>АЗЕРБАЙДЖАН. Через несколько месяцев после подписания трехстороннего заявления, положившего конец Второй Карабахской войне, все более актуальным выглядит вопрос развития транспортного сообщения на Южном Кавказе. Как пишет Caucasus Watch, долгое время драйверами развития транспорта в регионе оставались Россия и Турция, которые стремились к более глубокому проникновению на Южный Кавказ путем развития соответствующей железнодорожной и трубопроводной инфраструктуры, а также создания более интенсивных союзов.
Влияние Москвы снизилось из-за блокировки железнодорожных путей после Первой Карабахской войны в начале 1990-х годов, но теперь она сможет восстановить транспортные маршруты советских времен. 30 января на трехсторонней встрече вице-премьеров Армении, Азербайджана и России был разработан механизм восстановления транспортной инфраструктуры в Нагорном Карабахе и остальной части региона, как то было предусмотрено в ноябрьском соглашении 2020 года, где говорится о ”разблокировке региональных экономических и транспортных связей”. Встреча стала продолжением диалога, состоявшегося 11 января 2021 года в Москве между президентами РФ, Азербайджана и премьер-министром Армении.
Стороны договорились о создании экспертных групп, но проблемой остается наличие нескольких альтернативных автомобильных и железнодорожных маршрутов. Баку и Ереван, похоже, поддерживают открытие различных коридоров, руководствуясь внутриполитическими, экономическими и военными соображениями. Восстановление старых маршрутов предполагает вспомнить о советской инфраструктуре. Существовало два коридора из Азербайджана в Армению, и оба гарантировали сообщение с Турцией через эксклав Нахчыван. Один маршрут проходил через Иджеван и Ереван, а второй, южный, - через Зангилан. Оба коридора функционировали в советский период, но были закрыты в начале 1990-х годов в результате карабахского конфликта. Блокировка маршрутов ограничила возможности проникновения России и Турции на Южный Кавказ.
Сейчас Армения склонна разблокировать северный маршрут, в то время как Азербайджан поддерживает южный коридор, который будет проходить через возвращенные в результате войны территории и узкий участок армянской земли, что облегчит контроль с точки зрения безопасности. Для Еревана восстановление северного участка железной дороги было бы более выгодным, так как большая часть маршрута находится в рабочем состоянии. Линия начинается в селе Ерасх Араратской области, проходит через Нахчыван, южную Армению, Азербайджан и идет далее, на север, в Россию.
В течение последних трех десятилетий Армению с Россией связывала Грузия. Торговля осуществляется через Военно-Грузинскую дорогу. Однако дорога зачастую ненадежна, поскольку часто закрывается из-за природных катаклизмов - снега и оползней. Хотя руководство Армении ищет маршруты, которые дополнят грузинский, на данный момент Ереван, похоже, больше интересует открытие железных дорог, чем автомобильных путей. Альтернативой грузинскому маршруту может стать маршрут через Азербайджан, который длиннее.
Участники двух январских встреч в Москве заявили, что от восстановления маршрутов выиграют все государства региона, включая Грузию, Иран и Турцию. Однако в случае с Грузией потенциальные преимущества не так очевидны. Тбилиси выигрывает от того, что контролирует единственный маршрут между Арменией и Россией. Альтернативы могут снизить доходы от транзита. Чтобы сохранить позиции, Грузия может разыграть карту Абхазской железной дороги. Это вызывает множество вопросов относительно того, какая маркировка - грузинская или абхазская - должна указываться в официальной документации. Кроме того, экономические выгоды от проекта не гарантированы, поскольку прибыль от использования железной дороги для торговли между Арменией и Россией может оказаться недостаточной для покрытия затрат на восстановление и эксплуатацию маршрута. Тем не менее были сообщения, что абхазский участок готовится к эксплуатации.
Предлагаемое восстановление железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Нахчываном ограничивает влияние Ирана на Баку. Азербайджан зависел от иранского транзита, обеспечивающего связь с эксклавом. Иран, развивающий прямое железнодорожное сообщение с Россией через Азербайджан, может рассматривать и восстановление абхазской железной дороги как дополнительный инструмент укрепления сообщения с Южным Кавказом. Помимо прямого выхода в Россию, Иран также сможет оказаться на Черном море. Однако вряд ли такой сценарий приветствует главный сторонник Грузии - США.
Обе предлагаемые железнодорожные линии обеспечивают Азербайджану прямое железнодорожное сообщение с Турцией через Нахчыван. Турция уже объявила о своем плане строительства новой железнодорожной ветки в эксклав. Хотя нет никаких препятствий с точки зрения оккупации Арменией азербайджанских земель вокруг Нагорного Карабаха, все еще неясно, возобновит ли Армения торговлю с Азербайджаном или Турцией после того, как заработает один из железнодорожных путей. Еще многое предстоит выяснить в отношении деталей возрождения железнодорожных линий, но общее стремление к этой цели очевидно. Россия и Турция укрепят свои возможности проникновения в регион по различным железным дорогам. Иран и Грузия выиграют меньше других.
Возможные варианты развития событий
Россия успешно продвигает проект восстановления железных дорог советских времен. Они предоставят Москве более широкие возможности для проникновения в регион, в частности, для сообщения с Арменией, по железной дороге, которой Москва была лишена с начала 1990-х годов. Турция и Азербайджан снова будут связаны напрямую. Восстановленные железные дороги увеличат объемы региональной торговли, но враждебность между Арменией и Азербайджаном может ограничить возможности. Возрождение маршрутов способно усилить давление на Никола Пашиняна со стороны оппозиции - он столкнется с серьезными вызовами. Иран, скорее всего, увеличит темпы строительства своей железнодорожной ветки, ведущей в Россию через Азербайджан, чтобы сбалансировать пошатнувшуюся позицию в регионе.