ЧЕЧНЯ. Об абреках известно многим, пусть и в очень обобщенной форме. А вот Психадзе – это даже звучит как-то необычно.Между тем о психадзе писали еще до революции. Так что не стоит думать, что это очередной новодел современных кавказских неонацистов, претендующих на всё-всё-всё и не меньше. О них говорил еще казачий генерал-лейтенант И.В. Попко, который мало того что был участником Кавказской войны, но и был военным историком и оставил массу ценных сведений о жизни и обычаях народов Кавказа. По его словам, психадзе еще называли стаей водяных псов.
Как известно, в горах был настоящий культ воина-наездника. Даже бандит, сколь бы презираем он ни был, в идеале должен был быть конным. Психадзе же были пешими. Их нападения были скрытными и часто совершались из засад, в организации которых они неплохо преуспели. Психадзе могли долго время передвигаться ползком и могли совершенно незаметно преодолевать кордонные плотины, просачиваясь через мельчайшие скважины. И об этих «черных тенях Кавказа» упоминает не один только Попко.
Само слово пока что четкой трактовки не имеет. Некоторые переводят его как «отчаянный», некоторые как «хитрый». Но и «стая водяных псов» может быть вполне обоснованной, поскольку на некоторых языках народов Кавказа слово «псэ» обозначает воду. По этой причине некоторые предполагают, что «психадзе» обозначает «брошенный в воду».
Один из русских географов того времени считал что психадзе – это преступники, которых приговорили к утоплению. К сожалению, неизвестно как эти преступники могли сбиваться в группы, почему избежали казни, как осталась неизвестной и их идеология. Однако вполне возможно, что именно контакты казаков с кавказскими психадзе, породили такое явление как казаки-пластуны, которые впоследствии затмили психадзе и, возможно, стали одной из причин исчезновения этого явления.