ЧЕЧНЯ. ИСТОРИЯ ВСЕГО пишет в Дзен: Для развития национальной самобытности мы должны искать новые области применения чеченских характерных архитектурных элементов. Ислам в этом смысле абсолютно лоялен к разным экспериментам в стилях и не принуждает мусульман копировать восточные идеи. В руководстве Чеченской Республики должен найтись человек, который взял бы на вооружение эту повестку. Но, судя по всему, сейчас это никому не интересно.
Некоторые предсказуемо возразят, что это искусственная попытка обогатить чеченскую культуру, но именно таким образом разные цивилизации обретали свои особенные черты – короли или знать приглашали видных зодчих, художников, поэтов и результат их работы превращался в государственное достояние, давая мощный толчок всему последующему национальному искусству. В этом смысле не важно, будут эти процессы протекать естественно или сознательно. Тем более, что одно другому не противоречит.
Можно начать с постройки небольших мечетей и медресе и восстановления старых. Здесь важно уделить особое внимание деталям, а не предаться конвейерной работе, плюнув на подлинность. Иначе эта попытка навсегда запомнится своей неудачей и карикатурностью (к чему сейчас идёт почти вся реконструкция родовых башен в горах). В конце концов, мы не обязаны вторить восточным народам, изображая персидские, арабские и турецкие мотивы в религиозных сооружениях Чечни. С учётом нашей географии и истории, это почти всегда смотрится неестественно.
Приятным опытом, пусть и не совсем чеченским в своих национальных корнях, были кирпичные мечети 90-х и начала 20-го века (некоторые минареты тех времён сохранились до наших дней). И эти постройки смотрелись куда более органично, чем современные мечети, облицованные жёлтым камнем и обставленные дешёвыми пластиковыми окнами. Наверное, чувство вкуса нельзя воспитать. Оно даётся от Аллаха – с ним только рождаются.