>АЗЕРБАЙДЖАН. Накануне президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонные переговоры. Одной из центральных тем, наряду с Сирией и Ливией, стал Карабах. А именно – работа совместного российско-турецкого мониторингового центра в Агдаме. Зачем Турции совместное миротворчество с Россией в Карабахе, какую выгоду обеим странам принесет разблокировка транспортных коридоров в регионе и есть ли запрос на улучшение отношений? На эти вопросы "Вестник Кавказа" искал ответы вместе с тюркологом Яшаром Ниязбаевым.
О подробностях самих переговоров Путина и Эрдогана известно мало. Вот цитата из сообщения администрации турецкого лидера: "Эрдоган заявил, что совместный центр в Агдаме успешно выполняет задачу наблюдения и надзора за перемирием в Карабахе". На сайте Кремля в целом говорится о необходимости реализации договоренностей между лидерами РФ, Азербайджана и Армении, в которых и содержится пункт о совместном российско-турецком наблюдении за перемирием.
Эффективность мониторингового центра
Отсутствие в российском пресс-релизе упоминания совместной миротворческой работы в Агдаме отнюдь не нивелирует его значение для российской стороны. О его работе ранее не раз говорили представители российского МИДа. При этом не исключено, что для турецкой стороны центр в Агдаме имеет более важное значение, чем для российской.
"Мониторинговый центр в Агдаме для Турции носит принципиальное значение. Ведь у России есть миротворческие силы внутри Нагорного Карабаха, у Турции их нет. Присутствие вблизи этого региона дает туркам хоть какую-то возможность наблюдать за ситуацией в Нагорном Карабахе", - сказал "Вестнику Кавказа" главный редактор "МК Турция", автор телеграм-канала "Повестка дня Турции" Яшар Ниязбаев.
Поэтому о том, какова эффективность работы совместного центра, можно судить по турецким оценкам. "Судя по словам Эрдогана, центр достаточно эффективно выполняет свою работу, обеспечивает наблюдение и надзор за перемирием. Турецкие беспилотники участвуют в этом процессе. Учитывая, что серьезных инцидентов с момента создания центра в Агдаме не было, российско-турецкий тандем оправдал себя", - заметил эксперт.
Он напомнил об успешном опыте России и Турции по гарантии перемирия в Сирии. Наработанный опыт в Идлибе и северо-восточных территориях арабского государства поможет реализовать перемирие и в Нагорном Карабахе, подчеркнул Ниязбаев.
Разблокировка транспортных узлов
Одним из ключевых вопросов обсуждения двух президентов стала разблокировка транспортных коридоров. Эрдоган предложил провести встречу турецких, российских и азербайджанских экспертов для более эффективного использования транспортных магистралей, которые восстанавливаются в зоне ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
В совместных заявлениях лидеров РФ, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года говорится о разблокировке транспортного сообщения в регионе, с этой целью создана рабочая группа из представителей трех стран. Открытие автомобильных и железнодорожных путей позволит укрепить экономические отношения России и Турции, уверен Ниязбаев:
"Россия и Турция нуждаются в укреплении экономических отношений. Новые транспортные пути ускорят товарооборот, что пойдет на пользу обеим странам. Чем больше будет новых железнодорожных и автомобильных дорог, тем лучше".
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев предлагал открыть железную дорогу из России в Армению и Иран через азербайджанскую территорию, в частности, через Нахчыван.
Запрос на улучшение отношений
Совместная работа по урегулированию конфликта на Южном Кавказе – важная часть российско-турецкого стратегического партнерства, но не единственная.
"Россия и Турция уже почти четыре года работают в Сирии в рамках астанинского формата. Им удалось снизить эскалацию в Идлибе и Заевфратье. Они вносят весомый вклад в снижение напряженности в Ливии. Добавляя к этому двусторонние экономические проекты, можно сказать, что совместный мониторинговый центр в Агдаме – лишь часть партнерства Турции и России, способная еще больше укрепить его", - говорит Ниязбаев.
В заявлении администрации Эрдогана говорится о "запросе на улучшение отношений". Эксперт по Турции отмечает, что в ряде вопросов, в частности, в Сирии и Ливии, есть потенциал для разногласий, ибо Москва и Анкара поддерживают там разные политические силы. Поэтому необходимость улучшения отношений будет сохраняться вплоть до полного урегулирования конфликтов в двух арабских странах.