно, а эвакуация раненых — затруднена. После того как сапёры проделали в минном поле проходы, тушить было уже нечего.
На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам, всего на борту было 147 человек, включая 5 членов экипажа, 117 человек погибли на месте, еще 10 скончались в госпиталях.
Что же это было и кто виноват? В первую очередь стоит сказать, что все трагедии не имеют одной причины, это всегда стечения причин по одиночке не способных привести к трагедии, но вкупе являющие собой гремучую смесь. Конечно,
основная ответственность лежит на командовании.
Вопросы, почему не были сделаны выводы из трагедии 2001 года:почему боевики смогли безнаказанно оборудовать позицию вблизи основной базы Вооруженных сил в "зачищенном" и постоянно патрулируемом Грозном;
почему Ми-26 вообще использовались для перевозки личного состава, в нарушение приказа Министра обороны № 225 от 1997 года, который запрещал перевозку личного состава на вертолётах Ми-26, Ми-6 и Ми-14;
кто и почему допустил, что вертолет был набит людьми под завязку, ведь при условии полной заправки (Ми-26 может брать на борт до 82 человек, но на борту находилось аж 142 пассажира).
Все эти вопросы навсегда останутся без ответа. После трагедии в министерстве и в командовании группы войск полетели головы, но почему для наведения порядка должно было погибнуть столько людей? Было ли это предательство и сговор с боевиками или обычная армейская халатность, каждый, я думаю, решит для себя сам.
Самый первый сбитый вертолет в Чечне, что попало на пленку западных журналистов?
Источник: WAR EXPRESS
checheninfo.ru