ДАЙДЖЕСТ: |
- На ваш взгляд, что даст освобождение оккупированных территорий экономике Азербайджана в ближайшие годы?
- Я считаю, что освобождение оккупированных территорий может дать серьезный стимул для экономического роста в Азербайджане. Экономика нашей страны как по ресурсному потенциалу, так и с точки зрения возможностей наращивания инвестиционных потоков достаточно внушительна по сравнению с территориями. В этой связи освобожденные территории, которые будут служить основой для прироста инвестиций, для регионального развития азербайджанской экономики, могут дать толчок, необходимый в условиях посткризисной экономики. Мировая экономика погружается в глубокую яму, и выход из нее будет более эффективен в случае, если имеется потенциал для наращивания денежной массы для прироста инвестиций.
Кстати говоря, наше постсоветское пространство имеет существенные возможности для прироста, поскольку здесь ощущается недостаток денежных ресурсов, хронически не хватает инвестиций. Думаю, что прирост инвестиций должен стать драйвером экономического развития на всем постсоветском пространстве.
Азербайджан в этом аспекте получает дополнительный стимул для прироста, потому что инфраструктура в тех районах, которые были оккупированы в течение уже почти 30 лет, была разрушена. Чтобы восстанавливать инфраструктуру, строительный сектор, в целом экономическую динамику в этом регионе, нужны инвестиции. Это будет служить серьезным стимулом для экономического роста. В первые годы это ляжет тяжелым бременем на экономику страны, потому что и карантин поджимает, и цены на нефть достаточно неблагоприятные, и мировая экономика в целом в кризисе.
Если удастся реализовать адекватную политику макроэкономического управления, увеличить объем инвестиций в экономику страны, то лет через пять-семь Азербайджан сможет выйти на достаточно внушительную траекторию роста. Региональная экономическая интеграция и интеграция этих районов в единую экономическую систему Азербайджана - направления, которые должны дать стимул для его экономического развития.
- На ваш взгляд, какие сферы в первую очередь можно было бы возродить в этих регионах?
- На первый взгляд, это сельское хозяйство, ведь традиционно эти регионы были аграрными. Но надо понимать, что экономика сильно меняется. Когда мы говорим о развитии сельского хозяйства, придется иметь в виду, что речь идет не о том, чтобы посадить сады, разбить огороды, потом собрать фрукты, овощи и перепродать в сыром виде в Россию. Сейчас высокие технологии в значительной степени определяют общий вектор развития отраслей экономики. Перерабатывающая сфера сельского хозяйства с активным внедрением биотехнологий, генной инженерии, высоких технологий - это те направления, которые могут дать существенный прирост.
Не надо забывать, что в регионе природные ресурсы имеются в значительном объеме: это и горнодобывающая промышленность, и запасы золота, и других драгоценных металлов. Развитие цветной металлургии - весьма перспективное направление. Но здесь речь должна идти об обрабатывающей промышленности. Просто добывать и реализовывать сырье на экспортных рынках, контрпродуктивно. Такой подход не будет способствовать усилению конкурентоспособности экономики. Продолжать экспортировать сырье на падающие западные рынки - не тот путь, который необходим сегодня Азербайджану. Вкладывать нужно в глубину обработки, в переработку. Важно будет подходить к экономической политике на совершенно новых основах.
- Карабахская земля богата водными ресурсами - Сарсангское водохранилище, Суговушанское водохранилище? Какой стимул они дадут развитию экономики Азербайджана?
- Водный потенциал нашей страны будет существенно дополняться. Для регионального развития в Азербайджане основной проблемой все последние годы был недостаток воды. Если составить реальный межотраслевой баланс азербайджанской экономики, то мы легко можем увидеть, что недостаток водных ресурсов зачастую нивелировал эффекты от достаточно больших для объемов азербайджанской экономики капиталовложений. Мы видели, что буксуют целые программы, связанные с региональным развитием, в том числе по сельскому хозяйству. Это связано с тем, что зачастую окупаемость эти проектов была очень невысока, рентабельность была низкой. Фактически стоимость водных ресурсов приводила в состояние низкой экономической эффективности крупные для азербайджанской экономики проекты.
Водные ресурсы Карабаха - серьезное подспорье для развития сельскохозяйственного сектора нашей страны. Пополнение водного потенциала должно способствовать экономическому росту в регионах страны. Но важный момент будет связан с эффективностью макроэкономического управления. К сожалению, во многих сферах регионального развития были допущены провалы. Это связано и с теми государственными структурами, которые должны были составить водный баланс. Не случайно глава государства по этому поводу сделал весьма жесткое замечание соответствующим структурам правительства. Несмотря на то, что почти 30 лет страна живет в условиях независимости, на мой взгляд, так и не был составлен эффективный водный баланс страны. Думаю, что воля главы государства должна повлиять на решения экономического блока правительства, и использование водного потенциала будет служить интересам устойчивого и опережающего развития азербайджанской экономики.
- Карабахская земля славится своим природным ландшафтом. В этой связи каковы ваши ожидания от развития туристической сферы?
- Здесь я не соглашусь экспертами, которые предрекают буквально через год-два шквал иностранных туристов в Карабах и вообще в Азербайджан. Туризм - одна из тех сфер, которые наиболее сильно пострадают в результате нынешнего мирового экономического кризиса. Все последние десятилетия после внедрения политики стимулирования пресловутой рейганомики в США, туризм развивался за счет резкого увеличения кредитования экономики и формирования соответствующего среднего класса. Нынешний мировой экономический кризис больнее всего ударит по среднему классу. Поэтому в целом туристическая индустрия в ближайшие годы по всему миру будет переживать не лучшие времена.
Что касается внутреннего туризма, то есть предпосылки для прироста. Международный туризм будет пребывать в кризисе в ближайшие годы, что даст возможность для развития внутреннего туризма. Людям все равно нужно отдыхать. Если соответствующие структуры правительства смогут построить туристическую индустрию, доступную для широких слоев населения в Азербайджане, то для внутреннего туризма карабахский регион может стать привлекательным местом с точки зрения инвестирования в эту сферу. Здесь важно правильно расставить акценты и с самого начала в реализации инвестиционной политики в сфере туризма сделать упор на развитие внутреннего туризма.
- Граница с Ираном уже освобождена от оккупации. Насколько в этой связи есть потенциал для дальнейшего развития энергетического сектора региона, учитывая, что там находятся Худаферинская ГЭС?
- В последние месяцы достаточно часто говорилось о возможностях интеграции энергосистем России, Ирана и Азербайджана. Думаю, что это достаточно перспективное направление, потому что все три страны в регионе являются существенными центрами в энергетическом сегменте и фактически донорами регионального развития с точки зрения энергетической составляющей. Надеюсь, мы станем свидетелями углубления интеграции в регионе с точки зрения энергетической политики, возможно, налаживания единой энергосистемы. Это повысит энергоэффективность и ресурсосбережение, возможно, оптимизирует рыночные поставки, потому что есть регионы Ирана, куда поставлять энергию из освобожденных от оккупации территорий может быть значительно более выгодно с экономической точки зрения, чем отправлять туда энергопотоки с территории самого Ирана.
Эти все моменты важно просчитать, проанализировать. Думаю, что от углубления экономической интеграции в регионе могут выиграть все страны. Сотрудничество в энергетической сфере между странами региона крайне целесообразно. Конечно, могут появиться внешние акторы, которые будут стараться ставить палки в колеса региональной экономической интеграции, но, на мой взгляд, достаточно прагматичный характер и опыт политического руководства наших стран может позволить добиться принятия тех решений, которые действительно служили бы интересам наших государств.
- В советское время из Баку в Ханкенди вели и железная дорога, и автомобильная дорога. По железной дороге расстояние составляло порядка 400 км. Как восстановление путей повлияет на развитие коммуникационного потенциала региона?
- Трудно говорить о полномасштабном сотрудничестве в регионе, когда еще идут боевые действия. Надо подходить к этим вопросам более масштабно. Но необходимо понимание того, что любые войны кончаются миром. Сотрудничество в регионе с точки зрения долгосрочного развития безальтернативно.
Если обратиться к тому же советскому опыту, который вы упомянули, надо иметь в виду, что фактически все ныне независимые страны входили в единый достаточно эффективный народно-хозяйственный комплекс великой державы. В этом плане в разных регионах бывшего Советского Союза эти сепаратистские настроения, которые были, на мой взгляд, спровоцированы далеко за пределами нашей тогда еще необъятной страны, эти политические провокации преследовали цель добиться экономической дезинтеграции и деградации в регионе. Но рано или поздно история все ставит на свои места. Думаю, что в ближайшие годы дезинтеграционные процессы должны завершиться.
Надо понимать, что развал Советского Союза начинался именно с Нагорного Карабаха, когда подпитанные заокеанскими и западноевропейскими политиками круги, которые тесно были связаны с армянской диаспорой, фактически начали этот кровопролитный конфликт. Этим они загнали армянский народ в ловушку. После того как проблема будет решена, все страны региона, народы, населяющие эти страны придут к тому, что через углубление экономической интеграции, через налаживание гуманитарного диалога лежит путь для долгосрочного развития этого региона. Надеюсь, что политическая воля руководителей наших стран, в первую очередь, речь идет о Российской Федерации, об Азербайджане, о тех странах, где руководство осознает необходимость и безальтернативность устойчивой экономической интеграции, послужит тому, чтобы ближайшие годы стали временем развития.
Уверен, что те политические силы, выступавшие за дезинтеграцию, которые щедро финансировались со стороны всевозможных соросовских и прочих фондов, отправятся на свалку истории. В результате все народы, населяющие регион, получат те правительства, которые будут вести наши страны к развитию и к процветанию. Уверен, что и инфраструктурные проекты, и транспортные проекты в регионе будут доведены до конца. И мы станем свидетелями того, что Баку и Ханкенди будет связывать и автомобильное, и железнодорожное сообщение, будут возобновлены авиаперевозки. Очень надеюсь, что наш регион станет регионом благополучия и процветания.
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет
В Национальном Собрании произошел инцидент между журналистом и сотрудниками СГО Армении
ИНГУШЕТИЯ. За мошенничество при получении выплат осуждена жительница Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия в числе лидеров по реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение»
ИНГУШЕТИЯ. Майнинг-хищение электроэнергии на 85 млн рублей пресекли в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии реализуют более 80 региональных проектов