ЧЕЧНЯ. Солса-Хаджи Яндаров (1845-1929) чеченский религиозный деятель, шейх накшбандийского тариката.
Родился в семье гендаргеноевца Яндара в селе Урус-Мартан в 1845 году. Рождение Солсы пришлось на самый разгар Кавказской войны. В то время чеченцы, спасаясь от царской армии, оставляли равнинную часть Чечни и уходили в труднодоступные места в горы. Мать Солсы звали Небисат.
Существует легенда о том, что в горном селе Гендерген жили десять братьев, которые в силу малоземелья вынуждены были спуститься на плоскость. Двое братьев осели в местечке, где находится современное село Старые Атаги, остальные восемь братьев выбрали территорию, где сегодня располагается современный Урус-Мартан и основали хутор.
К пятнадцати годам он в совершенстве владел арабским языком и знал наизусть многие суры Корана. Проявлял значительное усердие в изучении ислама и связанной с ним культуры. Как и многие истинные мусульмане – борцы за мусульманскую веру – Солса-Хаджи подвергался преследованиям со стороны государства.
Солса в Урус-Мартане открывает собственный кирпичный завод. Это обеспечило многим работу и возможность заработать своим трудом на жизнь. Все, что он копил, создавал непосильным трудом, Солса-Хаджи раздавал нуждающимся.
В конце царского времени он совершает паломничество в Мекку. После чего, нуждаясь в духовном наставнике, осуществляет его поиск и находит его в лице Апти-шейха из Аксая (Таш-Кичу). С освоением накшбандийского тариката Солса-Хаджи получает иджазу (разрешение) для его проповедования и вовлечения мюридов. Религиозные способности Солса-Хаджи сникали ему уважение Апти-шейха.
Существует предание о том, как Апти-шейх из Аксая приехал в Урус-Мартан к Солса-Хаджи. Выйдя из фаэтона во дворе Солса-Хаджи, вступив ногой на землю, он промолвил: «Т1аьхьара д1а доьрза меттиг х1ара хир ю вай», т.е. «это место станет нашим последним пристанищем».
Когда разорившиеся после Кавказской войны чеченцы стали мигрировать в правоверную Турцию, шейх отговаривал соотечественников от этой затеи: «В Турции вам будет гораздо хуже, чем на родине, никакой жалости и милости от правоверных турок вы не дождетесь».