ЧЕЧНЯ. По воле судьбы, гонимые прошедшими подряд двумя Чеченскими войнами, в начале 2000-х вайнахи обосновались на Лазурном берегу Франции, в Ницце. По оценке городской мэрии, в настоящее время здесь проживает порядка 10 тысяч чеченцев.
Справка: 30 000 человек — численность чеченской диаспоры во Франции. 60 000 человек — предполагаемая численность чеченской диаспоры в Европе. 1 миллион человек — население Чечни в 2000 году, до начала волны эмиграции
Чеченцы и торговля. В окрестностях центрального железнодорожного вокзала Ниццы большинство «русских» магазинчиков на самом деле также принадлежат чеченцам. Как рассказывают местные чеченцы - в торговле работает бывшая элита Грозного - от инженера Института нефти и газа до профессоров и преподавателей. Дело в том, что подняться наверх по общественной лестнице очень непросто: без протекции приезжим приходится несладко. Как они говорят: «Во Франции нет такой коррупции, как у нас, но в результате получается то же самое: если у тебя нет связей, ты никто».
Прошло уже два десятилетия с того времени, когда кавказцы бежали подальше от войны, однако поток вновь прибывших до сих пор не уменьшается, несмотря на большое нежелание французских властей предоставлять им вид на жительство. В этом южном туристическом и космополитичном по своей сути городе одной из главных отличительных черт чеченцев стало умение быстро приспосабливаться к условиям жизни в новой стране, как на легальных, так и нелегальных основаниях. Когда в начале 2000-х годов первые чеченские семьи обосновались в северо-восточном пригороде Ариан (большая часть его населения — цыгане и арабы), ночные потасовки были обычным делом. Все проходило по одному и тому же сценарию: в ответ на любой косой взгляд чеченцы сразу же хватались за ножи и быстро получали солидное подкрепление. Пораженные происходившим "арбузы" были вынуждены отвечать на агрессию... Однако уже через несколько лет взаимное недоверие улеглось, и обе общины начали понимать и даже уважать друг друга.
Молодые. У чеченцев, которые прибыли во Францию в молодом возрасте, был велик соблазн заняться легкой работой (охрана, ночные клубы), которые могут стать трамплином к нарушению закона и позволяют создать впечатление, что «ты тут главный». В разгар Каннского фестиваля в мае 2011 года произошел инцидент, который шокировал местных. Тогда охранники отказались пропустить молодых чеченцев в VIP-клуб на набережной Круазетт. На рассвете микроавтобус, перевозивший этих охранников, был блокирован пятью автомобилями с двадцатью кавказцами, вооружёнными ножами, бейсбольными битами, металлическими прутьями и телескопическими дубинками. Одиннадцать охранников, едва они вышли из автобуса, были жестоко избиты. Суд тогда приговорил четверых чеченцев к четырем годам лишения свободы за нанесение тяжких телесных повреждений. Однако надо отдать должное – чеченская диаспора в короткие сроки справилась с тем, что было неподвластно долгие годы французской полиции – засилием арабской уличной преступности, бесконтрольному обороту наркотиков. Теперь в Ницце нет ночного клуба или дискотеки, где охранниками не работают крепкие кавказские парни.
Но это лишь одна сторона жизни чеченской диаспоры. Большинство кавказцев не привлекают к себе особого внимания, потому что им удалось стать органичной частью местного общества - стоматологом с собственным кабинетом в Монако или успешным отельером. Интеграция подразумевает поиск равновесия между собственной культурой и культурой новой страны. Жители Ниццы справедливо гордятся успехами спортивных клубов, в которых занимаются молодые чеченцы. Примером может быть вайнахский клуб единоборств «Легион» (на фото ниже). Воспитанники Магомеда Асхапова на турнире «Опен Франция» по бразильскому джиу-джитсу добились отличных результатов, хотя джиу-джитсу не является их профильным видом. В общей сложности «легионеры» завоевали на турнире 6 золотых, 4 серебряные и 1 бронзовую медали. Менталитет. Любой уважающий себя чеченец должен быть в состоянии назвать по меньшей мере шестерых предков по отцовской линии. Любой из живущих в Ницце чеченцев может легко перечислить всех приехавших во Францию жителей его родного селения и даже указать, где они поселились. Любой чеченец знает, что может рассчитывать на помощь «своих» в случае необходимости.