>АЗЕРБАЙДЖАН. Ставшее завершающим аккордом второй карабахской войны освобождение Шуши дало возможность конфликтующим сторонам прийти к согласию и подписать 9 ноября прошлого года при посредничестве России заявление о прекращении огня. Лачин армянская сторона вернула Азербайджану 1 декабря. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развернут российский миротворческий контингент. А 30 лет назад в этих местах разворачивались страшные события.
9 января 1991 года на дороге Лачин - Шуша у села Галадереси армянские сепаратисты убили журналистку Салатын Аскерову, командира батальона, подполковника советской армии Олега Ларионова, начальника штаба военной комендатуры Лачинского района Азербайджана, майора Игоря Иванова и водителя, сержанта Ивана Гойека. Их машину расстреляли из автоматов и снайперской винтовки с двух направлений - по ходу движения и сзади по левому борту. Трое погибли практически сразу. Раненый Ларионов сумел выскочить из машины и отстреливался до последнего патрона, после чего бандиты подошли раненому офицеру и добили его выстрелами в упор.
Подполковник Олег Ларионов был родом из Тайшета Иркутской области, известного как место, где начинается БАМ; больше пяти лет командовал батальоном, который весной 1990 года выдерживал атаки армянских националистов на село Баганис Айрум в Газахском районе. Там Ларионова называли "газахским комбатом". За его голову армянские националисты обещали награду в 10 тысяч рублей... На машине, у которой Ларионов отстреливался от бандитов, потом насчитали 113 пробоин от пуль...
...Салатын Аскеровой не было и 30 лет. Он работала спецкором газеты "Молодежь Азербайджана", и после начала армянских националистических выступлений стала ездить по селам, оказавшимся в зоне разгоравшегося конфликта - и за информацией, и с примирительной миссией. Коллеги рассказывают, что как-то в Лачинском районе Салатын хотела сделать репортаж из зоны, в которую журналистов не пускали – было слишком опасно. Поняв, что уговоры ни к чему не приведут, она вскочила на коня коменданта и на скаку крикнула солдатам: "Если догоните, обещаю больше не нарушать ваших правил!"
За два месяца до трагедии Салатын уже была на краю гибели, когда в сопровождении офицера российской армии отправилась в село, населенное преимущественно армянами. Там на нее набросились националисты. Офицер закрыл девушку собой, спрятал в машине, но сам получил смертельное ранение камнем в голову. После этого родные и коллеги умоляли Салатын больше не ездить в зону начинавшегося конфликта, но она была непреклонна: "Если не я, то кто?" Так она видела свой журналистский долг, так проявлялась ее любовь к своей Родине, своей семье, своему сыну Джейхуну, который, когда вырос, тоже стал журналистом.
Трагедия на дороге Лачин–Шуша потрясла всех: это был первый случай убийства журналиста в Нагорном Карабахе. Указом президента Азербайджана Салатын Аскеровой было присвоено звание Национального героя Азербайджана (посмертно). Похоронена Салатын на Аллее шехидов в Баку, ее именем назвали улицу в азербайджанской столице. Именами советских военнослужащих названы улицы в Гяндже.
Через четыре месяца, в мае 1991 года, их убийцы были задержаны на территории Нагорного Карабаха. Имена преступников известны: Мкртчян Арно Михайлович, Петросян Грачик Арменакович, Мангасарян Арвид Ашотович, Арустамян Гагик Майорович (приговорены к смертной казни); Мкртчян Арташес Михайлович, Захарян Артур Арташесович, Саркисян Анвел Шабагатович, Осипян Енок Рубенович (к 15 годам лишения свободы), Григорян Гараген Серикович (к 5 годам лишения свободы). В мае 1996 года все они были переданы Армении для исполнения приговора суда, но там почему-то отпущены на свободу. Возможно, в Армении их сочли не убийцами, а героями.
Вероятно, сейчас кого-то из них уже нет в живых, но оставшиеся, хочется верить, понесут заслуженное наказание, как и другие преступники, творившие беззаконие в ходе карабахского конфликта.