ЧЕЧНЯ. Еще со времен первой чеченской войны осталась интересная запись радиобеседы. Сделана она во время печального и наспех подготовленного штурма Грозного в Новогоднюю ночь 1995-го года. Если говорить кратко, то некий чеченский полевой командир на атмосферном фоне выстрелов и взрывов обращается к российскому офицеру из Майкопской бригады, шедшей на столицу Чечни. Окрашенным легким чеченским акцентом голосом сквозь радиопомехи просит «отвести ребят» т.е уйти из города и избежать тяжелого грядущего боя. Говорит, что если кем-то Россия недовольна, то решать вопрос нужно не силой оружия, но путем переговоров.
- Алик, отводи ребят, - примерно так на записи говорит чеченец. - Я вижу парень ты отличный, давай лучше ко мне потом в гости приедешь... Но если бой будет, я тебя и твоих солдат щадить не буду, пожалей матерей их... Дай команду, от всего сердца желаю, чтоб вы живы остались. - Я не такой большой командир, чтоб давать приказ на отступление давать, - спокойным голосом отвечает оппоненту по радио тот самый Алик. - Такого выбора не имею. У меня приказ есть и я его выполню...
Увы, имя того российского офицера Майкопской бригады по имени Алик так и осталось по сей день неизвестным. Как и его судьба. Зато имя обратившегося к нему чеченского полевого командира доподлинно установлено. Это прошедший прежде абхазскую войну начальник штаба Шамиля Басаева Эли Авдаев, известный так под прозвищем Ламбада. Свое прозвище Эли Авдаев, по одной из версий, получил, когда вместе с братьями по оружию направлялся в Абхазию. По пути в Кабардино-Балкарии его остановили для проверки милиционеры. Эли, тут же направив на силовиков автомат, заставил их плясать ламбаду...
Эли Авдаев активно воевал уже в 1994-м году в самой Чечне - противостоял отрядам чеченской оппозиции Умара Автурханова и Бислана Гантамирова. В частности, отличился в боях в Грозном в ноябре того же 1994-м. Говорят, когда Басаева тогда спросили: как завершился бой против оппозиции, тот ответил лишь одно: "У Ламбады спросите..."
Во время новогоднего штурма Грозного российской армией Ламбада находился в районе железнодорожного вокзала чеченской столицы, откуда скорее всего, и обратился к федералам Алика. Здесь же воевал против Майкопской бригады Тут же 3 января 1995-го и закончил свои дни. Радиообращение Эли Авдаева к Алику можно расценивать совершенно по-разному. И как попытку психологически повлиять на российских военных, внести разлад в дисциплину федералов, а своим дать время на перегруппировку. И как благородный поступок, попытку предотвратить ненужное кровопролитие.
Фраза же Алик, отводи ребят стала в современной Чечне крылатой и частенько используется даже как интернет-мем.